Файл: Методика обучения упражнения элементам на бревне детей 68 лет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конкретные требования к технике зависят от условий равновесия, связанных с особенностями взаимодействия тела с опорой. Для равновесия тела человека (системы тел) необходимо, чтобы главный вектор и главный момент внешних сил были равны нулю, а все внутренние силы обеспечивали сохранение позы (формы системы).

Если главный вектор и главный момент равны нулю, тело не сдвинется и не повернется, его линейное и угловое ускорения равны нулю. Для системы тел эти условия также необходимы, но уже недостаточны. Равновесие тела человека как системы тел требует еще сохранения позы тела. Когда мышцы достаточно сильны и человек умеет использовать их силу, он удержится в очень трудном положении[4].

Особенности взаимодействия тела и опоры обусловлены кинематической формой движений, лежащей в основе распределения упражнений по классификационным группам [11] :

1. Упражнения на месте (с постоянной опорой). Это статические положения, равновесия, повороты, акробатические элементы.

2. Упражнения в движении (с переменой опоры). Это разновидности передвижений, то же с поворотами танцевальные движения, акробатические элементы.

3. Упражнения с фазой полета (на месте и в движении): подскоки, прыжки, то же с поворотами, танцевальные связки, прыжковая акробатика.

Вскоки и соскоки относятся в зависимости от кинематической формы движения к одной из двух последних групп.

Задача сохранения равновесия в элементах первой группы связана с удержанием ЦТТ над заданной площадью опоры, второй - со строгой прямолинейностью перемещения тела (без поперечных колебаний), а третьей - с точностью попадания (прихода) на бревно после фазы свободного полета. Способы решения этих задач реализуются конкретно в соответствии с наличием (или отсутствием) вращательных движений вокруг вертикальной или горизонтальной оси[4].

Для упражнений на месте это, прежде всего, рациональное взаиморасположение звеньев тела (рациональная осанка), механически наиболее устойчивое и экономичное (по величине усилий) положение тела.

Сохранение равновесия в позах производится за счет движений в суставах стоп или кистей, т. е. звеньев, взаимодействующих с опорой при неизменном и закрепленном положении тела.

Требования к рациональной осанке остаются действительными и при выполнении поворотов. Центр тяжести должен удерживаться при этом на оси вращения.

Рациональная осанка представляет также важнейший компонент техники всех упражнений в движении, в том числе и с фазой полета. Закрепленное вертикальное положение тела в пространстве играет, в частности, важную роль в сохранении устойчивости в момент приземления после прыжков или соскоков.


Безопасность выполнения упражнений с фазой полета непосредственно связана с точностью вылета тела при отталкивании. ЦТТ в фазе полета обязательно должен находиться над осевой линией бревна, чтобы обеспечить надежность прихода на снаряд. Положение ног на опоре должно способствовать устойчивости тела и обострению «чувства бревна», что достигается разворотом стопы носком наружу с касанием мизинцем ребра снаряда[4].
1.3 Классификация и структурные типы упражнений на бревне

Несмотря на технические ограничения, обусловленные опорой, арсенал упражнений на бревне включает практически все типы упражнений, реализуемые на гимнастическом помосте, а также некоторые элементы, выполняемые на других снарядах[6]. В первую очередь это:

– равновесная статика: упоры и их простые перемены, стойки на ногах, ноге, равновесия на ноге; стойки на руках, руке, движения и неинерционные повороты в стойках и др.;

– силовые равновесия и неинерционные перемещения в упорах: силовые выходы в стойку, опускания из стоек назад и вперед, боком («флажком») и др.;

– шаговые передвижения: ходьба вперед, назад, боком, с поворотами; также передвижения в стойке на руках, «рукохождения»;

– пластическая (непрыжковая) акробатика: полуперевороты в мост, стойку, медленные перевороты, «перекидки» вперед, назад, полу- и перевороты боком и др.;

– простые прыжки: подскоки на месте, прыжки углом, в шпагат и др.;

– прыжково-беговые движения с перемещением вперед, назад, боком приставными и скрестными шагами, прыжком-шагом, широким шагом и др.;

– динамичные повороты: быстрые повороты на месте, в прыжке, со смещением в положение лицом по ходу движения, боком, спиной и др.;

– кувырки: перекаты и кувырки вперед, назад, боком, простые, с поворотами в упор присев, стоя согнувшись, стоя, в стойку на руках и др.;

– прыжковые перевороты: темповые полу- и полные перевороты вперед, назад, боком простые, с поворотами – на снаряде, в форме соскоков, наскоков и др.;

– сальто назад, вперед, боком одинарные, двойные, с поворотами прогнувшись, согнувшись, в группировке – на снаряде, в форме соскоков, наскоков и др.;

– прыжковые акробатические соединения, комбинации переворотов, сальто.

