Файл: Введение Основное своё убежище они носят всегда на себе. Фарли Моутэн (Биолог, защитник окружающей среды) Актуальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основное своё убежище …они носят всегда на себе.

Фарли Моутэн

(Биолог, защитник окружающей среды)

Актуальность

Я родилась и живу на северной земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш районный музей, я много узнала о жизни коренного населения севера. Но особенно меня заинтересовала их одежда. Ведь в одежде отражается быт, традиции и нравственные ценности народа.

Тема исследования: «Особенности национальной одежды в условиях Крайнего Севера»

Гипотеза: я предполагаю, что суровость климата, традиции и обычаи- все это оказывает влияние на облик одежды народов Крайнего Севера.

Цель:

изучение одежды народов Севера, как источник информации о жизни: традициях, культуре.

Задачи:

  1. познакомиться с культурой родного края;

  2. выявить, особенности национальной одежды;

  3. проанализировать информацию по теме;

  4. Вызвать интерес у одноклассников к жизни и быту народов Севера.

Методы исследования

1.спросила у взрослых;

2. сходила в библиотеку, прочитала в книгах;

3.сходила в музей;

3.посмотрела в Интернете.

Обоснование

Для начала я решила провести опрос среди детей. Были опрошены 30 учащихся начальной школы и 5, 6 классов. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Знаете какие народы проживают в Вашем населённом пункте?

2.Знаете ли Вы название национальной одежды народов Севера?

3. Как Вы считаете, нужно ли сохранять и передавать из поколения в поколение национальную одежду? Если да, то почему? 

После анализа анкет (приложение) я сделала вывод о том, что немногие знают о национальных костюмах жителей Севера и почему эти знания так важны.

Традиционный костюм много может рассказать о народе. Какой образ жизни ведут эти люди, где живут, чем занимаются. Главное предназначение одежды на Севере – сохранять тепло. Коренные жители северной тайги и тундры – оленеводы и морские охотники – веками используют для изготовления верхней одежды местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб. Широко применялась ровдуга. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, бобров. Большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре.


Большую часть времени на севере холодно, поэтому костюм должен хорошо сохранять тепло, быть функциональным, удобным и не стеснять движений. Дополнительная функция – защита: прочный материал убережет от ссадин и ран. Так же одна из главных примет традиционной одежды народов Севера – многослойность. Чем больше слоев одежды, тем больше между ними «прослоек» воздуха, благодаря которым и сохраняется тепло. В многослойном одеянии из оленьего меха можно спать на снегу без огня и укрытия.

Помимо функциональности, в традиционной одежде коренных народов Севера не менее важна и эстетическая составляющая. Национальные костюмы обильно украшают вышивкой, аппликациями, бисером, тесьмой. Узоры наносят в виде орнамента. Орнамент состоит из отдельных элементов - сочетания геометрических, растительных или животных элементов.  Каждый элемент в узорах мастериц повествует об окружающей природе, о её бесконечной красоте, рассказывает о тонкой наблюдательности. Поэтому по украшенному изделию можно было прочитать, что хотела рассказать мастерица своим узором.

Отделка традиционных костюмов носит не только декоративный, но и прикладной характер: она сообщает массу информации о том, к какому народу человек принадлежит, его семейном положении, наличии или отсутствии детей, занятиях и социальном статусе. Узор может выступать в роли оберега или талисмана: например, изображение следов зверя должно принести удачу охотнику. А звон монет или колокольчиков отпугивает злых духов.

Шьёт такую одежду вручную с применением оленьих сухожилий. Северный олень – благородное животное, всю жизнь коренные жители севера живут с оленем, благодаря оленю, подобно оленю.

Главная одежда коренных народов Севера – просторная меховая куртка. У некоторых народов такую куртку из шкуры оленя называют кухлянкой, паркой или малицей. Бывает короткая и удлиненная. В основном двойная: наружная (мехом наружу) и внутренняя (мехом внутрь), с капюшоном или без. Летом кухлянку носят в один слой. Рукава свободные, но плотно прилегающие на запястьях: так лучше сохраняется тепло и удобнее работать. Кухлянка настолько теплая, что нередко ее используют как спальный мешок, глубоко надвинув капюшон и плотно затянув воротник. Покрой одинаковый для мужчин и женщин. Отличаются они лишь размерами и количеством украшений. Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом с большим напуском.


Пояс – это один из главных атрибутов северной одежды мужчин, женщин и детей в любое время года. У мужчин слева к поясу подвешивается нож с ножнами, справа – точильный камень в нарядном кожаном чехле, сзади – клык медведя, служащий оберегом от злых духов и приносящий удачу на охоте. Сама основа пояса делается из сыромятной кожи и украшается медными бляхами различной формы или пуговицами, металлическими украшениями, служащими оберегами, их количество должно быть нечётным.

С трёх лет ребёнок получает плетёный или кожаный ремень. Ремень обильно украшают металлическими, медными пуговицами и цепочками.

Пояс женский был самотканый, его плели из крашенной в разные цвета шерсти. Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс и предохраняет женщину от некоторых заболеваний, также пояс помогает сохранять тепло целый день.

Покрой одежды также зависит от природных условий и хозяйственной дея­тельности. Всю одежду можно разделить на две группы: глухого покроя, наде­вающуюся через голову, и распашную, имеющую спереди разрез.

Нижние части тела обычно защищали меховыми одинарными или двойными штанами. А летом такие штаны шили из ровдоги или сукна.

Интересный элемент одежды коренных народов Севера – камлейка. Это прародитель современного дождевика. Глухая непромокаемая одежда с наголовником надевается поверх меховой для защиты от дождя, водяных брызг, мокрого снега. Делают традиционные камлейки из кишок и горловой ткани сивучей, нерпы, моржей или из ровдугии ткани.

