Файл: Постмодернизм в философии и культуре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

государственное образовательное учреждение

ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Экономический факультет
кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»

РЕФЕРАТ

На тему: «Постмодернизм в философии и культуре»

Выполнила:

студентка экономического

факультета, I курса д/о

специальность «Бухгалтерский учет,

анализ и аудит в отраслях экономики» группы 101-М

Куликовская Наталья Анатольевна
Проверил:

Старший преподаватель

Коробцова Анастасия Юрьевна

Тирасполь, 2021
СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2



ВВЕДЕНИЕ

Объектом исследование данной темы является Постмодернизм в философии и культуре. Основная проблема состоит в отсутствии более-менее четкого представления о сущности постмодернизма, о том, что скрывается за этим броским и чем-то завораживающим словом, которое так часто можно услышать по телевидению и в кино, столкнуться с ним в журналах и художественной литературе.

Подавляющему большинству употребляющих этот термин, вряд ли удастся толком разъяснить его смысл, но, при этом, каждый старается наделить его любым удобным для себя значением. А между тем, проблема постмодернизма сегодня является одной из самых обсуждаемых в научных кругах уже на протяжении, по крайней мере, двух десятилетий, поэтому крайне важно уяснить его сущностные характеристики, время возникновения и роль в формировании современной культуры.

Термин «постмодернизм» в одинаковой степени используется для обозначения состояния и философии, и культуры западного мира второй половины 20 века. Среди наиболее ярких фигур, благородя которым постмодернизм в философии получил свое оформление, можно назвать Жака Лакана, Жиля Делеза, Исака Дерриду, Мишеля Фуко и других. В ряду теоретиков называют имена Ницше, Шопенгауэра и Хайдеггера. Сам термин за явлением закрепился благодаря работам французского философа Жан-Франсуа Лиотара («La condition postmodern», 1979), который впервые ввел определение этому понятию в конце семидесятых годов.

В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления и массмедиа (средств массовой коммуникации и информации), основные характеристики которого выглядят аморфными, размытыми и неопределенными.


В культурной сфере господствующее положение занимает массовая культура, а в ней - мода и реклама. Некоторые западные авторы считают моду определяющим ядром не только культуры, но и всей постмодерной жизни. Она действительно в значительной мере выполняет ту роль, которую раньше играли мифология, религия, философия и наука. Мода все освящает, обосновывает и узаконивает. Все, что не прошло через моду, не признано ею, не имеет права на существование, не может стать элементом культуры. Даже научные теории, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала должны стать модными. Их ценность зависит не столько от внутренних достоинств, сколько от внешней эффективности и привлекательности. Однако мода, как известно, капризна, мимолетна и непредсказуема. Эта ее особенность оставляет печать на всей постмодерной жизни, что делает ее все более неустойчивой, неуловимой и эфемерной. Во многом поэтому французский социолог Ж. Липовецкий называет постмодерн "эрой пустоты" и "империей эфемерного".


  1. Возникновение и становление постмодернизма в культуре

Постмодернизм (или «постмодерн») – совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада. Сам термин буквально означает то, что после «модерна», или современности и используется для обозначения состояния и философии, и культуры западного мира второй половины 20 века.

Среди наиболее ярких фигур, благородя которым постмодернизм в философии получил свое оформление, можно назвать Жака Лакана, Жиля Делеза, Исака Дерриду, Мишеля Фуко и других. В ряду теоретиков называют имена Ницше, Шопенгауэра и Хайдеггера. Однако благодаря работам французского философа Жан-Франсуа Лиотара термин закрепился за ним(«La condition postmodern», 1979) и впервые был введен в конце семидесятых годов.

Прежде всего, постмодернизм является культурой постиндустриального, информационного общества. Вместе с тем он выходит за рамки культуры и проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. Впоследствии чего общество оказывается не только постиндустриальным и информационным, как было выше описано, но и постмодерным, современным. По мнению многих философов постмодернизм наиболее ярко проявил себя в искусстве, однако в рамках данной работы речь будет идти о культуре и философии.

Этимология термина «постмодерн» восходит к 1917 году. Впервые его употребил немецкий философ Рудольф Паннвиц в работе «Кризис европейской культуры», в которой было упомянуто о новом человеке, призванном преодолеть упадок. С его точки зрения постмодерн рассматривался как способ выхода европейской культуры из глубокого кризиса, куда ее завел модернизм, пораженный язвами нигилизма и декаденса. Это был всего лишь парафраз ницшеанской идеи «сверхчеловека». 1


Второй раз этот термин, независимо от Паннвица, использует испанский критик Ф.де Онис2 , где постмодерн выступает в качестве промежуточного периода (1905-1914) между первым этапом модернизма (1896-1905) и вторым, более сильным этапом - этапом «ультрамодернизма» (1914-1932).

Третий раз это слово встречается в однотомном изложении (1947) американским философом Д. Сомервиллом многотомного труда английского историка А. Тойнби «Исследование истории». Здесь «постмодерн» означает текущий, современный период западной культуры, начавшийся уже в 1875 г.

Однако все три упомянутых случая не имеют прямого отношения к современному смыслу термина «постмодернизм».

По его мнению немецкого философа Вельш В. американский литературовед М. Хау стал тем, кто первым начал использовать термин «постмодерн» в его современном значении. Именно М. Хау начал дискуссию о постмодерне, которая продолжается и по сей день.

