Файл: Отчет по выполнению практикоориентированных заданий по дисциплине Общественные финансы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Брянский филиал

Специальность 38.05.01 Экономическая безопасность
Образовательная программа «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»


ОТЧЕТ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ

ЗАДАНИЙ

по дисциплине «Общественные финансы»________________________

Автор:

обучающийся группы ЭБОЗ-18
заочной формы обучения
______________________
(подпись)

Маркина Наталья Георгиевна

Руководитель:

доцент кафедры экономической безопасности Брянского филиала РАНХиГС, канд. экон. наук
______________________

(подпись)

Левицкая Наталья Львовна

Таблица 1 - Анализ основных параметров федерального бюджета на 2020-2023 гг.

млрд.рублей




Наименование показателя

2020 г. (отчёт)

2021 г. (бюджет)

2022 г. (прогноз)

2023 г. (прогноз)

1

ВВП

107315

124438

133328

141881

2

Темп роста, %

-

115,95

107,14

106,41

3

Прирост, снижение (+;-)

-

17 123

8890

8 553

4

Численность населения, млн.чел.

146,7

146,5

146,4

146,4

5

Темп роста, %

-

99,8

99,9

100

6

Прирост, снижение (+;-)

-

-0,2

-0,1

0

7

Общая сумма доходов бюджета

18719,1

23782,3

25021,9

25540,2

8

Темп роста, %

-

127,04

105,21

102,07

9

Прирост, снижение (+;-)

-

5 063,2

1 239,6

518,3

10

Общая сумма расходов бюджета

22821,6

24058

23694,2

25241,1

11

Темп роста, %

-

105,41

98,48

106,52

12

Прирост, снижение (+;-)

-

1 236,4

-363,8

1 546,9

13

Дефицит (-) бюджета

Профицит (+) бюджета

-4102,5

-275,7

+1327,7

+299,1

14

Темп роста, %

-

6,72

481,57

22,52

15

Прирост, снижение (+;-)

-

3 826,8

1 603,4

-1 028,6

16

Доходы бюджета на единицу населения, рублей

(стр.7:стр.4)

127,6

162,3

170,9

174,4

17

Темп роста, %

-

127,19

105,29

102,04

18

Прирост, снижение (+;-)

-

34,7

8,6

3,5

19

Расходы бюджета на единицу населения, рублей

(стр.10:стр.4)

155,6

164,2

161,8

172,4

20

Темп роста, %

-

105,52

98,53

106,55

21

Прирост, снижение (+;-)

-

8,6

-2,4

10,6

22

Доля доходов бюджета в ВВП/ВРП, %

(стр.7:стр.1*100)

17,44

19,11

18,76

18

23

Прирост, снижение (+;-)

-

1,67

-0,35

-0,76

24

Доля расходов бюджета в ВВП/ВРП,%

(стр.10:стр.1*100)

21,26

19,33

17,77

17,79

25

Прирост, снижение (+;-)

-

-1,93

-1,56

0,02



В бюджете для граждан к проекту от Федерального бюджета приводятся основные макроэкономические показатели: ВВП, численность населения и др.

Из данных таблицы 1 видно, что основной макроэкономический параметр (ВВП) в 2021 году оценивается в сумме 124,4 трлн. руб., что выше уровня 2020 года на 16,3% или на 17,5 трлн. руб. На 2022 год запланирован рост показателя на 8,9 трлн. руб. или на 7,1%, а на главный период 2023 года прогнозируется темп роста ВВП еще на 6,4% или на 8,5 трлн. руб.

Одним из важных показателей социально-экономического развития является численность населения страны. Значения данного показателя в течение 2020-2023 года меняется незначительно и составляет 146,4-146,7 млн. чел. Несмотря на слабовыраженную тенденцию снижения.

