Файл: Занятие 2 по теме (темам) 24.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 318

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 2 по теме (темам) № 24

Задание: определите фреймовую структуру известного вам детективного рассказа, следуя одной из предложенных ниже схем. По необходимости дополните или измените схему.

Ответ:

А. Схема анализа

Концепт «преступление»

информация о преступлении – умышленное убийство;

место и время преступления – 2016 год, Ричмонд-Хилл, средняя школа Бэйвью, понедельник, 24 сентября, 15.05;

жертва – ученик средней школы Саймон Келлехер;

прибытие милиции – через 40 минут после происшествия;

наличие свидетелей – четверо;

способ совершения преступления – использование продукта, вызывающего смертельную аллергическую реакцию у человека;

вид преступления – умышленное преступление;

Концепт «тайна»

личность преступника – умный человек, но является изгоем, т.к. он создал приложение для сплетен, которые держат в плену всю школу. Его посты сочные, язвительные, жестокие, и самое главное – всегда правдивы. Он гордится тем, что выставляет своих одноклассников "лжецами и лицемерами, которыми они на самом деле являются". Хотя все его одноклассники читают его приложение, они также ненавидят его за это.   

Планирование преступление – есть.

Мотивы преступления – ссора двух близких друзей.

Концепт «расследование»

деятельность милиции – стражи порядка сильно заинтересованы в раскрытии преступления. Они устраивают обыски, допрашивают подозреваемых и их родственников, друзей и знакомых;

осмотр места преступления – нет никаких явных улик о виновнике убийства. Единственной уликой является пластиковый стаканчик;

свидетельские показания – одноклассники не знают причину смерти Саймона. О нем отзываются как о человеке умном, но любящим шантажировать людьми их секретами;

анализ полученных фактов – продуманное до мелочей преступление, находчивость и беспощадность преступника;

представление подозреваемых – Бэйвью Бронвин, Нейт, Купер и Эдди, Джейк, тот самый друг Саймона;

обнаружение улик – пластиковый стаканчик, из которого пил воду пострадавший. Консоль с записями разговора двух друзей;


первые попытки решения (версии) – нет;

данные криминологической экспертизы – нет;

Концепт «наказание»

поимка преступника и его арест – полиция задерживает преступника, основываясь на полученные улики;

разгадка тайны преступления – происходит под конец книги, когда находится главная улика – запись разговора пострадавшего и преступника;

реконструкция и вскрытие мотивов преступления – шантаж и желание отомстить;

анализ завершенного дела – Джейк косвенно несет ответственность за смерть Саймона, потому что он украл эпи-ручки, которые могли бы спасти его жизнь. Саймон намеренно проглотил капсулу арахисового масла как часть вызова. Таким образом, тем самым фактически совершив самоубийство;

рассказ преступника – отсутствует;

допрос преступника – отсутствует.


Практическое занятие 4 по теме № 27

Задание: 1. составьте таблицу, отражающую использование типологического метода в различных науках, включив в неё следующие пункты: название науки, название классификации, классифицируемые объекты, основания классификации, таксономические ранги и единицы. 2. Опишите генеалогические и типологические отношения между славянскими языками.
Ответ: Важнейшей особенностью типологического метода является то, что он использует сравнение (метод исследования, направленный на обнаружение различий), а не сопоставление (направленное на обнаружение сходств), но при установлении типологии необходимо также установить общие черты между структурно похожими языками.


Название науки

Название классификации

Классифицируемые объекты

Основания классификации

Таксономические ранги и единицы

Лингвистика

Генеалогическая структурная

формы языка, его элементы, категории модели

фонетические соответствия универсальные и специфические черты языков

семья, группа, тип

История

По предметы исследования – гуманитарная

Исторические эпохи

историческая ситуация (деятельность крупных человеческих групп)

Отдельные события (восстания, экспедиции); исторические микрособытия



Генеалогическая классификация – это классификация языков на основе родства, т.е. на основе родства или общего происхождения от предполагаемого примитивного языка. Языки, объединенные общим происхождением, образуют семью родственных языков. Таким образом, генеалогическая классификация языков – это классификация языков по семьям. Согласно этой классификации, выделяют индоевропейскую, афразийскую, дравидийскую, уральскую и алтайскую языковые семьи.

Каждая языковая семья возникает из разрозненных диалектов одного языка (праязыка), принадлежащего к этой языковой семье. Протоязык - это язык, лежащий в основе исторического сообщества родственных языков. В случае славянских языков это протославянский язык. Внутри языковой семьи, как правило, существуют относительно небольшие группы языков, которые более тесно связаны друг с другом, чем с другими языками той же семьи (например, в индоевропейской семье - романские языки, славянские языки, германские языки, кельтские языки, балтийские языки и другие группы). Такие близкие друг к другу языковые группы часто называют "ветви языков" определенной семьи. В дальнейшем "ветви языков" подразделяются на более мелкие группы с еще более тесными связями между языками (например, славянские языки делятся на восточно- и западнославянские, включая русский, украинский и белорусский: западнославянские: польский (где кашубский диалект сохраняет генетическую независимость), чешский, словацкий, верхний и нижний сорбский; южнославянские: словенский, сербский, хорватский, боснийский, македонский и болгарский). Каждая стадия языковой фрагментации объединяет языки, которые более тесно связаны друг с другом, чем на предыдущей стадии.