К настоящему времени постмодернизм прошел все основные этапы своего становления. В конце 50-х гг. в итальянской архитектуре и американской литературной критике появились первые его признаки. Затем они возникли в искусстве других европейских стран, США и Японии, а к концу 60-х гг. распространились на остальные области культуры. Однако окончательное самоутверждение и признание постмодернизма как особого феномена произошло в 70-е гг. Спустя 10 лет постмодернизм получил свое распространение по всему миру. Ко всему прочему он становится неким особым знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных - иными словами, интеллектуальной модой.

То есть, если раньше обязательным условием являлось быть модернистом и авангардистом, то теперь стало трудно не быть постмодернистом. Спустя определенное время ажиотаж вокруг постмодернизма спадает, и он вступает в полосу более спокойного существования.

Сторонники постмодернизма полагают, что постмодернизм представляет собой особое духовное состояние и умонастроение, которое может возникнуть и реально возникало в самые различные эпохи на их завершающей стадии. В этом смысле термин проходит через многие исторические эпохи, именно поэтому не стоит его выделять в какую-то отдельную и особую эпоху. В частности, такого мнения придерживается итальянский писатель-постмодернист У. Эко. Аналогичного мнения и у Лиотара, который полагал, что первым постмодернистом можно считать Аристотеля. Однако по мнению канадских политологов А. Кроукер и Д. Кук постмодернистом считают Августина Блаженного[1] .


Однако есть и те, кто определяет постмодернизм именно как особую эпоху, которая началась вместе с возникновением постиндустриальной цивилизации. К числу таковых относятся X. Кюнг и В. Вельш и др.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что постмодернизм, действительно, является состоянием духа. Однако это состояние длится уже довольно долго, что позволяет говорить об эпохе, хотя эта эпоха станет, видимо, переходной. Именно поэтому постмодернизм и по сей день не дает о себе забыть.

  1. Философские истоки постмодернизма

Прежде чем окунуться в истоки философского постмодернизма, рассмотрим его в различных областях науки и культуры, являющимися основополагающими для формирования «ситуации» постмодернизма, несмотря на некоторую удаленность областей друг от друга во времени,

Начало современному типу мировосприятия положили:

  1. В живописи:

  • импрессионизм - ввел язык красок, размытость форм;

  • абстракционизм - поставил во главу угла предмет, как самоценное произведение искусства; «Черный квадрат» Малевича, как начало и конец живописи);

  • модерн - это эклектика, начало цитирования; интерьерность стиля выражала его направленность на стирание граней между искусством и жизнью;

  1. В архитектуре - модерн, конструктивизм - от концепции дома Ле Корбюзье, способного изменить сознание человека, до современных футуристических проектов четырехмерных городов будущего;

  2. В музыке:

  • Вагнер - как «конец музыки»;

  • джаз – словно свободное творчество, импровизация, начало цитирования в музыке;

  • цепочка - блюз, ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, рок, панк- в сравнении с анархией, высшим выражением свободы в музыке;

  • поп-музыка и массовая культура.

  1. В исторической науке - концепция локальных цивилизаций Шпенглера, в ее основу заложено осознание конечности цивилизации и культуры, «эйкуменизм» Тойнби.

  2. В физике - как науке о первооснове всего сущего:

  • теория относительности Эйнштейна;

  • квантовая механика Нильса Бора (логическим завершением прорыва в познании материи стал Манхэттенский проект и двести пятнадцать тысяч жертв Хиросимы и Нагасаки).


  1. В биологии - «Происхождение видов» Дарвина:

  • дарвинизм - концепция человека, как мыслящего животного;

  • социал-дарвинизм- как перенос законов живой природы с ее «борьбой за существование» на человеческое общество.

  1. В психологии Фрейд (либидо) и Юнг (архетип).

  2. В философии - Шопенгауэр, Ницше и Хайдеггер с одной стороны, и Маркс, с другой, - по сути явления одного порядка, отражающие общий кризис гуманистической философии Нового времени.

Среди основных положений философии модерна отметим следующие:

  1. Вера в мощь человеческого разума, утверждение рационализма как способа познания и основы организации общественной жизни. Вера в то, что бытие во всех его проявлениях проницаемо для мысли и укладывается в систему, обозначаемую логическими категориями и понятиями.

  2. Развитие объективной науки и объективного знания. Стремление к однозначным ответам на любой вопрос. Единообразие и унификация в методах научного познания. Стремление к организации научного знания и общественной жизни из одного центра.

  3. Попытка освобождения философии, науки и культуры от иррациональности - мифологии, религии, предрассудков.

  4. Утверждение идеи прогресса в познании и в различных областях общественной жизни.

  5. Стремление к системной организации и к централизму в социальной, экономической и политической жизни общества.

  6. Провозглашение универсальных норм морали и права и стремление к выработке общих критериев и эстетических норм в искусстве.

В общем и целом эпоха модернизма стремилась к открытию всеобщих научных законов развития природы и общества и их использованию в деятельности человечества. Ее представителей объединяла вера в социальный и научный прогресс и установление на этой основе господства человека над природой, социальной справедливости и гуманизма.

Как упоминалось выше, в ряду теоретиков, положивших начало постмодернистскому типу философствования, первыми называются имена Шопенгауэра, Ницше, Хайдеггера.

«Теоретик вселенского пессимизма» Шопенгауэр исходил из того, что опыт, «мир явлений», дан человеку как его «представление», его априорные формы - пространство, время, причинность. Субъектом и объектом выступают соотносительные моменты мира как «представление». Мир как «вещь в себе» предстает как безосновная «воля», обнаруживающая и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека, разум - лишь инструмент этой «воли». В живой природе и обществе воля проявляется в качестве «воли к жизни» - источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека. Всякий «осознает себя всей волей к жизни», тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной «войне всех против всех». Государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Шопенгауэр говорит о стадном человеке, как о массовом продукте производства природы.