Файл: Курсовая работа проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью Оглавление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.2 «Путешествие»;
4.3 «Волшебный сон»;
4.4 «На балу у короля»;
4.5 «Автобус» (см. Приложение 3)
5. Методики направленные на умение владеть своим голосом.
Данные методики направлены на привлечение внимания к себе. Они важны, поскольку ребенку с нарушенной речью часто бывает сложно обратить на себя внимание и, вследствие этого, он может использовать неадекватные ситуации, средства, либо концентрироваться на своей речи, ухудшая ее качество.
5.1 «Жмурки с голосом»;
5.2 «Улиточка»;
5.3 «Улавливай шепот»;
5.4 «Сказка» (см. Приложение 4)
6. Методики направленные на владение своим телом.
Владение телом является важным для детей с речевыми затруднениями, т.к. помогает снять такой симптом, как сопутствующие движения. Ребенок совершает множество лишних движений, как бы помогая себе говорить. Не отвлекаясь от них, ребенку становится легче говорить чисто и правильно.
6.1 «Меткий стрелок»;
6.2 «Игры с пальчиками»;
6.3 «Прилипшая рука»;
6.4 «Волшебник»;
6.5 «Море волнуется…»;
6.6 «Ладонь в ладонь»;
6.7 «Несуществующее животное» (см. Приложение 5)
7. Подвижные логоритмические методики.
Данные методики способствуют развитию координации речи и движения, развитию интонационной стороны речи, а также развитию чувства ритма. Их желательно использовать с музыкальным сопровождением.
7.1 «Осень»;
7.2 «Кулачки и ладошки»;
7.3 «Игрушки»;
7.4 «Съедобное – несъедобное»;
7.5 «Веселый мячик»;
7.6 «Я знаю»;
7.7 «Поймай птиц» (см. Приложение 6)
8. Методики направленные на внимание друг к другу.
Физический контакт полезен для детей. Методики помогают почувствовать, что вокруг ребенка есть другие дети, которые принимают его, хотят с ним играть и общаться и к которым, при желании, всегда можно обратиться за помощью и поддержкой.
8.1 «Робот»;
8.2 «Скульптор»;
8.3 «Слепой и поводырь»;
8.4 «Комплименты» (см. Приложение 7)
9. Психологические тесты.
Для того, чтобы определить, как ребенок относится к себе, что для него значимо в отношениях с другими людьми, каким он видит свое семейное окружение, применяют психологические тесты:
9.1 Тест на развитость самоконтроля;
9.2 Отношение ребенка к себе и другим;
9.3 Особенности межличностных отношений ребенка (методика Рене Жиля);
9.4 Тест Розенцвейга (изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях)
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или общению, а также удовлетворению потребностей личности. Состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, мы будем называть фрустрацией. С помощью этого теста можно исследовать такие реакции, как агрессия, фантазия, апатия, застенчивость, замкнутость и т.п. (см. Приложение 8)
10. Этюды на выражение различных эмоций.
Этюды на выражение различных эмоций способствуют осознанию способов их адекватного проявления. Ребенок учится выражать свои эмоции. Освоив это, развив в себе такую способность, он одновременно осваивает их адекватные способы привлечения внимания к себе.
10.1 Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточенности
Интерес – это избирательное отношение человека к каким – либо предметам или явлениям окружающего мира. Причиной интереса может быть значимость этого предмета для человека или его эмоциональная привлекательность. Сначала интерес ребенка имеет безотчетный, стихийный характер, затем он расширяется и углубляется. С возрастом интересы становятся все более устойчивыми. Сильный, устойчивый интерес побуждает ребенка к активности, к преодолению препятствий и делает деятельность приятной и привлекательной.
а) Азбука настроения;
б) «Что там происходит?»;
в) «Любопытный»;
г) Сосредоточенность;
д) Раздумье
10.2 Этюды на выражение удивления
Удивление – очень кратковременная эмоция. Ситуации, которые вызывают удивление, затем вызывают другие положительные или отрицательно окрашенные эмоции.
Эмоция удивления быстро наступает, но и очень быстро проходит. Мимика, связанная с удивлением, очень ярка и легко воспроизводима (широко открытые глаза и рот).
а) Удивление;
б) «Круглые глаза»;
в) «Вожатый удивился»
10.3 Этюды на выражение удовольствия, радости
Выражение радости легко узнается: лицо расцветает улыбкой, уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки. Радость выражается и узнается с младенчества, она помогает ребенку устанавливать контакт с другими людьми.
Радость невозможно вызвать волевым усилием, но, ставя ребенка в определенные ситуации, можно его легко зарядить чувством радости.
Использование выразительных движений создает у ребенка чувство удовольствия, радости. Ощущение радости в жизни появляется после преодоления чего – то, как результат событий и стечения обстоятельств, поэтому игры и этюды построены в основном на принципе противопоставления: страдание – удовольствие, борьба – радость победы и т.п.
