Файл: Контрольная работа по дисциплине Конституционное право Институт непрерывного и дистанционного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

(УрГЭУ)



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право»



Институт непрерывного и дистанционного образования
Направление подготовки

40.03.01. Юриспруденция
Направленность (профиль)

Гражданско-правовой

Кафедра

Конституционного и международного права


Оценка: ________________




Студент

Федулова Дарья Александровна

Группа ИДО ОЗБ ЮГП-21Р

Преподаватель

Мещерягина Вероника Александровна

к.ю.н., доцент


Екатеринбург

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Задание №1 3

Задание №2 7

Задание №3 9

Задание №4 10

Список используемых источников 13

Задание 1. Опишите основные этапы развития парламентаризма в нашей стране (Российская империя, СССР, Российская Федерация)

Появление конституционно-демократических идей в России относится к XVIII в. Именно эти идеи послужили формированию и развитию российского конституционализма как теоретической доктрины, которые проходили в рамках трех основных периодов.
Первый период включал в себя возникновение конституционных идей и разработку проектов конституции, ни один из которых так и не был реализован.

Второй период - период монархического конституционализма. Его идеи воплотили в думской монархии, возникшей в 1906 г.

Третий период, начавшийся после Февральской революции 1917 г., провозгласившей республиканскую форму правления, был прерван Октябрьской революцией.

М.В. Баглай указывает, что в XX в. в России сменилось два типа конституционного права:

1) дореволюционное конституционное (государственное) право, отражающее переходы страны от абсолютной к конституционной монархии (1905 г. — февраль 1917 г.), а затем к парламентской республике (февраль 1917г. — октябрь 1917 г.);
2) тоталитарное конституционное (государственное) право, появившееся в результате свершения Октябрьской революции и просуществовавшее в разных модификациях вплоть до периода перестройки (вторая половина 1980-х гг.).
Теперь в России складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и учреждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина.
Период XVIII - XIX вв. можно охарактеризовать как период дворянского или правительственного конституционализма, который включал возникновение первых конституционных идей и проектов об ограничении власти монарха (М.М. Сперанский, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев). Ни один из этих конституционных проектов не был реализован на практике.
В начале XX в. произошло оформление российского конституционализма как политического течения, выразившегося в идеях либерального направления партии кадетов (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, В.М. Гессен) и реформировании государственного строя России. На первом этапе - со второй половины XIX в. (с начала царствования Александра II) - начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил медленно и мучительно, сопровождаясь нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями.

17 октября 1905 г. Николаем II был издан Манифест, провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но все же первый в истории России акт о гражданских свободах. Весь мир приветствовал эту победу первой русской революции, и только большевики проигнорировали Манифест, объявив его ловушкой, пустым, формальным актом. Между тем Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа (Государственной думы), ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906 г., и рядом последующих правовых актов этот акт положил начало конституционному развитию страны. Основные законы учредили двухпалатную парламентскую систему (Государственная дума и Государственный совет) при сохранении сильной власти царя: без его утверждения закон не мог вступить в силу.


Совет министров был преобразован в постоянно действующий орган, назначаемый царем и ответственный только перед ним. Монарх сохранил полный контроль за формированием политики правительства, и особенно в области внешней политики и военных дел. Для избрания Государственной думы вводилось избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. Государственной думе, которая должна была избираться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, которые, однако, могли приниматься и царем, но с одобрения обеих палат парламента. Депутаты не несли ответственности перед избирателями. Вторая палата (Государственный совет) имела те же права, что и Дума. Она рассматривала все законопроекты, принятые первой палатой, и только в случае ее одобрения законопроект передавался на утверждение царю.

Состав Государственного совета наполовину назначался царем, а другая его половина избиралась от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, дворянских обществ, торговли и промышленности. Эти конституционные акты привели к легализации политических партий и обострению межпартийной борьбы.
Октябрьская революция оказалась поворотной вехой в истории российской государственности, положившей начало новому этапу формирования конституционализма в России, который можно охарактеризовать как «советский конституционализм».
В советский период понятие «конституционализм» в применении к советской действительности было изъято из научного оборота. Как отмечал О.Е. Кутафин, концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права и явившаяся буржуазно-демократи еской антитезой феодальной тирании, признавалась для Советского государства неприемлемой, поскольку большевики были противниками основных ценностей конституционализма: принципа разделения властей, парламентаризма, идеи правового государства. Лишь после принятия Конституции СССР 1977 г. и особенно в годы перестройки были предприняты попытки сконструировать концепцию советского (социалистического) конституционализма.