Основными параметрами бюджета являются: доходы, расходы, дефицит (профицит). Общая сумма дохода федерального бюджета в 2021 году составила – 27,8 трлн. руб., что выше уровня прошлого года (18,7 трлн. руб.) на 27,1% или на более чем 5 трлн. руб. На 2022 год запланированы некоторые уменьшения темпа роста (105,2%) или на 1,2 трлн. руб. Таким образом, доходы федерального бюджета составили 25 трлн. руб., а в 2023 год прогнозируется 25,5 трлн. руб. с темпом роста 2,1%. Аналогичные темпы роста отмечаются по показателям дохода в бюджет на единицу населения: в 2021 к 2020 году – 127,2%, по бюджету к факту 2021 года – 105,3%., по прогнозу в 2023 году к уровню 2022 года – 102%. В абсолютном значении на единицу населения в 2021 году приходилось 162,3 тыс. руб., что на 34,7 тыс. рублей выше, чем в 2020 году. К концу 2022 года – 170,9 тыс. рублей, на 2023 год прогнозируется 174,4 тыс. рублей. Несмотря на некоторый рост доходов федерального бюджета в расчете на одного жителя, доля доходов в ВВП по прогнозу в 2022-2023 годах будет иметь небольшую тенденцию к снижению. Если в 2021 году доля доходов бюджета в ВВП возросла на 1,6 процентных пункта по сравнению с 2020 годом (17,5%) и составила 19,1%, то на 2022 год ожидается 18,8%, а на 2023 год прогнозируется 18%.

Общая сумма расходов федерального бюджета в 2021 году составила 24 трлн. руб., это на 5,4% или на 2,1 трлн. руб. выше уровня прошлого года (22,8 трлн. руб.). На 2021 год запланировано снижение общего объема расходов на 1,5% или на 0,3 трлн. руб. Снижение объясняется тем, что в 2020-2021 годах была необходимость повышение бюджетных расходов, что связано с борьбой с пандемией. На 2023 год прогнозируется рост расходов на 1,5 трлн. руб. или на 6,5% к уровню текущего года. При этом, доля расходов ВВП в течение всего анализируемого периода снижается
, хотя и незначительно: в 2020 году – 21,3%, в 2021 году – 19,3%, по бюджету на 2022 год планируется -17,8%, по прогнозу на 2023 год – 18,8%. Расходы на единицу населения в 2020 году составляли – 155,5 тыс. руб., в 2021 году возросли на 5,5% и составили 164,2 тыс. руб. В 2022 году ожидается незначительное снижение до 161, 9 тыс. руб., а в 2023 году – 172,4 тыс. руб. с ростом 106,5%.

В 2020-2021 годах федеральный бюджет исполнен и дефицитом 4,1 трлн. руб. и 0,3 трлн. руб. соответственно. Тогда как на 2022-2023 год запланировано исполнение бюджета с профицитом в сумме 1,3 трлн. руб. и 0,3 трлн. руб. соответственно. Дефицит бюджета связан с необходимостью увеличения расходов на здравоохранение и социальную защиту населения, в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране.

Практическое занятие 2

Таблица 2 – Анализ динамики налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Брянской области за 2019-2021 годы

млн рублей

Налоговые и неналоговые доходы

2019 год (отчёт)

2020 год (отчёт)

2021 год (факт)

Темп роста, %

Прирост/ снижение (+; -)

2021 к 2020 г.

2020 к 2019 г.

2021 к 2020 г.

2020 к 2019 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Налоговые доходы, всего

28677

29223

36 432

124,7

102

7 209

546



Налоги на прибыль, доходы


17 442

17 869

22 283

124,7

102,4

4 414

427

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 643

4720

5 639

119,4

101,7

919

77

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

2 535

2 654

3 819

143,9

104,7

1165

119

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

3845

3798

4 514

118,9

98,8

716

-47

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

22

20

26

130

91

6

-2

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

190

162

151

93,2

85,3

-11

-28

Неналоговые доходы, всего

933

1015

1 627,9

160,4

108,8

612,9

82

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

187

212

581

274

113,4

369

25

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

241

274

381

139,1

113,7

107

33

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

51

44

88

200

86,3

44

-7

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

15

60

46,5

77,5

400

-13,5

45

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

1

1

0,4

40

100

-0,6

0

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

437

423

531

125,6

96,8

108

-14

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1

1

-0,9

-90

100

-1,9

0

ИТОГО налоговых и неналоговых доходов

29610

30238

38 059

125,9

102,1

7 821

628


Таблица 3 – Анализ структуры налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Брянской области за 2020-2021 годы

млн рублей

Налоговые и неналоговые доходы

2020 год (отчёт)

2021 год (факт)

Изменение уд.веса (+; -), проц.пункты

сумма

уд.вес, %

сумма

уд.вес, %

2021 к 2020 г.

