Файл: Создание предметнопространственной развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей 64.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачи ФГОС ДО:

    1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия)

    2. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала

    3. Формирование общей культуры воспитанников

Решение образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно основной формой работы дошкольников и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУПроектирование развивающей предметно-пространственной среды должно строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, с учетом склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную и двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда должна организовываться так, чтобы каждый ребенок мог и хотел заниматься любимым делом. Поэтому определим задачи проектирования развивающей предметно-пространственной среды:

Задачи развивающей предметно - пространственной среды:

      1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

      2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.

      3. Создание условий для реализации усвоенных в непосредственно образовательной деятельности способов выполнения приобретенных знаний.

      4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Чтобы среда отвечала всем требованиям ФГОСТ, нужно так же выделить функции проектирования среды.

Принципы развивающей предметно – пространственной среды:

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям. Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения 
развивающей среды в ДОУ:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является становление контакта. Часто, этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок: воспитатель находится в позиции «сверху», даже физически, а ребенок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребенком. В то же время задушевное общение ребенка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза», здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить ее в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребенка. В связи с этим проектирование среды должно быть таковым, чтобы каждый мог найти место, удобное и комфортное для эмоционального состояния.

Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Ребенок и взрослый должны стать творцами своего предметного окружения. По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда ДОУ должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновению и развитию познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Например, одна из стен для творчества предоставлена в полное распоряжение детей.

Принцип стабильности, динамичности.

В проекте пространственно – развевающей среды должна быть заложенность ее изменять. В интерьере должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства. В том числе выполняемой детьми, может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскачивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. д.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

В плотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности, динамичности». Жизненное пространство ДОУ должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям, в соответствии их интересам и желаниям, свободно заниматься одновременно разнообразными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием и т. д. Трансформация может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, тем самым повышая функциональную активность ребенка.


Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Постижения детьми категории эстетического начинания с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере ДОУ не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка о различных культурах.

Принцип открытости – закрытости.

Может быть представлен в нескольких аспектах:

      1. Это открытость природе. Создание комнат природы, из зелёных зон в группах.

      2. Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не формальный характер, а органически входить в дизайн интерьера.

      3. Это открытость обществу. Особом правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители.

      4. Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Построение среды с учетом половых различий, предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.

Правила создания предметно-развивающей:

Термин предметно развивающая среда появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20 столетия. Чтобы определить содержание и сущность предметно-развивающей среды необходимо рассмотреть понятия«среда»«развивающая среда» и «предметно – развивающая среда».

Существует множество понятий среды. В словаре А. М. Прохорова понятие среда имеет несколько значений:

      1. Вещество, заполняющее какое-либо пространство и обладающее определенными свойствами

      2. Совокупность природных условий жизни деятельности, какого – либо организма.

      3. Окружение, социально – бытовые условия. В которых протекает жизнь человека.

      4. Совокупность людей, связанных общностью жизненных условий, занятий, интересов.

3. Участие в работе методического кабинета ДОУ

3.1 Изучение оснащенности методического кабинета
В ходе производственной практики было изучено оснащение методического кабинета.

Методический кабинет ДОУ оснащен справочной и методической литературой для реализации всех направлений развития детей в соответствии с основной образовательной программой:

педагогические методики и технологии;

учебно-методические комплекты и учебно-наглядные пособия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (альбомы с развивающими заданиями по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста;

картины, репродукции, произведениями графики разных художников, произведения декоративно-прикладного искусства;

медиотека;

аудиокассеты, СД-диски

электронными образовательными ресурсами.

Библиотека детской художественной литературы и методической литературы находятся в методическом кабинете.

Музыкальный и физкультурный зал

В нашем детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован музыкальный зал, совмещённый с физкультурным залом.

Здесь проводятся музыкальные и физкультурные занятия, гимнастика, досуги, праздники и развлечения.

Для удобства и координации работы физкультурных и музыкальных мероприятий, зал работает по специальному графику. 

В зале имеется оборудование для занятий спортом (гимнастические скамейки, мячи, обручи, кегли, гимнастические палки и т.д.), а также музыкальные инструменты (пианино, бубны, барабаны, ложки, погремушки, металлофоны и др.) и музыкальный центр.

Анализ уровня развития физических качеств показал, что система занятий физической культурой, увеличение моторной плотности, использование спортивных игр и упражнений, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям существенно увеличивает показатели здоровья и физические качества воспитанников. 

3.2 Структура, организация и содержание работы методического кабинета
В ходе производственной практики была изучена структура, организация и содержание работы методического кабинета.

В методическом кабинете сосредоточена большая библиотека. Здесь представлены энциклопедии, справочники, толковые словари, методическая литература, которая располагается по образовательным областям ООП ДО, а также содержит в себе коррекционный раздел.

Книги для детей пополняются систематически, создана картотека соответственно Программе и возрасту детей.

Библиотечный фонд методического кабинета пополняется новинками методической литературы, журналами «Обруч», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Справочник старшего воспитателя», «Психолог в детском саду», «Логопед в детском саду», «Детский сад: теория и практика», «Дефектология» и др. Одним словом, для каждой категории педагогов выписывается свой журнал. Обилие подписных изданий создает хорошую почву для самообразования педагогов, подпитывает творчество каждого из них.

Наличие технических средств обучения:

Телевизор 1 шт.

DVD плеер 1 шт.

Компьютер 1 шт.

Принтер (черно-белый) 1 шт.

Принтер (цветной) 1 шт.

СD-, DVD-диски (игры, документация) 20 шт.

Видео- и аудиокассеты 20 шт.

В течение учебного года по плану развития происходит пополнение кабинета методическим и дидактическим материалом.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что одним из слагающих успешности реализации методической работы в ДОУ является организация работы методического кабинета, который позволит обеспечивать рост педагогического мастерства и творческого потенциала каждого педагога, осуществлять педагогический процесс в соответствии с современными требования, с учетом потребностей воспитанников и запроса социума.
3.3 Анализ деятельности старшего педагога ДОУ общеразвивающего вида (должностные обязанности, функции, формы методической работы)
В ходе производственной практики был составлен анализ деятельности старшего педагога ДОУ.

Существуют различные формы методической работы для успешной реализации годовых задач, стоящих перед педагогическим коллективом.