Файл: Отчет по выполнению практикоориентированных заданий по дисциплине Общественные финансы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Брянский филиал
Специальность 38.05.01 Экономическая безопасность
Образовательная программа «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»
ОТЧЕТ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ
ЗАДАНИЙ
по дисциплине «Общественные финансы»________________________
Автор:
обучающийся группы ЭБОЗ-18
заочной формы обучения
______________________
(подпись)
Маркина Наталья Георгиевна
Руководитель:
доцент кафедры экономической безопасности Брянского филиала РАНХиГС, канд. экон. наук
______________________
(подпись)
Левицкая Наталья Львовна
Таблица 1 - Анализ основных параметров федерального бюджета на 2020-2023 гг.
млрд.рублей
| Наименование показателя | 2020 г. (отчёт) | 2021 г. (бюджет) | 2022 г. (прогноз) | 2023 г. (прогноз) |
1 | ВВП | 107315 | 124438 | 133328 | 141881 |
2 | Темп роста, % | - | 115,95 | 107,14 | 106,41 |
3 | Прирост, снижение (+;-) | - | 17 123 | 8890 | 8 553 |
4 | Численность населения, млн.чел. | 146,7 | 146,5 | 146,4 | 146,4 |
5 | Темп роста, % | - | 99,8 | 99,9 | 100 |
6 | Прирост, снижение (+;-) | - | -0,2 | -0,1 | 0 |
7 | Общая сумма доходов бюджета | 18719,1 | 23782,3 | 25021,9 | 25540,2 |
8 | Темп роста, % | - | 127,04 | 105,21 | 102,07 |
9 | Прирост, снижение (+;-) | - | 5 063,2 | 1 239,6 | 518,3 |
10 | Общая сумма расходов бюджета | 22821,6 | 24058 | 23694,2 | 25241,1 |
11 | Темп роста, % | - | 105,41 | 98,48 | 106,52 |
12 | Прирост, снижение (+;-) | - | 1 236,4 | -363,8 | 1 546,9 |
13 | Дефицит (-) бюджета Профицит (+) бюджета | -4102,5 | -275,7 | +1327,7 | +299,1 |
14 | Темп роста, % | - | 6,72 | 481,57 | 22,52 |
15 | Прирост, снижение (+;-) | - | 3 826,8 | 1 603,4 | -1 028,6 |
16 | Доходы бюджета на единицу населения, рублей (стр.7:стр.4) | 127,6 | 162,3 | 170,9 | 174,4 |
17 | Темп роста, % | - | 127,19 | 105,29 | 102,04 |
18 | Прирост, снижение (+;-) | - | 34,7 | 8,6 | 3,5 |
19 | Расходы бюджета на единицу населения, рублей (стр.10:стр.4) | 155,6 | 164,2 | 161,8 | 172,4 |
20 | Темп роста, % | - | 105,52 | 98,53 | 106,55 |
21 | Прирост, снижение (+;-) | - | 8,6 | -2,4 | 10,6 |
22 | Доля доходов бюджета в ВВП/ВРП, % (стр.7:стр.1*100) | 17,44 | 19,11 | 18,76 | 18 |
23 | Прирост, снижение (+;-) | - | 1,67 | -0,35 | -0,76 |
24 | Доля расходов бюджета в ВВП/ВРП,% (стр.10:стр.1*100) | 21,26 | 19,33 | 17,77 | 17,79 |
25 | Прирост, снижение (+;-) | - | -1,93 | -1,56 | 0,02 |
В бюджете для граждан к проекту от Федерального бюджета приводятся основные макроэкономические показатели: ВВП, численность населения и др.
Из данных таблицы 1 видно, что основной макроэкономический параметр (ВВП) в 2021 году оценивается в сумме 124,4 трлн. руб., что выше уровня 2020 года на 16,3% или на 17,5 трлн. руб. На 2022 год запланирован рост показателя на 8,9 трлн. руб. или на 7,1%, а на главный период 2023 года прогнозируется темп роста ВВП еще на 6,4% или на 8,5 трлн. руб.
Одним из важных показателей социально-экономического развития является численность населения страны. Значения данного показателя в течение 2020-2023 года меняется незначительно и составляет 146,4-146,7 млн. чел. Несмотря на слабовыраженную тенденцию снижения.
Основными параметрами бюджета являются: доходы, расходы, дефицит (профицит). Общая сумма дохода федерального бюджета в 2021 году составила – 27,8 трлн. руб., что выше уровня прошлого года (18,7 трлн. руб.) на 27,1% или на более чем 5 трлн. руб. На 2022 год запланированы некоторые уменьшения темпа роста (105,2%) или на 1,2 трлн. руб. Таким образом, доходы федерального бюджета составили 25 трлн. руб., а в 2023 год прогнозируется 25,5 трлн. руб. с темпом роста 2,1%. Аналогичные темпы роста отмечаются по показателям дохода в бюджет на единицу населения: в 2021 к 2020 году – 127,2%, по бюджету к факту 2021 года – 105,3%., по прогнозу в 2023 году к уровню 2022 года – 102%. В абсолютном значении на единицу населения в 2021 году приходилось 162,3 тыс. руб., что на 34,7 тыс. рублей выше, чем в 2020 году. К концу 2022 года – 170,9 тыс. рублей, на 2023 год прогнозируется 174,4 тыс. рублей. Несмотря на некоторый рост доходов федерального бюджета в расчете на одного жителя, доля доходов в ВВП по прогнозу в 2022-2023 годах будет иметь небольшую тенденцию к снижению. Если в 2021 году доля доходов бюджета в ВВП возросла на 1,6 процентных пункта по сравнению с 2020 годом (17,5%) и составила 19,1%, то на 2022 год ожидается 18,8%, а на 2023 год прогнозируется 18%.
