Файл: Программа вступительных экзаменов в докторантуру и о системе здравоохранения Кодекс. Система здравоохранения Казахстана этапы становления и современное состояние.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закреп­ленных в языке — естественном или — что более характер­но — искусственном (математическая символика, химиче­ские формулы и т.п.). Научное знание не просто фиксиру­ет свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Процесс непрерывного самообнов­ления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.
5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инст­рументы, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотро­ны, радиотелескопы, ракетно - космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследова­ния своих объектов и самой себя таких идеальных (духов­ных) средств и методов, как современная логика, математи­ческие методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже).
6. Научному познанию присущи строгая доказатель­ность, обоснованность полученных результатов, достовер­ность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот поче­му тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, по­стоянное совершенствование своего мышления, умение пра­вильно применять его законы и принципы.
В современной методологии выделяют различные уров­ни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизво­димость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.
В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во- первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов.

Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступает понятия, категории, законы, гипотезы и т.д.
Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое (опытное) познание предшествует теоретическому. Научное исследование предполагает не только движение "вверх", к все более совершенному, разработанному теоретическому аппарату, но и движение "вниз", связанное с ассимиляцией эмпирической информации.

  1. Требования к научным исследованиям в области медицины.

Научные исследования в области медицины, начиная от международных многоцентровых клинических исследований лекарственных средств и заканчивая небольшими научными проектами, требуют одинаковых подходов к планированию. 

Являясь частным случаем научных исследований, они описываются циклической моделью, которая является общей для любого исследовательского процесса и включает:

  • появление потребности в новых знаниях и, соответственно, в новых исследованиях,

  • описание проблемы и постановку задачи,

  • планирование исследования и разработку дизайна,

  • определение целевой популяции для исследования и способов подбора этой популяции,

  • сбор и анализ данных,

  • интерпретацию и представление результатов.

Затем цикл начинается заново: после осознания полученных результатов открываются новые перспективы и появляется потребность в новых экспериментах.

Правильное планирование исследования является залогом его успеха и гарантией того, что результаты отражают реальность и могут быть использованы в дальнейшем в клинической практике, а средства, усилия и время исследователей потрачены не зря.

За исключением больших многоцентровых проектов, планирование которых берут на себя организаторы исследования (фармацевтические компании, фонды, экспертные советы), обязанность грамотно спланировать научное исследование ложится на научный коллектив, являющийся инициатором научной работы (investigator-initiated studies). Только правильно спланированное исследование имеет шанс получить грант и одобрение научного совета, а его результаты могут быть опубликованы в ведущих научных журналах.


В серии статей предполагается рассмотреть основные этапы планирования научного исследования, части описанного выше цикла, такие как:

  • исследовательский вопрос,

  • цели исследования,

  • феномен интереса и переменные интереса,

  • клинически значимая разница,

  • выдвижение и проверка гипотез,

  • описание исследуемой популяции,

  • дизайн исследования,

  • схема назначения исследуемого лечения,

  • расчет размера выборки,

  • планирование обследований пациента,

  • использование методов, повышающих объективность данных,

  • требования к подготовке протокола инициативного исследования.

Планирование любого научного исследования начинается с постановки исследовательского вопроса (research question). Чем яснее мы сформулируем задачу (поставим исследовательский вопрос), тем быстрее мы найдем пути ее решения и тем корректнее это решение будет. В свою очередь, планируемое научное исследование – способ ответить на исследовательский вопрос.

Примеры исследовательских вопросов:

«Каким образом препарат А влияет на течение гипертонической болезни?»

«Каким образом подростковое ожирение влияет на успеваемость в школе?»

«В чем смысл жизни?»


  1. Формы и методы научного исследования.


Общие методы науч Методы научного познания разделяют на общие и специальные.

Большинство проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Они имеют специфический характер и изучаются, разрабатываются и усовершенствуются в конкретных, специальных науках. Они никогда не бывают произвольными, поскольку определяются характером исследуемого объекта.