1

2

3

4

5

6

Налоговые доходы, всего

29223

96,6

36 432

95,7

-0,9

Налоги на прибыль, доходы

17 869

59,04

22 283

58,6

-0,44

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4720

15,6

5 639

14,8

-0,8

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

2 654

8,8

3 819

10

1,2

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

3798

12,6

4 514

11,9

-0,7

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

20

0,06

26

0

-0,06

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

162

0,5

151

0,4

-0,1

Неналоговые доходы, всего

1015

3,4

1 627,9

4,3

0,9

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

212

0,7

581

1,5

0,8

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

274

0,9

381

1

0,1

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

44

0,2

88

0,2

0

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

60

0,2

46,5

0,1

-0,1

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

1

0

0,4

0

0

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

423

1,4

531

1,4

0

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1

0

-0,9

0

0

ИТОГО налоговых и неналоговых доходов

30238

100

38059

100

0



Из данных таблиц 2 и 3 видно, что общий объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в 2020 году возрос на 2,1% или на 628 млн. руб. к уровню 2020 года, в 2021 году – на 25,9% или на 7821 млн. руб. к уровню 2020 года и составил в сумме 38059 млн. руб. Отмечается рост поступлений как налоговых, так и неналоговых доходов. При этом, наибольший темп роста в 2021 году отмечается по налогам на совокупный доход – 143,9% (в 2020 году – 104,7%), налогам на прибыль дохода – 124,7% (в 2020 году -102,4%). По сравнению с 2020 годом также возрастают налоги на товары (продукты, услуги) – 119,5% (в 2020 году -101,7%), налоги на имущество – 118,5 (в 2020 году 98,8%). Повышением темпа роста данных источников в 2021 году по сравнению с 2020 годом связано с восстановлением работы предприятий и указывают на общие решения экономической ситуации в Брянской области. Главным источником областного бюджета являются налоги. Их удельный вес в общем объеме налоговых/неналоговых доходов составляет – 96% (табл. 3) и отклоняется по годам незначительно. Приоритетами остаются налоги на прибыль доходов, их доля в 2020-2021 годах составляет 59%. В областном бюджете они представлены налогом на прибыль организаций и доходом на прибыль физических лиц.

Среди налоговых доходов значимыми являются также:

- налоги на совокупный доход (в основном по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения) – его доля составляет 9-10%,

- налоги на товар, работы, услуги (главным образом акцизы) их доля составляет около 15%,

- налоги на имущество (налог на имущество организаций) их доля около 12%.

В областном бюджете неналоговые доходы традиционно играют менее существенную роль, их доля в общем объеме налоговых и неналоговых доходов составляет 3-4%. Наиболее значимыми из них являются доходы от имущества, находящегося в государственной собственности (0,7-1,5%) и штрафы, санкции, возмещение ущерба (1,4%), а также платежи при пользовании природными ресурсами (1%), зачисляемые в областной бюджет.
Практическое занятие №3

Таблица 4 – Анализ динамики расходов областного бюджета Брянской области за период 2019-2021 годов

млн. руб.

Разделы функциональной классификации расходов

2019 год (отчёт)

2020 год (отчёт)

2021 год (факт)

Темп роста, %

Прирост/ снижение (+; -)

2021 к 2020 г.

2020 к 2019 г.

2021 к 2020 г.

2020 к 2019 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Общегосударственные вопросы

1580

2001

1620

81

126,6

-381

421

Национальная оборона

92

167

168

100,6

181,5

1

75

Нац1181. Безопасность и правоохранительная деятельность

573

717

1015

141,6

125,1

298

144

Национальная экономика

21180

21320

20942

98,2

100,7

-378

140

ЖКХ

1181

1081

1418

131,2

91,5

337

-100

Охрана окружающей среды

82

25

56

224

30,5

31

-57

Образование

13061

14302

16745

117,1

109,5

2 443

1241

Культура и кинематография

963

848

815

96,1

88,1

-33

-115

Здравоохранение

5541

9882

10333

104,6

178,3

451

4341

Социальная политика

14901

19299

20374

105,6

129,5

1075

4 398

Физ. Культура и спорт

1447

2574

2852

110,9

177,9

278

1127

СМИ

148

159

202

127

107,4

43

11

Обслуживание гос. Долга

55

30

13

43,3

54,5

-17

-25

Межбюджетные трансферты муниц. Бюджета

3746

3489

4230

121,2

93,1

741

-257

ИТОГО расходов

64550

75894

80783

106,4

117,6

4 889

11 344