Файл: Введение Основное своё убежище они носят всегда на себе. Фарли Моутэн (Биолог, защитник окружающей среды) Актуальность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Основное своё убежище …они носят всегда на себе.
Фарли Моутэн
(Биолог, защитник окружающей среды)
Актуальность
Я родилась и живу на северной земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш районный музей, я много узнала о жизни коренного населения севера. Но особенно меня заинтересовала их одежда. Ведь в одежде отражается быт, традиции и нравственные ценности народа.
Тема исследования: «Особенности национальной одежды в условиях Крайнего Севера»
Гипотеза: я предполагаю, что суровость климата, традиции и обычаи- все это оказывает влияние на облик одежды народов Крайнего Севера.
Цель:
изучение одежды народов Севера, как источник информации о жизни: традициях, культуре.
Задачи:
-
познакомиться с культурой родного края; -
выявить, особенности национальной одежды; -
проанализировать информацию по теме; -
Вызвать интерес у одноклассников к жизни и быту народов Севера.
Методы исследования
1.спросила у взрослых;
2. сходила в библиотеку, прочитала в книгах;
3.сходила в музей;
3.посмотрела в Интернете.
Обоснование
Для начала я решила провести опрос среди детей. Были опрошены 30 учащихся начальной школы и 5, 6 классов. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Знаете какие народы проживают в Вашем населённом пункте?
2.Знаете ли Вы название национальной одежды народов Севера?
3. Как Вы считаете, нужно ли сохранять и передавать из поколения в поколение национальную одежду? Если да, то почему?
После анализа анкет (приложение) я сделала вывод о том, что немногие знают о национальных костюмах жителей Севера и почему эти знания так важны.
Традиционный костюм много может рассказать о народе. Какой образ жизни ведут эти люди, где живут, чем занимаются. Главное предназначение одежды на Севере – сохранять тепло. Коренные жители северной тайги и тундры – оленеводы и морские охотники – веками используют для изготовления верхней одежды местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб. Широко применялась ровдуга. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, бобров. Большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре.
Большую часть времени на севере холодно, поэтому костюм должен хорошо сохранять тепло, быть функциональным, удобным и не стеснять движений. Дополнительная функция – защита: прочный материал убережет от ссадин и ран. Так же одна из главных примет традиционной одежды народов Севера – многослойность. Чем больше слоев одежды, тем больше между ними «прослоек» воздуха, благодаря которым и сохраняется тепло. В многослойном одеянии из оленьего меха можно спать на снегу без огня и укрытия.
Помимо функциональности, в традиционной одежде коренных народов Севера не менее важна и эстетическая составляющая. Национальные костюмы обильно украшают вышивкой, аппликациями, бисером, тесьмой. Узоры наносят в виде орнамента. Орнамент состоит из отдельных элементов - сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Каждый элемент в узорах мастериц повествует об окружающей природе, о её бесконечной красоте, рассказывает о тонкой наблюдательности. Поэтому по украшенному изделию можно было прочитать, что хотела рассказать мастерица своим узором.
Отделка традиционных костюмов носит не только декоративный, но и прикладной характер: она сообщает массу информации о том, к какому народу человек принадлежит, его семейном положении, наличии или отсутствии детей, занятиях и социальном статусе. Узор может выступать в роли оберега или талисмана: например, изображение следов зверя должно принести удачу охотнику. А звон монет или колокольчиков отпугивает злых духов.
Шьёт такую одежду вручную с применением оленьих сухожилий. Северный олень – благородное животное, всю жизнь коренные жители севера живут с оленем, благодаря оленю, подобно оленю.
Главная одежда коренных народов Севера – просторная меховая куртка. У некоторых народов такую куртку из шкуры оленя называют кухлянкой, паркой или малицей. Бывает короткая и удлиненная. В основном двойная: наружная (мехом наружу) и внутренняя (мехом внутрь), с капюшоном или без. Летом кухлянку носят в один слой. Рукава свободные, но плотно прилегающие на запястьях: так лучше сохраняется тепло и удобнее работать. Кухлянка настолько теплая, что нередко ее используют как спальный мешок, глубоко надвинув капюшон и плотно затянув воротник. Покрой одинаковый для мужчин и женщин. Отличаются они лишь размерами и количеством украшений. Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом с большим напуском.
Пояс – это один из главных атрибутов северной одежды мужчин, женщин и детей в любое время года. У мужчин слева к поясу подвешивается нож с ножнами, справа – точильный камень в нарядном кожаном чехле, сзади – клык медведя, служащий оберегом от злых духов и приносящий удачу на охоте. Сама основа пояса делается из сыромятной кожи и украшается медными бляхами различной формы или пуговицами, металлическими украшениями, служащими оберегами, их количество должно быть нечётным.
С трёх лет ребёнок получает плетёный или кожаный ремень. Ремень обильно украшают металлическими, медными пуговицами и цепочками.
Пояс женский был самотканый, его плели из крашенной в разные цвета шерсти. Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс и предохраняет женщину от некоторых заболеваний, также пояс помогает сохранять тепло целый день.
Покрой одежды также зависит от природных условий и хозяйственной деятельности. Всю одежду можно разделить на две группы: глухого покроя, надевающуюся через голову, и распашную, имеющую спереди разрез.
Нижние части тела обычно защищали меховыми одинарными или двойными штанами. А летом такие штаны шили из ровдоги или сукна.
Интересный элемент одежды коренных народов Севера – камлейка. Это прародитель современного дождевика. Глухая непромокаемая одежда с наголовником надевается поверх меховой для защиты от дождя, водяных брызг, мокрого снега. Делают традиционные камлейки из кишок и горловой ткани сивучей, нерпы, моржей или из ровдугии ткани.
