Файл: Методические указания и рекомендации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Резервы должны быть экономически обоснованными. При их подсчете необходимо учитывать реальные производственные и финансовые возможности предприятия, подкрепленные конкретными мероприятиями.

6. Поиск резервов должен быть оперативным. Чем он оперативнее, тем более эффективен этот процесс. Особое значение имеет сокращение разрыва между нахождением и освоением резервов.

7. Поиск резервов не должен быть дискретным. Его необходимо осуществлять планомерно, систематически, ежедневно.

8. Резервы выявляются тем полнее, чем большее количество работников разных профессий и специальностей участвует в их поиске. Принцип массовости поиска резервов предполагает привлечение к этому процессу всех работников, развитие и совершенствование форм экономического анализа.

9. Большое значение для повышения эффективности поиска резервов имеет
предварительное определение резервоемких направлений (участков производства, где имеются большие потери трудовых и материальных ресурсов, простои техники и т.д.)

Способы определения величины резервов

Для определения величины резервов в АХД используется ряд способов: прямого счета, сравнения, детерминированного факторного анализа, корреляционного анализа, функционально-стоимостного анализа, математического программирования и др.

Способ прямого счета применяется для подсчета резервов экстенсивного характера, когда известна величина дополнительного привлечения или величина безусловных потерь ресурсов. Возможность увеличения выпуска продукции в этом случае определяется следующим образом: дополнительное количество ресурсов или величина безусловных потерь ресурсов по вине предприятия делится на фактический их расход на единицу продукции или умножается на фактическую ресурсоотдачу, т.е. материалоотдачу, фондоотдачу, производительность труда и т.д.

Способ сравнения применяется для подсчета резервов интенсивного характера, направленных на сокращение ресурсов на производство единицы продукции. Рост объема выпуска продукции в данном случае определяется следующим образом: резерв уменьшения затрат ресурсов на единицу продукции за счет внедрения инноваций умножается на планируемый (возможный) объем производства продукции и делится на возможный удельный расход ресурсов на единицу продукции с учетом выявленных резервов его снижения или умножается на планируемый уровень ресурсоотдачи.


Результаты корреляционного анализа также могут использоваться для подсчета хозяйственных резервов. С этой целью полученный коэффициент регрессии при соответствующих факторных показателях нужно умножить на возможный прирост последних.

Большую помощь в выявлении резервов оказывают способы
математического программирования, которые позволяют оптимизировать величину показателей с учетом условий хозяйствования и ограничений на ресурсы и тем самым выявить дополнительные и неиспользованные резервы производства путем сравнения величины исследуемых показателей по оптимальному варианту с фактическим или плановым их уровнем.

Особенно высокоэффективным методом выявления резервов является
функционально-стоимостный анализ (ФСА). Использование этого метода позволяет на ранних стадиях жизненного цикла изделия найти и предупредить излишние затраты путем усовершенствования его конструкции, технологии производства, использования более дешевого сырья и материалов и т.д.

Существенную помощь при подсчете резервов оказывает
маржинальный анализ, методика которого основывается на делении общей суммы затрат и отдельных ее элементов на постоянные и переменные в зависимости от объема производства продукции (услуг) и использовании предельных и критических величин исследуемых показателей. Величина постоянных затрат (амортизация, арендная плата, управленческие расходы и др.) не зависит от динамики объема производства в краткосрочном периоде. Напротив, сумма переменных затрат (заработная плата производственного персонала, сырье, материалы, топливо, энергия на технологические цели) изменяется пропорционально объему производства продукции. Следовательно, от динамики объема деятельности предприятия зависит средний уровень многих удельных показателей (затрат на рубль продукции, себестоимости отдельных изделий, их трудоемкости, материалоемкости, рентабельности и т.д.) Маржинальный анализ позволяет установить, как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении (снижении) объема производства продукции.

Анализ качества и конкурентоспособности продукции.
Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности , так и по затратам на ее удовлетворение.


Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

1.техническим ( свойств товара, область его применения и назначения)

2.эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма)

3.эстетическим (внешний вид товара)

4.нормативным (соответствие товара действующим нормативам и стандартам)

5.экономичкским (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности)

Задачи анализа:

1.оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции,

2.изучение факторов, воздействующих на ее уровень

3.разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.
Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделии или товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитываются единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.
Единичные показатели отражают процентное соотношение уровня какого-либо технического и экoномического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента :
g= Р/ Р ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­100 * 100,
где g – единичный параметричный показатель;

Р-уровень параметра исследуемого изделия;

Р100- уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющий потребность на 100 %.

Групповой показатель (G ) объединяет единичный показатели (q i)по однородной группе параметров ( технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (ai),определенных экспертным путем:

G= Сумма ai * gi.

Интегральные показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gm) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):
I = Gm/ Gэ.

Если I< 1то анализируемое изделие уступает образцу , а если I >1 , то оно превосходит изделие- образец или изделие –конкурента по своим параметрам.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособность товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно использовать матричный метод. Сущность его состоит в построении матрицы. в которой по вертикали отражают темпы роста объема продаж всех или основных фирм-продавцов на рынке, а по горизонтали указывается доля рынка ,контролируемая данной фирмой.


Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке , и наоборот. С этой целью рассчитываются и такой показатель ,как отношение доли ,занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой ,если меньше-низкой.

Важное направление повышения конкурентоспособности продукции- совершенствование процессов товародвижения, организации торговли ,сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции , которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.


Задача № 1.
На основании данных бизнес-плана и отчета о затратах на производство, представленных в таблице, проведите факторный анализ фонда заработной платы.


Показатели

План

Факт

1. Среднесписочная численность рабочих, чел.

150

155

2. Средняя месячная зарплата 1 рабочего, руб.

12000

12100


Решение

Для оценки влияния на фонд оплаты труда (ФОТ ) изменения численности (Ч) и среднегодовой заработной платы (ЗП) используем следующую факторную модель:
ФОТ = Ч *ЗП.
Рассчитываем среднегодовую заработную плату:



Абсолютное изменение численности рабочих составляет:


Абсолютное изменение среднегодовой заработной платы составляет :


Для проведения факторного анализа используем способ абсолютных разниц. Изменение фонда оплаты труда под влиянием изменения численности рабочих составляет :

;
Изменение фонда оплаты труда под влиянием изменения среднегодовой заработной платы составляет :
*

Общее изменение фонда оплаты труда составляет :



Вывод

Таким образом, фактический фонд оплаты труда увеличился по сравнению с планом на 100 тыс. руб. При этом большее влияние на такую динамику оказало изменение среднегодовой заработной платы (за счет этого фактора величина ФОТ уменьшилась на 310 тыс. руб.), меньшее влияние – изменение численности рабочих (за счет этого фактора величина ФОТ увеличилась на 400 тыс. руб.).