Файл: Программа вступительных экзаменов в докторантуру и о системе здравоохранения Кодекс. Система здравоохранения Казахстана этапы становления и современное состояние.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Научный комитет по медицине


10 страниц поверхность

Образовательные программы «Медицина», «Общественное здравоохранение»

программа вступительных экзаменов в докторантуру







и о системе здравоохранения» Кодекс. Система здравоохранения Казахстана: этапы становления и современное состояние.

4. Список вопросов для вступительного экзамена


  1. Общие принципы педагогики: общие понятия, методологии,объекты и история развития.

  2. Основные направления и процессы развития современного мирового высшего образования. Новая модель образования.

  3. Смысловая структура педагогической деятельности. Учительличность, профессиональные способности и квалификация.

  4. Содержание и организация учебного процесса.

  5. Система менеджмента качества образования.

  6. Основные принципы Болонского процесса.

  7. Нормативно-правовая база развития высшей школы Республики Казахстан.

  8. Инновационные методы обучения.

  9. Закон Республики Казахстан «Об образовании». Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2025 года.

  10. Научные исследования студентов работаеторганизовывать и проводить.

  11. Методы дифференцированного обучения в образовательном процессе. Пример.

  12. Связь педагогики с другими науками.

  13. Педагогическое исследование. Методы исследования в педагогике.

  14. Законы и правила педагогического процесса.

  15. Дидактические теории и концепции.

  16. Современные образовательные парадигмы.

  17. Важные объективные и субъективные факторы, влияющие на разработку содержания образования.

  18. Теории формального и материального образования и их предвзятость.

  19. Государственный образовательный стандарт высшего образования, его структура.

  20. Основные компоненты государственного высшего образования.

  21. Развитие высшего образования в современном мире.

  22. Кредитная система обучения в высшей школе.

  23. Формы и методы обучения в высшей школе.

  24. Управление университетом.

  25. Педагогическое общение.

  26. Введение в биостатистику. Предмет и задачи биостатистики.




  1. Параметрические методы, применяемые размеры и иххарактеристики.

  2. Непараметрические методы. Используемые размеры и их характеристики.

  3. Регрессивный анализ.

  4. Расчет выборки для исследования.

  5. Средние значения: их определение, виды и методы расчета.

  6. Корреляционный анализ: правила использования, пример иобъясните значение коэффициента корреляции формулировкой.

  7. Оценка достоверности результатов исследования: стандартное отклонение, средняя стандартная ошибка, 95% доверительный интервал.

  8. Понятие вариационного ряда.

  9. Виды вариационного ряда.

  10. Описательные исследования. Понимание, использование. Пример.

  11. Экспериментальные исследования. Понимание, использование. Пример.

  12. Методы стандартизации данных, ценность применения.

  13. Анализ таблиц сопряжения по критерию хи-квадрат: условия использования, практическое применение, пример и пояснение значения хи-квадрат на примере.

  14. Нормальное распределение: описание, критерии проверки, правила трех сигм.

  15. U-мера Манна-Уитни.

  16. Доверительные интервалы. Понимание, смысл, интерпретация.

  17. Метод стандартизированных показателей.

  18. Элементы теории измерений.

  19. Шкала измерения.

  20. Разрешенные преобразования.

  21. Комплексная и комплексная оценка.

  22. Методы сравнения статистических множеств.

  23. Методы анализа динамики явлений.

  24. Использование компьютерных статистических программ.

  25. Метаанализ.

  26. Структура и содержание научных публикаций.

  27. Выбор темы исследования. Оформление должности. Разработайте исследовательскую гипотезу.

  28. Определение объекта и предмета исследования.

  29. Определение задач исследования

  30. Работа с литературой. Проблемы анализа, распространения и использования научной медицинской информации.



  1. Подборка материалов исследования. Методы отбора пациентов для участия в научных исследованиях.

  2. Выбор методов исследования.

  3. Проведение исследований (сбор материала).

  4. Обработка результатов исследования. Оформление результатов.

  5. Этические принципы клинических исследований. Клинические испытания.

  6. Защита интеллектуальной собственности в науке.

  7. Теоретические исследования.

  8. Экспериментальные исследования.

  9. Организация исследовательского процесса.