Чтобы определить генеалогическое положение языка, необходимо сравнить его с другими языками той же линии или с примитивными языками. Примитивные языки обычно реконструируются с помощью сравнительных историографических методов.

Сравнивая родственные языки, можно восстановить историю того, как они превратились из примитивных языков в самостоятельные языки. Морфология считается самым надежным показателем родства языков. Это объясняется тем, что морфологический уровень языка является наиболее консервативным, с небольшим количеством заимствований
, и, кроме того, каждый язык имеет относительно небольшой набор грамматических значений, характеризующихся исключительной стабильностью. В частности, когда они образованы от общего корня и все словоформы показывают соответствия (например, старославянский ksm, древнеиндийский asmi, хеттский esmi от индоевропейского *esmi), сходство не только в корне, но и в словоформе не может быть случайным, а состав фонем, выражаемых в конце слов, ограничен. Ограниченное количество соответствий между языками облегчает установление соответствий между ними.

В дополнение к морфологическим показателям, фонологические данные используются для определения картины исторического развития соответствующего языка. Эти данные позволяют детально проследить цепь исторических изменений в реконструируемых элементах и с предельной точностью установить соответствие между звуком "х" в одном языке и связанным с ним звуком "у" в другом языке. Например, из фонетического соответствия слов, восходящих к праславянскому *svetja, таких как старославянское sv'bfA, болгарское svesh, сербское ceeha, чешское svice, польское swieca и русское свеча, А.Х. Востоков смог определить славянское сочетание *tj и смог проследить местонахождение *tj и доказать важность закона фонетического соответствия в реконструкции праславянского языка. Существование регулярных фонетических соответствий при наличии частичных расхождений является надежным критерием лингвистической близости.

Южнославянские: а) старославянский (мертвый) - первый литературный язык славян, созданный первоучителями Кирилла и Мефодия, болгарский, македонский, сербский, хорватский, боснийский, словенский; б) западнославянские: б) западнославянские: чешский, словацкий, польский ( кашубский диалект, верхнесорбский, нижнесорбский, польский (мертвый язык)); c) восточнославянские: русский, украинский, белорусский, На славянских языках говорят в общей сложности около 250 миллионов человек.

Р. Якобсон четко показывает, что твердо-мягкие корреляции и полифония гласных исключают друг друга, т.е. ни в одном древнем языке не было этих двух фонологических признаков одновременно. Этот вывод имеет особое значение для типологии славянских языков. Как известно, некоторые славянские языки имеют смягчение согласных, например, польский и русский
, а другие - музыкальное ударение, например, наречие Стукава. Поскольку некоторые языки максимально используют тональные различия в согласных, которые проявляются при рассмотрении твердых и мягких согласных как признаков, в то время как языки без мягких согласных широко используют тональные различия (музыкальное ударение, количество), можно утверждать, что в славянских языках существуют два полярных языковых типа: консонантный и тональный. Другие языки находятся между этими двумя крайними типами.

Рассматривая фонологическую нагрузку гласных фонем (просодическую "надстройку") славянских языков, мы можем разделить их на следующие группы

  1. a) Языки, различающие музыкальное ударение в кратких и долгих слогах (например, штокавский, сербохорватский, кашубский) b) Языки, различающие музыкальное ударение только в долгих слогах (чакавский диалект, словенский литературный язык, большинство словенских диалектов). большинство словенских диалектов).

  2. Монотонические языки с так называемыми "свободными числами": а) в любом слоге (языки типа чешского), б) только в корневых слогах или в приставках по закону ассимилятивного количества (rytmicky zakon 'закон ритма', vokalna balancia 'гармония гласных'). б) в литературном словацком языках и среднесловацких диалектах в соответствии с законом ассимилятивного количества (rytmicky zakon 'закон ритма', vokalna balancia 'гармония гласных'), включенный только в префиксы; c) ограничение, что только один долгий слог может быть зафиксирован в слове (музыкальное ударение долгого слога также теряется и этимологический долгий слог). Словенские диалекты (например, Приморье и Штайр)), где остается только один долгий слог.

  3. Монотонические языки с так называемым динамическим ударением (например, восточнославянский и болгарский). Системы гласных этих языков включают как напряженные, так и ненапряженные гласные.

  4. Монотонические языки, в которых отсутствует просодическое ударение на гласных фонемах. Например, ударение фиксируется на определенных слогах слов, как в польском, лузантийском и некоторых диалектах словацкого языка (восточнословацкий, некоторые диалекты и многие диалекты).

Тип 1a, представленный штокавским и кашубским языками, особенно богат гласными; штокавский язык имеет пять количественно различных гласных: i, e, a, o и u. Многосложные слова имеют более одного гласного для каждой фонемы "а". В данном случае мы имеем дело с четырьмя фонемами: восходящая интонация на долгих гласных