Современный этап российского конституционализма начался после принятия Конституции РФ 1993 г. Многие конституционные принципы пока не нашли последовательного воплощения в отраслевом законодательстве и судебной практике, поэтому текущий этап российского конституционализма требует особого внимания исследователей для его эволюционных возможностей и перспектив развития. Также необходимо отметить, что конституционализм, происходящий от термина «конституция», не равнозначен ему и имеет множество интерпретационных значений в юридическом, историческом и политическом процессах.


Любая конституция должна приниматься на основе общественного договора, согласия главных политических сил государства об основах создаваемого конституционного строя. Если Основной Закон введен в действие без опоры на базовый консенсус, то можно оспаривать конституционный характер такого государства, а легитимность самой Конституции представляется более чем сомнительной. Российская модель конституционализма отличается от западных (классических) аналогов, что предопределило неизбежность выработки качественно отличной от Запада стратегии развития вообще и другой концепции политических сил и тактики реформ в частности. Основным носителем конституционной программы в России выступала не буржуазия, а скорее само государство в лице чиновной бюрократии.

Конституционализм как политическая система, опирающаяся на конституционные методы правления, в полной мере не был реализован на практике в России. Возникновение многопартийной системы и принятие Основных Законов 1906 г. не сопровождалось выработкой конституционных «правил игры» и их признанием политическими партиями, а методы осуществления государственной власти сохраняли авторитарные черты.

В условиях длительной традиции существования монархической власти в России система монархического конституционализма оказывалась единственно возможной в перспективе эволюционного развития конституционного строя. Однако после февраля 1917 г. возобладала революционная линия развития российской государственности. Советские конституции сформировали определенную преемственность в политико-правовом развитии страны, послужили нормативной основой для создания теории советского государственного права и советского строительства. В них закреплялись социалистические ценности, отражалось социалистическое правосознание, которые не вмещали идеалов правового государства и гражданского общества. Несмотря на это, главный принцип конституционализма - верховенство Конституции - выражался, закрепляя доктрину социалистической законности. Декларирование в советских конституциях цели демократизации общественной жизни создавало предпосылки увеличения роли Конституции в правовом регулировании общественных отношений. Но реального воплощения в правовой системе страны принцип верховенства Конституции не получил.

В действующей Конституции РФ 1993 г. (ч. 2 ст. 4) принцип верховенства Конституции впервые в истории конституционного развития России получил юридическое закрепление. Этот принцип призван показать место Конституции в правовой системе страны, в иерархии правовых актов.

Действующую Конституцию Российской Федерации с точки зрения ее внутреннего структурирования можно охарактеризовать в качестве единой, организационной, сложной, ценностно ориентированной, иерархической, информационной системы, которая создает предпосылки эволюционного типа развития права, государства, общества. Это эволюционное развитие возможно проследить через основные ценности конституционализма, которые закреплены в основных положениях Конституции РФ, таких как приоритет прав человека, верховенство права, народовластие, разделение властей и другие.
Таким образом, конституционализм - это специфическое политико-правовое явление, включающее в качестве составных структурных элементов идейную доктрину, действующее законодательство и юридическую практику. Обобщая конституционную историю России в XX в., необходимо отметить более демократичный характер Конституции России 1993 г. по сравнению с ее предшественницами как по способу принятия, так и по содержанию ключевых положений. Несомненно, что она сочетает в себе универсальные принципы конституционализма, характерные для современного этапа мирового конституционного развития.

Задание 2. Дайте конституционно-правовую характеристику Правительству Российской Федерации. Проанализируйте его конституционные полномочия (в сравнении с иными органами), обозначите его место в системе органов власти, порядок формирования. Охарактеризуйте систему иных федеральных органов исполнительной власти.

Государственная власть в России строится по принципу разделения властей.

Правительство РФ – олицетворяет исполнительную власть, которая осуществляет организационную, управленческую деятельность, направлена на исполнение правовых НПА разработанных и принятых представительной властью.

Правительство РФ- высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, состоящий из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Правительство РФ – это коллегиальный орган государственной власти, помимо членов Правительства, указанных в Конституции, в Правительство могут входить руководители других органов федеральной исполнительной власти.