Файл: Программа вступительных экзаменов в докторантуру и о системе здравоохранения Кодекс. Система здравоохранения Казахстана этапы становления и современное состояние.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
только конкретным нормативным мерам, которые способствуют ускорению распространения технологии, но и созданию и поддержанию вспомогательных систем и инфраструктур для её распространения. В нашей стране проводится ряд мероприятий: создается сеть национальных и региональных технопарков, вводится система грантового финансирования приоритетных технологий на конкурсной основе за счет средств государственного бюджета в рамках научно-технических программ и отдельных проектов. Однако среди текущих проектов преобладают проекты нефтегазовой, промышленной индустрии; нет проектов, направленных на трансферт технологий в практическое здравоохранение [2].

  1. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) технологиипередача.

Руководство содержит указания для производителей лекарственных средств, испытательных лабораторий, фармацевтических инспекторатов и экспертных организаций государств-членов ЕАЭС в отношении действий необходимых для проведения успешного трансфера технологий и (или) аналитических методик между структурными подразделениями в рамках одной производственной площадки, или несколькими производственными площадками, или испытательными лабораториями. Целью трансфера технологий является передача информации о лекарственном средстве, процессе его производства и контроле качества лекарственного препарата в пределах одной производственной площадки или между производственными площадками, в том числе при передаче фармацевтической разработки в производство, а также передача аналитических методик с производственной площадки в аккредитованную испытательную лабораторию. Трансфер предусматривает передачу любого процесса вместе с соответствующей документацией и профессиональными экспертными знаниями от передающей стороны к принимающей стороне. Он является систематизированной процедурой, которая выполняется с целью передачи принимающей стороне документально оформленной информации и опыта, полученных во время фармацевтической разработки. Руководство вводит такие основные этапы трансфера: планирование, организация, управление; определение критериев успешности трансфера; формирование группы (команды) проекта; консолидация знаний, анализ расхождений; определение ключевых навыков и обучение персонала (при необходимости); проведение анализа и оценки рисков; разработка протокола трансфера; квалификация производственных помещений, оборудования, инженерных систем (при необходимости); передача аналитических методик в рамках трансфера технологий или в качестве самостоятельного процесса (при необходимости); производство опытно-промышленных (пилотных) и (или) инженерных серий; валидация процесса; валидация очистки; оформление результатов и оценка эффективности трансфера на основе достижения установленных критериев успешности. Не все указанные этапы трансфера применимы к каждому виду трансфера. Производители могут выбирать те этапы, которые применимы к осуществляемой процедуре.



  1. Решения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) о странах, регистрирующих научную продукцию.

  2. Коммерциализация научных проектов

  3. Расчет стоимости научных проектов.

Расчет сметы затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

2.1. Методика определения сметы затрат на нир и окр


Сметная стоимость выполнения НИР и ОКР определяется по следующим расходным статьям:

    1. Прямая заработная плата.

Расчет заработной платы ведется на основании данных о трудоемкости отдельных работ, установленных в сетевом графике (табл. 3) и должностных окладов исполнителей.

Для расчета трудоемкости работ составляется таблица 3 (дан пример расчета)

Таблица 3. - Трудоемкость работ

Шифр работы

Трудоемкость, дни

Итого, дней

Старший инженер

инженер

техник

1

2

3

4

9

0,1

7

14

-

21

1,2

-

4

4

8

1,3

-

12

6

18

и т.д.

-

-

4

4

ИТОГО

2

30

14

51

Количество месяцев работы ( с округлением до первого десятичного знака) по отдельным должностям исполнителей определяется путем деления трудоемкости работ в днях на среднее количество рабочих дней в месяце (21,5 дней).


  1. Здравоохранениемеждународный в сфере экономические и правовые основы сотрудничества.

  2. Источники финансирования научных проектов в Республике Казахстан.

  3. Источники финансового обеспечения системы здравоохранения.