Помимо перечисленных типов упражнений, на бревне исполняются некоторые элементы, заимствованные из арсенала других гимнастических снарядов – круги, махи одной и двумя, движения типа переворотов и оборотов продольно и др. В каждом из названных типов упражнений ключевое место занимают базовые упражнения, подлежащие первоочередному освоению.

1.4 Базовые акробатические упражнения на бревне

Несмотря на большое разнообразие возможных и необходимых упражнений на бревне, выделяются две категории навыков, образующих в этом виде многоборья техническую базу. Это упражнения на устойчивость в рабочих положениях на ногах (включая динамические, проходящие положения) и акробатические движения, составляющие у современных гимнасток-мастеров основное трудностное наполнение комбинаций [14].

  1. Перевороты существенно различаются по технике и трудности исполнения в зависимости от скорости движения.

    1. Медленные перевороты вперед и назад – упражнения на грани парастатики и динамики. Освоение таких упражнений – один из первых шагов по введению «большой» акробатики в комбинации на бревне.

    2. Темповой переворот назад (фляк) – важнейшее акробатическое упражнение гимнасток старших разрядов. Сначала фляк практиковался как оригинальное, самоценное и весьма трудное упражнение на бревне. Но в дальнейшем этот переворот занял место очень важного, но фактически уже служебного, разгонного упражнения, благодаря которому стало возможным исполнение еще более трудных и эффектных прыжков.

  1. Сальтовые элементы

    1. Сальто назад – основной вид сальтовых упражнений на бревне. Первый шаг к введению этих упражнений в практику был сделан О. Корбут в начале 70-х гг. Прыжок делался в выделенной паузе, «с места», после тщательной подготовки и считался исключительно рискованным. Однако теперь это – рядовое прыжковое упражнение для мастеров.

    2. Сальто вперед исполняются на бревне в двух основных формах: с разбега отталкиванием двумя и в форме махового сальто. Наиболее сложна первая форма, требующая особенно точных действий, как при отталкивании, так и в момент прихода на опору. Маховые сальто обладают свойством более высокой инерционной устойчивости: динамичный мах ведущей ногой, направленный точно в плоскости снаряда, «держит» все тело гимнастки в зоне, обеспечивающей успешное возвращение на опору.

  2. Акробатические соединения – наиболее сложная и трудная часть арсенала гимнасток на бревне. По своему содержанию акробатические связки и комбинации на бревне прямо соответствуют аналогичной акробатике вольных упражнений.. Существуют разнообразные формы построения связок прыжков, включая соединения «шаговых» прыжков и сальтовой акробатики.

  3. Входы и наскоки. Если в младших разрядах начало упражнения на бревне носит вид простейшего «входа» в упор, сед на снаряд, то гимнастки-мастера часто начинают упражнения с достаточно сложного, иногда – «ударного» элемента, требующего высокой точности действий и с самого начала формирующего тем самым отношение судей к выступлению гимнастки.

  4. Соскоки с бревна также могут носить как упрощенный, так и существенно усложненный характер. Наиболее престижны сальтовые акробатические соскоки. При их исполнении сложность предварительного разгона в условиях опоры на бревне до известной степени искупается запасом высоты движения за счет схода с бревна с месту приземления.

  5. Прыжки – упражнения, развивающие направление простых подскоков на ограниченной опоре, но уже качественно от них отличающиеся. Все требования к точности, эффективности движения здесь существенно повышаются. Особенно это касается осанки и сохранения устойчивости. Трудность прыжков естественным образом зависит от их необходимой мощности и структурной сложности.

  6. Повороты – элемент как начальной, так и углубленной подготовки на бревне. При быстрых поворотах существенную роль играют элементы техники, связанные с контролем осанки, движениями головой, работой зрительного и вестибулярного анализаторов.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ
2.1 Анатомо-физиологические особенности детей 6-8 лет

Особенность детского возраста состоит в том, что входе роста и развития строения и функций всех органов и систем непрерывно развивается.