Общая сумма расходов федерального бюджета в 2021 году составила 24 трлн. руб., это на 5,4% или на 2,1 трлн. руб. выше уровня прошлого года (22,8 трлн. руб.). На 2021 год запланировано снижение общего объема расходов на 1,5% или на 0,3 трлн. руб. Снижение объясняется тем, что в 2020-2021 годах была необходимость повышение бюджетных расходов, что связано с борьбой с пандемией. На 2023 год прогнозируется рост расходов на 1,5 трлн. руб. или на 6,5% к уровню текущего года. При этом, доля расходов ВВП в течение всего анализируемого периода снижается
, хотя и незначительно: в 2020 году – 21,3%, в 2021 году – 19,3%, по бюджету на 2022 год планируется -17,8%, по прогнозу на 2023 год – 18,8%. Расходы на единицу населения в 2020 году составляли – 155,5 тыс. руб., в 2021 году возросли на 5,5% и составили 164,2 тыс. руб. В 2022 году ожидается незначительное снижение до 161, 9 тыс. руб., а в 2023 году – 172,4 тыс. руб. с ростом 106,5%.
В 2020-2021 годах федеральный бюджет исполнен и дефицитом 4,1 трлн. руб. и 0,3 трлн. руб. соответственно. Тогда как на 2022-2023 год запланировано исполнение бюджета с профицитом в сумме 1,3 трлн. руб. и 0,3 трлн. руб. соответственно. Дефицит бюджета связан с необходимостью увеличения расходов на здравоохранение и социальную защиту населения, в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране.
Практическое занятие 2
Таблица 2 – Анализ динамики налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Брянской области за 2019-2021 годы
млн рублей
Налоговые и неналоговые доходы | 2019 год (отчёт) | 2020 год (отчёт) | 2021 год (факт) | Темп роста, % | Прирост/ снижение (+; -) | |||
2021 к 2020 г. | 2020 к 2019 г. | 2021 к 2020 г. | 2020 к 2019 г. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Налоговые доходы, всего | 28677 | 29223 | 36 432 | 124,7 | 102 | 7 209 | 546 | |
Налоги на прибыль, доходы | 17 442 | 17 869 | 22 283 | 124,7 | 102,4 | 4 414 | 427 | |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 4 643 | 4720 | 5 639 | 119,4 | 101,7 | 919 | 77 | |
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД | 2 535 | 2 654 | 3 819 | 143,9 | 104,7 | 1165 | 119 | |
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО | 3845 | 3798 | 4 514 | 118,9 | 98,8 | 716 | -47 | |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 22 | 20 | 26 | 130 | 91 | 6 | -2 | |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА | 190 | 162 | 151 | 93,2 | 85,3 | -11 | -28 | |
Неналоговые доходы, всего | 933 | 1015 | 1 627,9 | 160,4 | 108,8 | 612,9 | 82 | |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ | 187 | 212 | 581 | 274 | 113,4 | 369 | 25 | |
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 241 | 274 | 381 | 139,1 | 113,7 | 107 | 33 | |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА | 51 | 44 | 88 | 200 | 86,3 | 44 | -7 | |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ | 15 | 60 | 46,5 | 77,5 | 400 | -13,5 | 45 | |
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ | 1 | 1 | 0,4 | 40 | 100 | -0,6 | 0 | |
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА | 437 | 423 | 531 | 125,6 | 96,8 | 108 | -14 | |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 1 | 1 | -0,9 | -90 | 100 | -1,9 | 0 | |
ИТОГО налоговых и неналоговых доходов | 29610 | 30238 | 38 059 | 125,9 | 102,1 | 7 821 | 628 |
Таблица 3 – Анализ структуры налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Брянской области за 2020-2021 годы
млн рублей
Налоговые и неналоговые доходы | 2020 год (отчёт) | 2021 год (факт) | Изменение уд.веса (+; -), проц.пункты | ||||
сумма | уд.вес, % | сумма | уд.вес, % | 2021 к 2020 г. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Налоговые доходы, всего | 29223 | 96,6 | 36 432 | 95,7 | -0,9 | ||
Налоги на прибыль, доходы | 17 869 | 59,04 | 22 283 | 58,6 | -0,44 | ||
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 4720 | 15,6 | 5 639 | 14,8 | -0,8 | ||
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД | 2 654 | 8,8 | 3 819 | 10 | 1,2 | ||
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО | 3798 | 12,6 | 4 514 | 11,9 | -0,7 | ||
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 20 | 0,06 | 26 | 0 | -0,06 | ||
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА | 162 | 0,5 | 151 | 0,4 | -0,1 | ||