1. Денсаулық сақтау жүйесін қаржылық қамтамасыз ету көздері:
1) бюджет қаражаты;
1-1) әлеуметтік медициналық сақтандыру қорының активтері;
2) ерікті медициналық сақтандыру қаражаты;

3) ақылы қызметтер көрсетуден алынған қаражат;
3-1) жеке және заңды тұлғалардан ерікті қайырмалдықтар ретінде түскен қаражат;
4) Қазақстан Республикасының заңнамасына қайшы келмейтін өзге де көздер болып табылады.
2. Тегін медициналық көмектің кепілдік берілген көлемі шеңберінде және міндетті әлеуметтік медициналық сақтандыру жүйесінде көрсетілетін медициналық қызметтерге арналған тарифтерді қалыптастыру тәртібі мен әдістемесін уәкілетті орган айқындайды.
Тегін медициналық көмектің кепілдік берілген көлемі шеңберінде және міндетті әлеуметтік медициналық сақтандыру жүйесінде көрсетілетін медициналық қызметтерге арналған тарифтерді уәкілетті орган бекітеді.
Тегін медициналық көмектің кепілдік берілген көлемін көрсететін денсаулық сақтау субъектілерін қаржыландыру нысандары
Тегін медициналық көмектің кепілдік берілген көлемін көрсететін денсаулық сақтау субъектілерін қаржыландыру:
мемлекеттік медициналық мекемелер үшін - жеке-дара қаржыландыру жоспары бойынша;

мемлекеттік мекемелерді қоспағанда, денсаулық сақтау субъектілері үшін – бюджеттік бағдарламалардың әкімшілерімен және (немесе) әлеуметтік медициналық сақтандыру қорымен шарт негізінде жүзеге асырылады.

Денсаулық сақтау жүйесін қаржылық қамтамасыз ету көздерін пайдалану
Денсаулық сақтау жүйесінің қаржы қаражаттары:

тегін медициналық көмектің кепілдік берілген көлемі шеңберінде денсаулық сақтау субъектілерінің көрсетілетін қызметтеріне ақы төлеуге;

денсаулық сақтау ұйымдарын материалдық-техникалық жағынан жарақтандыруға;

дәрілік заттарды, орфандық (сирек кездесетін) дәрілік препараттарды, қан мен оның компоненттерін, вакциналарды және басқа да иммунологиялық дәрілік препараттарды (иммундық-биологиялық дәрілік препараттарды), сондай-ақ медициналық бұйымдарды сатып алуға;

инфекциялық аурулардың көріністері мен эпидемияларын жоюға;

денсаулық сақтау саласындағы кадрларды даярлауға, олардың бiлiктiлiгiн арттыруға және оларды қайта даярлауға;

медицина ғылымының жетістіктерін дамытуға және енгізуге;

Қазақстан Республикасының заңнамасымен тыйым салынбаған өзге де шығыстарға бағытталады.

Денсаулық сақтау субъектілерінің көрсетілетін қызметтеріне ақы төлеу медициналық көрсетілетін қызметтердің сапасы мен көлемі бойынша шарттық міндеттемелер мониторингінің нәтижелері ескеріле отырып, уәкілетті орган айқындайтын тәртіппен жүргізіледі.

Дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілерге фармацевтикалық көрсетілетін қызметтердің құнын төлеуді бюджеттік бағдарламалардың әкімшілері немесе әлеуметтік медициналық сақтандыру қоры уәкілетті орган айқындайтын тәртіппен жүзеге асырады.




  1. Мониторинг финансовых потоков в системе здравоохранения.

  2. Экономические проблемы развития здравоохранения Республики Казахстан.



