Файл: Методика обучения упражнения элементам на бревне детей 68 лет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, но непродолжительными. Длительное бездействие снижает интерес к занятиям и отрицательно сказывается на результатах обучения. Короткие перерывы между упражнениями оправданы и физиологически, так как утомление у детей данной возрастной категории быстро проходит[19].

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ НА БРЕВНЕ

3.1 Подготовленность гимнасток для выполнения упражнений на бревне

Техническая подготовленность в гимнастике, как сложно-координационном виде спорта, является ведущей в системе подготовки спортсменов.

Своевременное овладение всем комплексом базовых навыков вида многоборья на практике ведет к снижению сроков обучения любому типу упражнений и соединений классификационных программ на данном снаряде, гарантируя при этом достаточное качество и надежность исполнения. Таким образом, базовые навыки на видах многоборья представляют собой как бы фундамент «строящегося здания», прочность и высота которого зависит от качества работ, проведенных на начальном этапе строительства. Такая специализированная работа над «фундаментом» будущей технической подготовки и является основным предметом специализированной технической подготовки. Поэтому, определенный интерес для практики может представить содержание такой специализированной работы на каждом из видов гимнастического многоборья.

Как отмечает Л.И. Богданова, анализ квалификационных программ показывает, что все многообразие элементов, выполняемых на данном снаряде, можно свести к семи группам базовых двигательных навыков [2].

1) Устойчивость  умение ликвидировать возникающие в статике и динамике возмущения равновесия.

2) Рациональная постановка ног и расположение стоп на поверхности снаряда.

3) Владение опорными поворотами, включающие в себя умения:

 координировать действия, направленные на «вход» в позу поворота;

 владеть действиями, обеспечивающими выполнение поворот - удерживать рациональную осанку в повороте.

4) Рациональная постановка рук и расположение кистей на поверхности снаряда.

5) Эффективные отталкивания ногами.

6) Владение безопорными вращениями.

7) Эффективные отталкивания руками.

Физическими качествами, определяющими спортивные достижения на данном виде гимнастического многоборья, являются:

1) скоростно-силовые качества мышц ног, рук и передней поверхности туловища;


2) подвижность в тазобедренных, голеностопных и лучезапястных суставах, а также поясничного отдела позвоночника;

3) активная гибкость плечевого и тазобедренного суставов.

Выполнение упражнений на бревне органически связано с возможностью нарушения равновесия и риском падения. Это обстоятельство приводит к излишней осторожности и скованности действий занимающихся. Поэтому психологическая трудность упражнений должна возрастать постепенно, а обучение новым упражнениям отличаться особой последовательностью. Новые элементы следует изучать на полу на линиях, формируя в этих условиях рациональную осанку и отрабатывая точность перемещений. Далее нужно переходить на гимнастические скамейки и затем на бревно. Для привыкания к высоте целесообразно применять на бревне групповые упражнения общеразвивающего типа: приседания, наклоны, махи ногами, повороты туловища и др.

Двигательные трудности, которые приходится преодолевать, связаны, с необходимостью не только компенсировать уже возникшее нарушение устойчивости, но и предупреждать их возникновение. Для этого гимнастка должна предвидеть и точно оценивать ближайшие двигательные ситуации, а так же точно, использовать заданные элементы соединения. При рассмотрении условий сохранения динамического равновесия В.Б. Коренберг указывает на недостаточность силы мышц опорных звеньев тела в ряде случаев при восстановлении устойчивости тела [9]. Для сохранения динамического равновесия особое значение приобретает начальное направление движения. В.Б. Коренберг отметил, что это направление должно точно совпадать с вертикальной плоскостью оси бревна, иначе тело сместится в сторону и устойчивость, т.е. способность восстановить равновесие, будет потеряна. Немаловажную роль имеет упреждающее смещение ОЦМ тела и выбор места опоры.

Таким образом, повышению эффективности обучения упражнениям на бревне и успешному выполнению их в условиях соревновательной борьбы во многом способствуют знания о механизмах сохранения равновесия и сознательном восприятии техники. Если гимнастка не может собраться во время выполнения упражнения на бревне, то она быстро теряет равновесие и зачастую падает.
3.2 Методика обучения упражнениям на бревне

Обучение гимнастическим упражнениям  это педагогический процесс, требующий планомерной и методически правильной организации действий тренера и спортсмена. Это процесс формирования знаний, двигательных умений и навыков. Помимо основных задач в каждой конкретной ситуации решаются различные частные задачи, но в любом случае главным требованием является освоение рациональных способов двигательных действий путем использования методики, основанной на дидактических принципах обучения, физиологических и психолого-педагогических закономерностях становления двигательного навыка, фундаментальных положениях теории физического воспитания. Перед тренером всегда стоит определенная задача  провести спортсмена по наиболее короткому пути обучения, при этом сформированный навык должен быть прочным и совершенным [25].