В этот период организм ребенка продолжает интенсивно расти и развиваться. Годовая прибавка роста колеблется в пределах 3-5 см и более. Трубчатые кости скелета приобретают строение, свойственное взрослым, но окостенение не завершено. Позвоночник с еще неустановившимися характерными изгибами сохраняет очень большую гибкость за счет эластичности и относительно большой высоты межпозвоночных дисков и податлив к искривлению. Мускулатура развивается интенсивно, однако в целом мышечная система развита слабо, и прибавка в силе незначительна[7].

Мышцы вследствие большой эластичности не способны к большим напряжениям, но податливы к растягиванию. Быстрее развиваются крупные мышцы и медленнее – мелкие мышцы рук. Происходит ускоренное формирование двигательного анализатора. Вегетативные системы отстают в своем развитии от быстро прогрессирующей способности к управлению движениями. Деятельность сердца еще неустойчива из-за несовершенства регуляторных механизмов, но в этом возрасте оно сравнительно легко приспосабливается к различным режимам работы и относительно быстро восстанавливает свою работоспособность. Просвет артерий и кровеносных сосудов достаточно широк, что создает благоприятные условия для выполнения упражнений на выносливость. Относительная масса сердца у детей этого возраста (относительно массы тела) больше, чем у старших за них детей, и просветы сосудов также относительно более широкие. Частота сердечных сокращений в покое составляет 90-106 толчков в минуту в зависимости от возраста. Из-за слабости сердечной мышцы частота сердечных сокращений, даже при небольших физических нагрузках, быстро увеличивается, но также быстро возвращается в норму [24].

Процесс развития сердца и его сложного нервного аппарата еще незакончен, отсюда и резкие колебания частоты сердечных сокращений, нарушения ритма сокращения сердца иногда при совершенно незначительных причинах. В то же время сердце быстро приспосабливается к физическим нагрузкам.

Однако следует учитывать, что в таком возрасте вследствие узости носовых входов нередко у детей затруднено дыхание.

У детей 6-8 лет еще относительно слабы дыхательные мышцы. Недостаточная глубина дыхания компенсируется сравнительно большей его частотой – от 20 до 22 дыхательных актов в минуту, а воздух, который вдыхает ребенок, содержит только два процента углекислоты против четырех процентов у взрослого. Жизненная емкость легких составляет у мальчиков от 1400 до 1700 мл, а у девочек – от 1200 до 1450 мл. В этом возрасте наблюдается дифференциация типов дыхания – диафрагмальное у мальчиков и грудное – у девочек [3].


В 6-8 лет нервная система уже достаточно развита. Нервные процессы пластичны, но их сила невелика. Возбуждение еще слабо контролируется торможением. Как следствие этого – большая подвижность, частое переключение с одного вида деятельности на другой. При такой деятельности дети буквально неутомимые. Тем временем от однообразных действий, особенно от продолжительного сидения или стояния, они быстро утомляются. Легкая активизация нервной системы при выполнении учеником физических упражнений вызывает в головном мозге расширение очагов возбуждения [26].

Функциональные показатели нервной системы у детей 7-8 лет, несмотря на сравнительно высокую ступень развития, еще недостаточны. Так, у них неустойчивое внутреннее и преимущественно запоздалое торможение.

Возраст 6-8 лет – самый благоприятный для закладывания фундамента основных двигательных навыков. Активизация двигательной активности и всестороннего физического воспитания может способствовать наибольшему приросту результатов физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Дети проявляют живой интерес к физическим упражнениям, хорошую готовность к обучению, активность и желание заниматься. Качество выполнения знакомых движений, освоенных ранее, заметно улучшается. Вместе с тем двигательные навыки формируются не так быстро, и добиться желаемого результата сложнее. Чем конкретнее поставлена двигательная задача, тем успешнее она выполняется. Наряду с формированием основных двигательных навыков следует уделять достаточное внимание отработке мелких движений, требующих большой точности, так как в этом возрасте они представляют определенную трудность[26].

Если в этот возрастной период не заложить «фундамента», то формирование физической и физиологической основы будущего физического потенциала можно считать потерянным, потому что все дальнейшие шаги в этом отношении окажутся алогичными и противоречат основным законам развития моторики ребенка, нарушая гармонию этого развития.

Для организации детей следует использовать фронтальный, групповой и поточный способы, позволяющие сохранять высокую плотность урока. Младшие особенно быстро утомляются при однообразной деятельности. В связи с этим необходимо своевременно изменять содержание и характер занятий. Для сохранения высокого уровня работоспособности перерывы между упражнениями должны быть частыми