  10. Методология как инструмент оптимизации и оптимизации услуг.

  11. Формы организации научного знания.

  12. Понятие, категории и структура научного исследования.

  13. Соотношение между теорией и эмпиризмом. Возможности для подтверждения и проверки теории.

  14. Классификация научных исследований в здравоохранении.

  15. В медицине и здравоохранении относящийся к окружающей средеприменение исследований.

  16. Инструменты и методы научных медицинских исследований.


Все виды исследований придерживаются конкретных принципов. Первый – доказательность и обоснованность, предполагающая проверку всех заявленных предложений, гипотез на практике, то есть определение текущего положения дел и разработки в реалиях. Специфика медицинских исследований проявляется в действии принципа – «проверено лично или проверено на себе». Без эксперимента в этом деле не обойтись.

Второй принцип медицинских научных работ заключается в объективности данных, которая проявляется в том, что на ход эксперимента не влияют сторонние или внутренние факторы, а исследователь лично не заинтересован в исходе и не имеет права фальсифицировать данные, получаемые результаты отражают реальный ход изысканий и полученных достижений.

Третий принцип медицинских исследований – проверяемость. Данный критерий позволяет удостовериться в правильности и достоверности суждений исследователя, корректности полученных результатов. Все медицинские исследования возможно повторить (при соблюдении заявленных условий и параметров) и удостовериться в обоснованности выводов. Реализация третьего принципа позволяет минимизировать риск ошибок. Четвертый постулат – научность, означающий, что все концепции и предлагаемые действия автор проекта обосновывает с научной точки зрения, научных фактов, на фоне последних достижений и пр. Помимо этого, все медицинские исследования (независимо от вида) выполняют одну из миссий:

Преобразовывают уже известную информацию в новый, более понятный и доступный вид без существенных преобразований, дополнений и изменений. Чаще всего эта задача реализуется в теоретических проектах: курсовые работы, дипломные проекты и пр. Дополняют текущую базу данных новыми фактами, которые подтверждают или опровергают изначальную теорию/гипотезу, но без искажения сути первичного исследования-оригинала. То есть здесь автор занимается пополнением доказательной базы. Уточняют и дополняют исследования новыми фактами, расширяя возможности и спектр применения инноваций, совершая новые открытия и преобразования. Таким образом, медицинские исследования позволяют определить эффективность текущих мер и правил, разработать инновационный механизм или способ посредством частичного или полного обновления базы данных, доказательств, ракурса изучения проблемы и пр.




  1. Определения понятий «наука», «научное исследование».

Наука — особый вид познавательной деятельности, направленный на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:
разделение и кооперацию научного труда
научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование
методы научно-исследовательской работы
понятийный и категориальный аппарат
систему научной информации
а также всю сумму накопленных ранее научных знаний.
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.
Будучи профессиональным видом общественной деятельности, научное познание осуществляется по определенным научным канонам, принимаемым научным обществом. В нем используются специальные методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на основе принятых научных критериев. Процесс научного познания включает в себя: объект, субъект, знание как результат и метод исследования.
Основными особенностями научного познания являются:
1. Основная задача научного знания — обнаружение объективных зако­нов действительности — природных, социальных (обще­ственных), законов самого познания, мышления и др. От­сюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характе­ристики и их выражение в системе абстракций. «Сущность научного познания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий». Научное познание стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предпола­гает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеет­ся, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случа­ях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предме­та. Ещё Эйнштейн писал: «То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить то, что есть». Её задача – дать истинное отражение процессов, объективную картину того, что есть. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъек­та — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружаю­щей действительности и управлению реальными процесса­ми. Жизненный смысл научного изыскания может быть вы­ражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не только в настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования. «Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познава­тельной деятельности человека».
Существенной особенностью современной науки является то, что она стала такой силой, которая предопределяет практику. Из дочери производства наука превращается в его мать. Многие современные производственные процессы родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки технической революции. Великие откры­тия за последние десятилетия в ведущих областях знания при­вели к научно-технической революции, охватившей все элемен­ты процесса производства: всесторонняя автоматизация и меха­низация, освоение новых видов энергии, сырья и материалов, проникновение в микромир и в космос. В итоге сложились пред­посылки для гигантского развития производительных сил об­щества.