Неналоговые доходы, всего | 1015 | 3,4 | 1 627,9 | 4,3 | 0,9 | ||
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ | 212 | 0,7 | 581 | 1,5 | 0,8 | ||
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 274 | 0,9 | 381 | 1 | 0,1 | ||
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА | 44 | 0,2 | 88 | 0,2 | 0 | ||
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ | 60 | 0,2 | 46,5 | 0,1 | -0,1 | ||
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ | 1 | 0 | 0,4 | 0 | 0 | ||
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА | 423 | 1,4 | 531 | 1,4 | 0 | ||
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 1 | 0 | -0,9 | 0 | 0 | ||
ИТОГО налоговых и неналоговых доходов | 30238 | 100 | 38059 | 100 | 0 |
Из данных таблиц 2 и 3 видно, что общий объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в 2020 году возрос на 2,1% или на 628 млн. руб. к уровню 2020 года, в 2021 году – на 25,9% или на 7821 млн. руб. к уровню 2020 года и составил в сумме 38059 млн. руб. Отмечается рост поступлений как налоговых, так и неналоговых доходов. При этом, наибольший темп роста в 2021 году отмечается по налогам на совокупный доход – 143,9% (в 2020 году – 104,7%), налогам на прибыль дохода – 124,7% (в 2020 году -102,4%). По сравнению с 2020 годом также возрастают налоги на товары (продукты, услуги) – 119,5% (в 2020 году -101,7%), налоги на имущество – 118,5 (в 2020 году 98,8%). Повышением темпа роста данных источников в 2021 году по сравнению с 2020 годом связано с восстановлением работы предприятий и указывают на общие решения экономической ситуации в Брянской области. Главным источником областного бюджета являются налоги. Их удельный вес в общем объеме налоговых/неналоговых доходов составляет – 96% (табл. 3) и отклоняется по годам незначительно. Приоритетами остаются налоги на прибыль доходов, их доля в 2020-2021 годах составляет 59%. В областном бюджете они представлены налогом на прибыль организаций и доходом на прибыль физических лиц.
Среди налоговых доходов значимыми являются также:
- налоги на совокупный доход (в основном по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения) – его доля составляет 9-10%,
- налоги на товар, работы, услуги (главным образом акцизы) их доля составляет около 15%,
- налоги на имущество (налог на имущество организаций) их доля около 12%.
В областном бюджете неналоговые доходы традиционно играют менее существенную роль, их доля в общем объеме налоговых и неналоговых доходов составляет 3-4%. Наиболее значимыми из них являются доходы от имущества, находящегося в государственной собственности (0,7-1,5%) и штрафы, санкции, возмещение ущерба (1,4%), а также платежи при пользовании природными ресурсами (1%), зачисляемые в областной бюджет.
Практическое занятие №3
Таблица 4 – Анализ динамики расходов областного бюджета Брянской области за период 2019-2021 годов
млн. руб.
Разделы функциональной классификации расходов | 2019 год (отчёт) | 2020 год (отчёт) | 2021 год (факт) | Темп роста, % | Прирост/ снижение (+; -) | ||
2021 к 2020 г. | 2020 к 2019 г. | 2021 к 2020 г. | 2020 к 2019 г. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Общегосударственные вопросы | 1580 | 2001 | 1620 | 81 | 126,6 | -381 | 421 |
Национальная оборона | 92 | 167 | 168 | 100,6 | 181,5 | 1 | 75 |
Нац1181. Безопасность и правоохранительная деятельность | 573 | 717 | 1015 | 141,6 | 125,1 | 298 | 144 |
Национальная экономика | 21180 | 21320 | 20942 | 98,2 | 100,7 | -378 | 140 |
ЖКХ | 1181 | 1081 | 1418 | 131,2 | 91,5 | 337 | -100 |
Охрана окружающей среды | 82 | 25 | 56 | 224 | 30,5 | 31 | -57 |
Образование | 13061 | 14302 | 16745 | 117,1 | 109,5 | 2 443 | 1241 |
Культура и кинематография | 963 | 848 | 815 | 96,1 | 88,1 | -33 | -115 |
Здравоохранение | 5541 | 9882 | 10333 | 104,6 | 178,3 | 451 | 4341 |
Социальная политика | 14901 | 19299 | 20374 | 105,6 | 129,5 | 1075 | 4 398 |
Физ. Культура и спорт | 1447 | 2574 | 2852 | 110,9 | 177,9 | 278 | 1127 |
СМИ | 148 | 159 | 202 | 127 | 107,4 | 43 | 11 |
Обслуживание гос. Долга | 55 | 30 | 13 | 43,3 | 54,5 | -17 | -25 |
Межбюджетные трансферты муниц. Бюджета | 3746 | 3489 | 4230 | 121,2 | 93,1 | 741 | -257 |
ИТОГО расходов | 64550 | 75894 | 80783 | 106,4 | 117,6 | 4 889 | 11 344 |