Общие методы научного познания, в отличии от специальных, используются в исследовательском процессе в разнообразных науках.

ного познания условно разделяют на три большие группы:

• методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

• методы, которые используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

• методы или методология, которая используются на теоретическом уровне исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, системный, структурно-действенный подход).


 


  1. Экономически эффективные медицинские технологии.

Постоянный рост расходов на здравоохранение, связанный с появлением новых медицинских технологий и лекарств, изменениями в структуре заболеваемости и демографическими проблемами, является общей тенденцией для развитых стран мира. Сегодня Всемирная организация здравоохранения рекомендует тратить на охрану здоровья населения не менее 6–6,5% от валового внутреннего продукта. Страны Западной Европы расходуют на цели здравоохранения 8–10% валового внутреннего продукта, США – свыше 13%. Тем не менее ни одна из стран мира не может бесконечно увеличивать свои расходы на здравоохранение для обеспечения любых возможных вариантов оказания медицинской помощи. Для устранения диспропорции между имеющимися вариантами лечения и ограниченными экономическими возможностями системы здравоохранения используются различные методы анализа эффективности медицинских технологий.

На локальном уровне тема оценки экономической обоснованности тех или иных вариантов лечения актуальна и для любого отдельно взятого лечебнопрофилактического учреждения.

Важнейшей тенденцией развития систем здравоохранения экономически развитых стран является смещение приоритета от максимальной экономии расходов при оказании медицинской помощи к максимальной эффективности использования задействованных ресурсов.

В целом, понятие “эффективность” в сфере здравоохранения включает в себя медицинский, экономический и социальный аспекты.

Медицинский аспект характеризуется соответствием результата, достигнутого при лечении, результату, в принципе возможному при данном заболевании (состоянии). Экономический аспект может быть измерен по минимизации финансовых затрат (с учетом их достаточности при использовании современных медицинских технологий и лекарственных средств), а также снижению затрат, связанных с ограничением или потерей трудоспособности, наступлением инвалидности и преждевременной смерти. Социальная эффективность может быть оценена повышением качества жизни пациента и предотвращенным социальным ущербом.


  1. Экономическая оценка научных инноваций.

При оценке научного и тех­нического уровня проекта, возможностей его выполне­ния и эффективности при­нимаются решения о целесообразности и объеме фи­нансирования.


Процедуры оценки проектов, юридического оформ­ления соглашений и контрактов, а также формы и ме­тоды контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое значение имеют сроки проведения оценки, согласо­вание, продолжительность периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования. Постоянно совершенству­ются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, уве­личивается число обязательных условий, которым дол­жен соответствовать проект.

Существуют несколько методов экспертизы инно­вационных проектов:

описательный;

сравнение положений «до» и «после»;

сопоставительная оценка.

Описательный метод широко распространен во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматри­вается потенциальное воздействие результатов осущест­вляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные про­цессы. Он позволяет учитывать, например, взаимодей­ствие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и пере­подготовкой кадров.

Основной недостаток этого метода в том, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтерна­тивных варианта.

Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Одна­ко этому методу присуща высокая вероятность субъек­тивной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная оценка состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что составляет одно из требований проверки экономи­ческой обоснованности конкретных решений по фи­нансированию краткосрочных и быстроокупаемых про­ектов. Этот метод также имеет недостатки, в частности, он неприменим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

  1. Трансфер медицинских технологий.

Под понятием трансферта технологий подразумевается передача инновационного продукта или процесса. При этом с экономической точки зрения важен территориальный охват в должном объёме, так как действия пользователя инновационной технологии основаны не на новшестве технологии на мировом уровне, а на новизне в определенном регионе [1]. В мировой практике динамика развития инновационных методов профилактики, диагностики и лечения превышает развитие технологий во многих других отраслях. В последние годы в развитых странах мира наблюдается большой рост нормативных и программных инициатив по содействию трансферту инновационных технологий. Особое внимание уделяется не