Файл: Контрольная работа по дисциплине Конституционное право Институт непрерывного и дистанционного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовой статус Правительства Российской Федерации определен гл. 6 Конституции РФ (ст. ст. 110 - 117) и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, а согласно ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ - это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Его освобождение от должности также осуществляется Президентом РФ. Освобождение Председателя от должности одновременно вызывает отставку всего Правительства РФ. Заместители председателя и федеральные министры назначаются на должности и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент может сам принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, на основании которого Президент вправе объявить об отставке Правительства, либо не согласиться с решением Государственной Думы. Повторное выражение недоверия Правительству обязывает Президента либо объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу.
Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы, которое оно реализует путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Правительство в обязательном порядке дает заключение по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и по другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Правительство вправе направлять в Федеральное Собрание (в каждую палату) официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним, которые подлежат обязательному оглашению при рассмотрении этих законопроектов.


Работа Правительства и министерств выстраивается на основе подчинительной власти. Правительство ставит задачи подчиненным органам, утверждает рабочие планы, показатели министерств и других органов.

Задание 3. Президент Российской Федерации в связи с проведением хирургической операции временно возложил указом исполнение своих обязанностей на Председателя Правительства РФ. Однако Государственная Дума Федерального собрания РФ возразила против этого, основываясь на том, что Председатель Правительства может временно исполнять обязанности Президента РФ только в случаях, предусмотренных ч.2 ст. 92 Конституции РФ (досрочное прекращение полномочий).
Возможно ли временное исполнение полномочий Президента РФ Председателем Правительства РФ в указанной ситуации?

Согласно, п. 3 ст. 92 Конституции Российской Федерации: «Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации».

В Конституции напрямую не указано, кто должен осуществлять полномочия Президента в случае, если председатель Правительства не назначен или не в состоянии исполнять свои обязанности. Согласно федеральному конституционному закону от 06.11.2020 №4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», статья 8:
«В случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации, в том числе ввиду болезни или отпуска, Президент Российской Федерации своим решением вправе возложить временное исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации. Если соответствующее решение Президентом Российской Федерации принято не было, временное исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации осуществляется Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей, установленным Председателем Правительства Российской Федерации».
Соответственно, исполнение обязанностей Президента в экстренных случаях является одной из непосредственных должностных обязанностей Председателя Правительства, а его заместители уполномочены исполнять все его обязанности в случае его отсутствия, то обязанности Президента должны быть временно возложены на одного из заместителей Председателя Правительства в порядке замещения, установленном распоряжением Председателя Правительства. Однако правомерность временного исполнения обязанностей Президента РФ заместителями Председателя Правительства РФ является безосновательной, как с практических, так и с теоретических позиций. В новейшей политико-правовой истории России указанные пробелы еще не проявили себя.


Задание 4. Заполните таблицу: Законодательный процесс в РФ

Федеральный конституционный закон

Стадии

Содержание стадии (этапы).

Порядок рассмотрения.

Срок рассмотрения

Форма принятия решения.

(кол-во голосов)

Каким актом оформляется решение,

Кем и кому передаётся закон (законопроект)

Сроки передачи закона (законопроекта) от одних участников процесса к другим

внесение законопроекта

рассмотрение законопроекта


рассмотрение Советом Федерации

подписание Президентом РФ

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в ГД субъектами права законодательной инициативы: Президентом РФ, СФ, сенаторами РФ, депутатами ГД, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.
Рассмотрение законопроектов ГД осуществляется, как правило, в трех чтениях. По результатам рассмотрения ГД может принять следующие решения: одобрить законопроект в качестве федерального конституционного закона, принять законопроект в качестве федерального закона, отклонить законопроект.





Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов РФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. После одобрения СФ федерального конституционного закона он считается принятым и подлежит подписанию Президентом РФ.


Ст. 107 Конституции РФ предусматривает, что принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней он подписывает федеральный закон и обнародует его.


Одобренные ГД федеральные конституционные законы и принятые ГД федеральные законы в обязательном порядке в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ.

Если СФ в предусмотренный Конституцией РФ 14-дневный срок не рассмотрел принятый ГД федеральный закон на заседании палаты, он в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ считается одобренным СФ и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.




Список используемых источников


  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года). Электронное. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

  2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Электронное. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950/

  3. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: историко-библиограф. очерки. Кн. 1. вв. М., 1991.

  4. Пименов И. Представительные и законодательные учреждения в дореволюционной России и СССР. Идеи и практика. Исторический обзор // Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. М., 1997.

  5. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. М., 2006.