Нагрудник был важной как конструктивной, так и декоративной частью одежды жителей Крайнего Севера. Он служил для защиты груди и горла от мороза, надевался на шею и свисал вниз до живота. Мужской нагрудник изыскан по цвету и орнаменту.
Верхняя узкая часть закрепляется на шее при помощи ремней, внизу нагрудник постепенно расширяется и заканчивается не прямым краем, а уголком. Чаще всего композиция напоминает раму из светлого материала, в которой оставлены окошки темного цвета с распластанными на них выполненными цветными нитками или бисером крестообразными фигурами. Крестообразная фигура на нагруднике – это изображение водоплавающей птицы гагары.
Особенно интересно было узнать об одежде из кожи рыб. Народы севера шили из нее одежду, изготавливали предметы быта и украшения. При этом они использовали кожу крупных экземпляров: налима, щуки, кеты, горбуши и т.д. Тушки рыбы немножко подсушивали, а затем с них палочкой или ножом снимали кожу. Ее разглаживали костяным утюжком и клали сушить вдали от огня на несколько дней. Потом для придания мягкости обрабатывали на кожемялке.
Рыбью кожу мочили, смазывали падогой, сворачивали в тугой узел по нескольку штук и отбивали тупым топором. Изделия шили специальными нитками, которые делали из тех же кож, разрезанных на узкие полоски. Правда, кожа была жесткой, к тому же избавиться от характерного запаха было невозможно.
Из нее мастерили что-то похожее на дождевики. Их тоже украшали кожаной аппликацией, которую красили в синий цвет.
Торбаса (или торбаза) – это типичная северная очень удобная обувь. Не боятся эти меховые чулки ни мороза, ни пурги. Только вот сырости надо остерегаться, потому что она может повредить шкуру и мех. Они бывают низкие и высокие, большие и узкие, женские и мужские, зимние и летние. В торбасах северянин может проходить долгие годы. Шили такую обувь из оленьих камусов. По обеим сторонам камуса пришивали ремешки из ровдуги, которые завязывались спереди. Для зимней обуви шили меховые носки дотыны из густого или стриженного меха оленя, дикого барана. У женщин это высокие меховые гольфы. Весной или осенью в сырую погоду носили непромокаемые унты из шкуры нерпы. Летом носили обувь из продымленных нерпичьих шкур. Мужская обувь была короткой, женская — длиной до колена.
Головные уборы разнообразны. Наиболее распространёнными являются двойной меховой капор, малахай. Малахай –это двойная шапка с очень расширенной теменной частью, благодаря чему получаются заострённые «ушки», подчёркнутые свисающими кисточками.
В суровых условиях севера наряд северян обязательно включает варежки, украшенные по желанию мастерицы. Перчатки пятипалечные ровдужные отделывали полосками красной и черной ткани, вышивкой подшейным оленьим волосом белого и красного цветов.
Особенно интересными являются хозяйственные сумки, которые использовались в быту у многих северных народностей.
В них хранили и транспортировали самые разные вещи – рыбу, мясо, прочие продукты, а также утварь из домашнего обихода. Позднее стали держать в сумках порох и рукоделие.
Сумки были самые разные. Одни – побольше, другие – поменьше. Их изготавливали из самых разных материалов. Например, из оленьей замши ровдуги или замши нерки – мандарки. Кроме того, для пошива применялся мех животных, добытых во время охоты, перепончатые лапки гусей.
Жители Севера к сумкам относились крайне трепетно – не просто шили наскоро некое подобие мешков, но придумывали новые формы, сочетания оттенков и обязательно украшали готовое изделие с помощью вышивок из оленьего волоса, объемных меховых аппликаций, кожаных ремешков,
декоративных швов из жил, росписи и даже бисера.
Для украшения одежды и предметов быта народы Севера давно используют бисер. Есть данные, что в дореволюционной России за небольшое количество бусинок отдавали целого оленя. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, унты, головные уборы и даже оленей и оленьи нарты.
Практическая часть
Своим одноклассникам я рассказала о национальной одежде жителей Крайнего Севера. Ребята заинтересовались моим рассказом. На уроке технологии из бумаги мы сделали варежки и украсили их. На работах ребят хорошо видны сочетания геометрических, растительных или животных элементов.
Заключение
Итак, цель достигнута, моя гипотеза подтвердилась - я узнала, что суровость климата, традиции и обычаи- все это оказывает влияние на облик одежды народов Крайнего Севера. Мне очень нравится, что в настоящее время все больше внимания уделяется возрождению национальных традиций, обычаев и костюмов. Ведь так важно сохранить ценность культуры нашего и других народов, проживающих на территории России. У каждой культуры есть своя первозданная красота, которую мы должны сохранять и приукрашивать. И ни в коем случае не забывать о традициях и обычаях дедов и прадедов.
Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.
Словарь
1.Ровдуга - замша из оленьей или лосиной шкуры. Синонимы: замша, кожа, шкура.
2. Падога -размельчённая, жидко разведённая кетовая икра.
3. Камус — мех с ноги оленя, очень прочный и красивый.
Литература
1.Попова М.И. Уроки предков: Учебное пособие для 2 класса «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2006
2. Полярная энциклопедия школьника: Арктика –мой дом «Издательство «Москва. Северные просторы», 1999
3. Детская энциклопедия: Народы России «Издательство «Росмэн», 2013
Интернет ресурсы
1.http://рустрана.рф/
2. https://busega.jimdo.com
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/
4. https://lektsia.com/