Успешность обучения зависит от наличия определенных условий [20].

Первое условие  физическая готовность гимнастки. Обучение новым движениям предполагает определенный уровень морфофункциональной зрелости опорно-двигательного аппарата и развития физических качеств. Это структурная и функциональная основа обучения. Она может отвечать, быть адекватной новому движению или быть несовершенной. Так научиться выполнять прыжок шагом возможно лишь при условии достаточного уровня развития пассивной и активной гибкости, прыгучести, координации. В противном случае процесс обучения затягивается. Поэтому создание прочного морфофункционального фундамента для обучения новым действиям следует рассматривать как наиболее рациональный путь обучения, в котором правило «от легкого к трудному» зачастую теряет смысл. Перед началом обучения следует выяснить уровень физических качеств гимнасток и, если он недостаточен для освоения планируемых действий, спланировать необходимый период предварительной подготовки.

Второе условие  двигательная готовность. Она определяется степенью богатства и полноты двигательного опыта спортсменок. Специфическое значение в создании реальной основы двигательного действия имеет, естественно, формирование его кинестетического образа, который возникает с опорой на ранее накопленный двигательный опыт, на идеомоторные представления и кинестетические ощущения, появляющиеся уже при первых попытках выполнения действия. Чем богаче двигательный запас, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых при освоении нового действия. Если же в двигательном действии обнаружены звенья, отсутствующие в представлениях обучаемого, то необходимо либо создать эти представления, либо вычленяя эти части действия, если это необходимо и возможно, либо включить их в состав других, более простых физических упражнений. Такая предварительная подготовка должна быть спланирована заранее на основе двигательного опыта обучаемого по отношению к особенностям структуры двигательного действия, намеченного к изучению.

Третье условие  психическая готовность. Она включает в себя возможность усваивать новые знания гимнасткой и обладать достаточным уровнем мотивации учебной деятельности. Процесс формирования двигательного действия у гимнасток предполагает осмысленное построение действия, которое начинается с направленного создания его ориентировочной основы действия (ООД), выполняющей роль программы. ООД включает в себя общий логический проект действия (его общую смысловую основу), исходящий из понимания сути решаемой двигательной задачи. Изменение программы при сохранении внутренней логической структуры  рациональный путь для овладения многими гимнастическими упражнениями. При стихийном формировании действия путем проб или ошибок выработка относительно целесообразной ООД происходит замедлено, с излишними затратами времени и сил; при системно организованном же обучении сроки формирования ООД сокращаются, она приобретает полноценные качества, что решающим образом сказывается на всем процессе формирования действия и его эффективности.


Успешность овладения новыми движениями определяется выше перечисленными условиями и созданием оптимального фона для физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки гимнасток [18].

В традиционно сложившихся подходах к теории обучения движениям формирование двигательного действия происходит в три этапа, содержащие определенные стадии усвоения учебного материала [12]. Эти этапы обусловлены физиологическими механизмами формирования двигательных навыков:

1 этап  создание представлений о движении и начальное разучивание упражнения;

2 этап  углубленное, детальное разучивание;

3 этап  закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия.

Методика обучения упражнениям на бревне имеет свои особенности и основные положения базовой подготовки на бревне :

– первый шаг специализированной подготовки на бревне – освоение полноценной стойки с отличной осанкой и рациональным мышечным тонусом, сохраняемым в передвижениях;

Для совершенствования правильной осанки рекомендуется использовать ряд методических приемов:

  1. освоить элемент на полу или в других облегченных условиях с правильной осанкой, а затем на бревне;

  2. до того как выполнить упражнение на бревне, воспроизвести правильную осанку;

3) по заданию преподавателя выполнять упражнение на бревне заданное время, сохраняя правильную осанку;

4) проводить соревнование на выполнение одного или нескольких элементов комбинации с правильной осанкой [17].