а) «Цветок»;
б) «Первый снег»;
в) «Встреча с другом»;
г) «Битва»;
д) «Два клоуна»;
е) «Чунга – чанга»;
ж) «Хорошее настроение»
10.4 Этюды на выражение страдания и печали
Отрицательные эмоциональные реакции проявляются уже в первые дни жизни новорожденного. Ребенок сообщает о них окружающим криком, гримасой неудовольствия.
Произвольно изображать грустное настроение ребенок способен с 4 лет. Этюды на выражение этих эмоций способствует осознанию своего собственного состояния, а также пониманию и сочувствию печали других.
а) «Северный полюс»;
б) «Ой-ой, живот болит!»;
в) «Я так устал»;
г) «Остров плакс»;
д) Золушка
10.5 Этюды на выражение отвращения и презрения
Сначала чувство отвращения связано у ребенка только с прием пищи. Чувствовать отвращение по отношению к себе он может ощущать примерно с пяти лет. Понимание, что к тебе испытывают отвращение, ведет к страданию или агрессии. Отвращение к самому себе понижает чувство достоинства и собственной ценности, ведет в депрессии.
Этюды на выражении этой эмоции направлены на то, чтобы смягчить ее.
а) «Соленый чай»;
б) «Грязь»;
в) «Гадкий утенок»
10.6 Этюды на выражение гнева
Гнев у человека выражается сдвинутыми бровями, оттопыренными губами, выставленной вперед нижней губой, сжатыми кулаками и активной жестикуляцией.
Отличить улыбку от мимики угрозы дети могут уже ко второму году жизни. В дошкольном возрасте дети часто путают понятия «сильный» и «гневный». Произвольно выразить гнев практически невозможно, т.к. его проявление связано с вегетативными (внутренними) компонентами. Неспособность выразить справедливый гнев приводит к нарушению ясности мышления, усложнению отношений с другими людьми и физическим заболеваниям, вызванным психологическими причинами.
а) «Король Боровик»
10.7 Этюды на выражение страха
Часто дети, не отделяя вымысел от реальности, начинают бояться персонажей из сказок, особенно Змея Горыныча, Бабу – Ягу, Кащея Бессмертного и т.п.
С 6-7 лет дети могут бояться несчастий с близкими, пожаров, катастроф. Эти страхи обычно – возрастные явления, но они могут привести к агрессивности, нервозности, ухудшению сна, аппетита.
Возможно «заражение» страхами, когда, например, ребенок начинает бояться темноты, если ее боятся дети вокруг него.
Этюды на выражение страха способствуют повышению устойчивости к нему, а использование вместе с ними других методических приемов (например, рисование страхов, проигрывание ролей тех персонажей, которых ребенок боится, «превращение» этих персонажей в ходе игры в добрых и т.п.) может способствовать и полному исчезновению устойчивых страхов.
а) Страх;
б) Момент отчаяния;
в) «Ночные звуки»
10.8 Этюды на выражение вины
Между виной и стыдом есть существенная разница. Стыдно бывает из-за любых ошибок
, а вина возникает при нарушении каких-то моральных норм. Вина – это осуждение своего поступка и самого себя. Эту эмоцию сопровождают раскаяние и снижение самооценки. Испытывая вину, человек низко наклоняет голову, отводит глаза, краснеет. Это социальная эмоция. Ее возникновение невозможно без принятия моральных норм и ценностей.
Этюды на выражение вины могут быть использованы для снятия напряжения. Эти этюды помогают развивать выразительные движения, познавать принятые в обществе правила и соответственно на них реагировать.
а) «Ваське стыдно»;
б) «Чуня просит прощения» (см. Приложение 9)
2.3 Методические рекомендации (родителям, педагогам)
В тех случаях, когда отклонение в развитии затрудняет ребенку освоение навыков общения, родителям и педагогам приходится тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Необходимо чутко следить за тем, что ребенок научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть ребенка к общению, и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, их внимание к тому, что он пытается выразить, и их реакция на эти попытки.
Занятия по развитию речи, по большей части, могут и должны быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением к совместным играм и уходу за ребенком.
1. Ожидайте ответа от ребенка
Независимо от возраста ребенка – будь он младенцем, который только начинает смотреть на ваше лицо, или дошкольником, который учится составлять предложения из отдельных слов – старайтесь всем своим поведением передать ему вашу уверенность в том, что он сможет вам ответить. Дайте ему время. Пока не увидите, что он явно переключился на что-то другое, ждите его ответа.
Кроме того, старайтесь предоставить ему время и возможность самому начать общение. Если говорите только вы, если вы всегда берете инициативу на себя, у ребенка просто не будет возможности понять, какой может быть его роль в процессе взаимодействия с другим человеком.
Разговаривать с малышом, действительно, очень важно, однако при этом стремитесь вести себя как участник двухстороннего общения, даже в том случае, если ребенок может ответить вам только своим взглядом и вниманием. Чтобы ощутить его реакцию, делайте в разговоре паузы. Ждите. Дайте ему время. Выражайте уверенность в том, что он вам ответит – и он ответит.