Состояние здоровья населения является интегральным показателем социальной ориентированности общества, социальных гарантий, характеризующих степень ответственности государства перед своими гражданами.
     Казахстан, испытав в период становления государственности значительный экономический спад, провел серьезную оптимизацию в социальной сфере, в том числе и в системе здравоохранения, где созданная в советское время громоздкая сеть медицинских организаций была в основном ориентирована на количественные показатели работы.
      В последние годы страна добилась значительного экономического роста, в результате чего было существенно увеличено финансирование отрасли здравоохранения (в два раза за последние три года), а также созданы перспективы ее дальнейшего развития. Будучи социально ориентированным, государство и дальше намерено уделять серьезное внимание развитию отрасли.
      Несмотря на то, что по данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) здоровье граждан только на 8-10% зависит от работы системы здравоохранения, усилия государства по сохранению общественного здоровья должны возрастать по мере экономического и социального прогресса.
      В этой связи важно привлечь к охране здоровья самих граждан, работодателей и усилить межсекторальную координацию проводимых в сфере здравоохранения мероприятий.
      Основные программные документы, по которым сегодня развивается отрасль, были адекватны требованиям на момент их разработки, однако в настоящее время они отстают от темпов перемен как в экономике, так и в других секторах. Отдельные мероприятия, обозначенные в этих документах, не были ориентированы на конечный результат, а структурные преобразования, в том числе изменения системы финансирования, не всегда носили последовательный характер. Сегодня нельзя утверждать, что состояние системы здравоохранения удовлетворяет в полной мере общество, государство и саму отрасль.
      Накопившиеся проблемы требуют радикального пересмотра подходов к управлению отраслью здравоохранения. В Послании Главы государства  указано, что в отрасли необходимо произвести серьезные изменения в части совершенствования систем управления, финансирования здравоохранения, организации предоставления медицинской помощи, нормативной базы системы здравоохранения, статистики и информатизации отрасли, оптимизации отчетности, а также эффективности использования финансовых ресурсов и обязательной децентрализации закупок.

      В качестве первоочередных задач обозначены:
      - реальный перенос центра тяжести на первичную медико-санитарную помощь, перенос акцента со стационарного на амбулаторное лечение;

 - системный переход на международные стандарты, новые технологии, современные методики лечения и медицинского обслуживания;

- укрепление здоровья матери и ребенка;

- создание системы независимой экспертизы с привлечением независимых экспертов;

- подготовка менеджеров систем здравоохранения, управления ресурсами и финансирования отрасли;

- профилактика, диагностика и лечение социально значимых заболеваний;

- укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения.


  1. Особенности финансирования здравоохранения в современной ситуации.



  1. Развитие системы финансирования здравоохранения.

Обеспечение системы здравоохранения необходимыми финансовыми ресурсами для оказания населению качественной и доступной медицинской помощи остается ключевой проблемой политики государства в области охраны здоровья граждан.

По оценкам специалистов ВОЗ, затраты общества на здравоохранение должны быть не менее 6% ВВП. В ряде стран с социально ориентированной рыночной экономикой (Швейцария, США, Бельгия, Франция, Германия) этот показатель находится в пределах 7-12% ВВП. Государственные расходы на здравоохранения в России в 2010 г. составили 3,9% ВВП.

В расчете на душу населения в год эти расходы на здравоохранение в России составили 250, во Франции - 3298, США - 3953, Германии - 2937 долларов США.

В структуре консолидированного бюджета здравоохранения Российской Федерации средства бюджетов всех уровней составляют 60%, системы ОМС - 34%, другие предусмотренные законодательством источники - 6%.

Прежде чем перейти к вопросам финансирования здравоохранения, рассмотрим следующие базовые понятия.

Финансовая система - совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства. Финансовая система включает финансы предприятий, организаций, отраслей, бюджетную, кредитно-банковскую, страховую системы, а также фондовый рынок.

Финансирование - обеспечение физического или юридического лица финансовыми средствами для безвозвратного расходования на определенные цели: медицинские, хозяйственные, бытовые, управленческие и др.

Все это в равной степени имеет отношение к системе здравоохранения, которая в сегодняшних условиях бюджетно-страховой модели имеет многоканальное финансирование.