Файл: Создание предметнопространственной развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей 64.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачи ФГОС ДО:
-
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия) -
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала -
Формирование общей культуры воспитанников
Решение образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно основной формой работы дошкольников и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды должно строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, с учетом склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную и двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда должна организовываться так, чтобы каждый ребенок мог и хотел заниматься любимым делом. Поэтому определим задачи проектирования развивающей предметно-пространственной среды:
Задачи развивающей предметно - пространственной среды:
-
Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей. -
Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста. -
Создание условий для реализации усвоенных в непосредственно образовательной деятельности способов выполнения приобретенных знаний. -
Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Чтобы среда отвечала всем требованиям ФГОСТ, нужно так же выделить функции проектирования среды.
Принципы развивающей предметно – пространственной среды:
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям. Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения
развивающей среды в ДОУ:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является становление контакта. Часто, этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок: воспитатель находится в позиции «сверху», даже физически, а ребенок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребенком. В то же время задушевное общение ребенка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза», здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить ее в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребенка. В связи с этим проектирование среды должно быть таковым, чтобы каждый мог найти место, удобное и комфортное для эмоционального состояния.
Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Ребенок и взрослый должны стать творцами своего предметного окружения. По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда ДОУ должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновению и развитию познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Например, одна из стен для творчества предоставлена в полное распоряжение детей.
Принцип стабильности, динамичности.
В проекте пространственно – развевающей среды должна быть заложенность ее изменять. В интерьере должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства. В том числе выполняемой детьми, может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскачивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. д.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
В плотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности, динамичности». Жизненное пространство ДОУ должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям, в соответствии их интересам и желаниям, свободно заниматься одновременно разнообразными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием и т. д. Трансформация может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, тем самым повышая функциональную активность ребенка.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Постижения детьми категории эстетического начинания с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере ДОУ не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка о различных культурах.
Принцип открытости – закрытости.
Может быть представлен в нескольких аспектах:
-
Это открытость природе. Создание комнат природы, из зелёных зон в группах. -
Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не формальный характер, а органически входить в дизайн интерьера. -
Это открытость обществу. Особом правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители. -
Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.
Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Построение среды с учетом половых различий, предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.
Правила создания предметно-развивающей:
Термин предметно развивающая среда появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20 столетия. Чтобы определить содержание и сущность предметно-развивающей среды необходимо рассмотреть понятия: «среда», «развивающая среда» и «предметно – развивающая среда».
Существует множество понятий среды. В словаре А. М. Прохорова понятие среда имеет несколько значений:
-
Вещество, заполняющее какое-либо пространство и обладающее определенными свойствами -
Совокупность природных условий жизни деятельности, какого – либо организма. -
Окружение, социально – бытовые условия. В которых протекает жизнь человека. -
Совокупность людей, связанных общностью жизненных условий, занятий, интересов.
3. Участие в работе методического кабинета ДОУ
3.1 Изучение оснащенности методического кабинета
В ходе производственной практики было изучено оснащение методического кабинета.
Методический кабинет ДОУ оснащен справочной и методической литературой для реализации всех направлений развития детей в соответствии с основной образовательной программой:
педагогические методики и технологии;
учебно-методические комплекты и учебно-наглядные пособия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (альбомы с развивающими заданиями по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста;
картины, репродукции, произведениями графики разных художников, произведения декоративно-прикладного искусства;
медиотека;
аудиокассеты, СД-диски
электронными образовательными ресурсами.
Библиотека детской художественной литературы и методической литературы находятся в методическом кабинете.
Музыкальный и физкультурный зал
В нашем детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован музыкальный зал, совмещённый с физкультурным залом.
Здесь проводятся музыкальные и физкультурные занятия, гимнастика, досуги, праздники и развлечения.
Для удобства и координации работы физкультурных и музыкальных мероприятий, зал работает по специальному графику.
В зале имеется оборудование для занятий спортом (гимнастические скамейки, мячи, обручи, кегли, гимнастические палки и т.д.), а также музыкальные инструменты (пианино, бубны, барабаны, ложки, погремушки, металлофоны и др.) и музыкальный центр.
Анализ уровня развития физических качеств показал, что система занятий физической культурой, увеличение моторной плотности, использование спортивных игр и упражнений, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям существенно увеличивает показатели здоровья и физические качества воспитанников.
3.2 Структура, организация и содержание работы методического кабинета
В ходе производственной практики была изучена структура, организация и содержание работы методического кабинета.
В методическом кабинете сосредоточена большая библиотека. Здесь представлены энциклопедии, справочники, толковые словари, методическая литература, которая располагается по образовательным областям ООП ДО, а также содержит в себе коррекционный раздел.
Книги для детей пополняются систематически, создана картотека соответственно Программе и возрасту детей.
Библиотечный фонд методического кабинета пополняется новинками методической литературы, журналами «Обруч», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Справочник старшего воспитателя», «Психолог в детском саду», «Логопед в детском саду», «Детский сад: теория и практика», «Дефектология» и др. Одним словом, для каждой категории педагогов выписывается свой журнал. Обилие подписных изданий создает хорошую почву для самообразования педагогов, подпитывает творчество каждого из них.
Наличие технических средств обучения:
Телевизор 1 шт.
DVD плеер 1 шт.
Компьютер 1 шт.
Принтер (черно-белый) 1 шт.
Принтер (цветной) 1 шт.
СD-, DVD-диски (игры, документация) 20 шт.
Видео- и аудиокассеты 20 шт.
В течение учебного года по плану развития происходит пополнение кабинета методическим и дидактическим материалом.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что одним из слагающих успешности реализации методической работы в ДОУ является организация работы методического кабинета, который позволит обеспечивать рост педагогического мастерства и творческого потенциала каждого педагога, осуществлять педагогический процесс в соответствии с современными требования, с учетом потребностей воспитанников и запроса социума.
3.3 Анализ деятельности старшего педагога ДОУ общеразвивающего вида (должностные обязанности, функции, формы методической работы)
В ходе производственной практики был составлен анализ деятельности старшего педагога ДОУ.
Существуют различные формы методической работы для успешной реализации годовых задач, стоящих перед педагогическим коллективом.