Нагрудник был важной как конструктивной, так и декоративной частью одежды жителей Крайнего Севера. Он служил для защиты груди и горла от мороза, надевался на шею и свисал вниз до живота. Мужской нагрудник изыскан по цвету и орнаменту.

Верхняя узкая часть закрепляется на шее при помощи ремней, внизу нагрудник постепенно расширяется и заканчивается не прямым краем, а уголком. Чаще всего композиция напоминает раму из светлого материала, в которой оставлены окошки темного цвета с распластанными на них выполненными цветными нитками или бисером крестообразными фигурами. Крестообразная фигура на нагруднике – это изображение водоплавающей птицы гагары.

Особенно интересно было узнать об одежде из кожи рыб. Народы севера шили из нее одежду, изготавливали предметы быта и украшения. При этом они использовали кожу крупных экземпляров: налима, щуки, кеты, горбуши и т.д. Тушки рыбы немножко подсушивали, а затем с них палочкой или ножом снимали кожу. Ее разглаживали костяным утюжком и клали сушить вдали от огня на несколько дней. Потом для придания мягкости обрабатывали на кожемялке.
Рыбью кожу мочили, смазывали падогой, сворачивали в тугой узел по нескольку штук и отбивали тупым топором. Изделия шили специальными нитками, которые делали из тех же кож, разрезанных на узкие полоски. Правда, кожа была жесткой, к тому же избавиться от характерного запаха было невозможно.

Из нее мастерили что-то похожее на дождевики. Их тоже украшали кожаной аппликацией, которую красили в синий цвет.

Торбаса (или торбаза) – это типичная северная очень удобная обувь. Не боятся эти меховые чулки ни мороза, ни пурги. Только вот сырости надо остерегаться, потому что она может повредить шкуру и мех. Они бывают низкие и высокие, большие и узкие, женские и мужские, зимние и летние. В торбасах северянин может проходить долгие годы. Шили такую обувь из оленьих камусов. По обеим сторо­нам камуса пришивали ремешки из ровдуги, которые завязывались спереди. Для зимней обуви шили меховые носки дотыны из густого или стриженного меха оленя, дикого барана. У женщин это высокие меховые гольфы. Весной или осенью в сырую погоду носили непромокаемые унты из шкуры нерпы. Ле­том носили обувь из продымленных нерпичьих шкур. Мужская обувь была корот­кой, женская — длиной до колена.

Головные уборы разнообразны. Наиболее распространёнными являются двойной меховой капор, малахай. Малахай –это двойная шапка с очень расширенной теменной частью, благодаря чему получаются заострённые «ушки», подчёркнутые свисающими кисточками.

В суровых условиях севера наряд северян обязательно включает варежки, украшенные по желанию мастерицы. Перчатки пятипалечные ровдужные отделывали полосками красной и черной ткани, вышивкой подшейным оленьим волосом белого и красного цветов.

Особенно интересными являются хозяйственные сумки, которые использовались в быту у многих северных народностей.

В них хранили и транспортировали самые разные вещи – рыбу, мясо, прочие продукты, а также утварь из домашнего обихода. Позднее стали держать в сумках порох и рукоделие.

Сумки были самые разные. Одни – побольше, другие – поменьше. Их изготавливали из самых разных материалов. Например, из оленьей замши ровдуги или замши нерки – мандарки. Кроме того, для пошива применялся мех животных, добытых во время охоты, перепончатые лапки гусей.

Жители Севера к сумкам относились крайне трепетно – не просто шили наскоро некое подобие мешков, но придумывали новые формы, сочетания оттенков и обязательно украшали готовое изделие с помощью вышивок из оленьего волоса, объемных меховых аппликаций, кожаных ремешков,
декоративных швов из жил, росписи и даже бисера.

Для украшения одежды и предметов быта народы Севера давно используют бисер. Есть данные, что в дореволюционной России за небольшое количество бусинок отдавали целого оленя. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, унты, головные уборы и даже оленей и оленьи нарты.

Практическая часть

Своим одноклассникам я рассказала о национальной одежде жителей Крайнего Севера. Ребята заинтересовались моим рассказом. На уроке технологии из бумаги мы сделали варежки и украсили их. На работах ребят хорошо видны сочетания геометрических, растительных или животных элементов.

Заключение

Итак, цель достигнута, моя гипотеза подтвердилась - я узнала, что суровость климата, традиции и обычаи- все это оказывает влияние на облик одежды народов Крайнего Севера. Мне очень нравится, что в настоящее время все больше внимания уделяется возрождению национальных традиций, обычаев и костюмов. Ведь так важно сохранить ценность культуры нашего и других народов, проживающих на территории России. У каждой культуры есть своя первозданная красота, которую мы должны сохранять и приукрашивать. И ни в коем случае не забывать о традициях и обычаях дедов и прадедов.

Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.

Словарь

1.Ровдуга - замша из оленьей или лосиной шкуры. Синонимы: замша, кожа, шкура.

2. Падога -размельчённая, жидко разведённая кетовая икра.

3. Камус — мех с ноги оленя, очень прочный и красивый.

Литература

1.Попова М.И. Уроки предков: Учебное пособие для 2 класса «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2006

2. Полярная энциклопедия школьника: Арктика –мой дом «Издательство «Москва. Северные просторы», 1999

3. Детская энциклопедия: Народы России «Издательство «Росмэн», 2013

Интернет ресурсы

1.http://рустрана.рф/

2. https://busega.jimdo.com

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/

4. https://lektsia.com/