– необходимо широкое использование хореографических упражнений, которые должны выполняться в приемлемых формах прямо на бревне;

– обязательна последовательная проработка упражнений из всех базовых структур – упражнений для осанки, действий руками и ногами в равновесных положениях, отталкиваний и приходов на снаряд, медленных и быстрых переворотов, прыжков и др.;

– важна целенаправленная физическая подготовка с учетом специфики бревна;

– стратегическое значение имеет освоение и постоянное совершенствование разгонных акробатических движений, входящих в соединения повышенной сложности;

– специальная подготовка и техническое совершенствование на бревне должны строиться на основе посильного перехода от легкого к трудному с последовательным выходом не только к стандартному исполнению соревновательных упражнений, но и к специальной работе в усложненных опорных условиях
;

– на всех этапах подготовки упражнения на бревне могут (должны) для совершенствования ритмики движения, их связности, выразительности, исполняться с подходящим музыкальным сопровождением.

Обучение гимнасток упражнениям на бревне начинается в раннем возрасте с обучения умению сохранять равновесие на уменьшенной опоре. При этом широко используются различные методические приемы [13].

Как правило, авторы для этого предлагают изменять высоту снаряда. Варьирование высотой бренна при обучении новым элементам - необходимость, позволяющая успешно формировать новые навыки с позиций внепрограммной адаптации [10].

Рекомендуется проводить обучение упражнениям сначала в облегченных условиях.

Например, кувырки, вскоки на снаряд, перевороты разучиваются вначале на гимнастической скамейке (на широкой стороне), на низком бревне, на бревне стандартной высоты с поролоновым ковриком и т.п. Постепенное увеличение высоты снаряда обеспечивает лучшее сохранение навыков равновесия, повышает статокинетическую устойчивость, заставляет гимнасток принимать соответствующую осанку и правильно ориентироваться впространстве.

Если гимнастка упала со снаряда и у нее появились ошибки, связанные со страхом или неправильной осанкой, необходимо снова вернуться на широкую опору или на низкий снаряд.

При обучении сложным акробатическим элементам тренеру необходимо серьезно продумывать страховку. Но пользоваться ею продолжительное время не желательно, поскольку многократное ее применение воспитывает у гимнасток неуверенность, ограничивает амплитуду и свободу движений [15].

Юные спортсменки, разучивая сложные акробатические элементы на бревне, более возбудимы и непосредственны и, следовательно, решительны. Что не скажешь о самообладании, которое проявляется у спортсменов с возрастом. Следовательно, работая с детьми данной возрастной категории необходимо обращать особое внимание на подавление чувства страха при обучении, что предлагает собой спортсменам бороться со страхом методом аутогенной тренировки [26].

Упражнения, включаемые в занятия, должны быть разнообразными. Особое внимание необходимо уделять прыжкам и поворотам. По мере усвоения отдельных элементов следует предлагать гимнасткам сочетания из элементов различных структурных групп.

ВЫВОДЫ

  1. Была произведена характеристика упражнения на бревне и их классификация. Бревно - наиболее трудный вид женского многоборья. Бревно - гимнастический снаряд, специально предназначенный для совершенствования функции равновесия, так как площадь опоры ограничена. Все упражнения подразделяются на две группы: упражнения на месте и с переменой места опоры. Каждая из них состоит из двух подгрупп, отличающихся наличием или отсутствием вращения тела вокруг вертикальной и горизонтальной осей.

  2. Выявили основы техники упражнений и базовые упражнения. Это упражнения на устойчивость в рабочих положениях на ногах (включая динамические, проходящие положения) и акробатические движения, составляющие у современных гимнасток-мастеров основное трудностное наполнение комбинаций. К ним относятся - перевороты (медленные перевороты вперед и назад и темповой переворот назад (фляк)), сальтовые элементы (назад и вперед), акробатические соединения, наскоки и соскоки, прыжки и повороты.

  3. Изучили анатомо-физиологические особенности развития гимнасток 6-8 лет. В этот период организм ребенка продолжает интенсивно расти и развиваться. Мускулатура развивается интенсивно, однако в целом мышечная система развита слабо, и прибавка в силе незначительна. Мышцы вследствие большой эластичности не способны к большим напряжениям, но податливы к растягиванию. В 6-8 лет нервная система уже достаточно развита. Нервные процессы пластичны, но их сила невелика. Возбуждение еще слабо контролируется торможением. Данный возраст является самым благоприятным для закладывания фундамента основных двигательных навыков. Различия в физическом развитии между мальчиками и девочками в этом возрасте несущественны, поэтому упражнения и методика обучения практически одинаковы.