Файл: Машины переменного тока трехфазные асинхронные двигатели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА


  1. ТРЕХФАЗНЫЕ АСИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ



Трехфазные асинхронные двигатели состоят из статора и ротора. Статор — неподвижная, а ротор — подвижная части двигателя. Статор (рис. 1) состоит из станины 2, лапы 5, клеммный щиток 1 и трехфазных обмоток 3. Обмотки статора укладываются в пазы сердечника 4, собранного из отдельных листов электротехнической стали, изолированных друг от друга лаком. Начала С1, С2, С3 и концы С4, С5, С6 фазных обмоток статора выводятся на щиток, размещенный на корпусе двигателя. Для соединения фазных обмоток звездой концы фаз (С 4, С5, С6) на щитке соединяются вместе, а начала фаз подключаются в сеть. Для соединения фазных обмоток треугольником клеммы на щитке соединяются вертикально (С1С6; С2С4; С3С5),а зажимы С1, С2 и С3 подключаются в сеть.

Рис. 1

Статор служит для создания вращающегося магнитного поля. Положив внутрь статора железный шарик и подключив статор звездой в трехфазную сеть, демонстрируем вращающееся магнитное поле трехфазной системы. Переменив местами подключение двух фаз, наблюдаем вращение шарика (магнитного поля) в обратном направлении.

Асинхронные двигатели делятся на двигатели с короткозамкнутым ротором и фазным ротором.

Ротор короткозамкнутый (рис. 2) собирается из отдельных изолированных друг от друга листов электротехнической стали. В пазы ротора закладываются медные стержни 2, замкнутые накоротко с торцов медными кольцами 1. Таким образом, обмотка ротора представляет собой беличье колесо. В современных асинхронных двигателях обмотка 2 ротора отливается из алюминия. Лопатки 3 служат для охлаждения двигателя во время работы.


Рис. 2

Фазный ротор (рис. 3) имеет трехфазную обмотку, соединенную звездой. Начала фазных обмоток ротора выведены к контактным кольцам, находящимся на оси двигателя. Поэтому двигатели с фазным ротором называют также двигателями с кон­тактными кольцами. К контактным кольцам прижимаются три щетки, соединенные с пусковым реостатом. При пуске двигателя пусковой реостат должен быть полностью введен. По мере рас­кручивания ротора пусковой реостат выводится. С помощью рео­стата добиваются плавного увеличения тока в роторе и плавного пуска двигателя.


Применение пускового реостата, наличие контактных колец, щеток, фазного ротора усложняет конструкцию асинхронного двигателя и увеличивает его стоимость.

Принцип работы асинхронных двигателей состоит в следую­щем. При вращении магнитного поля статора со скоростью п1 об/мин ротор будет вращаться со скоростью п2, причем n21. Пусть вращающееся магнитное поле статора (рис. 4) будет представ­лено в виде магнитного поля постоянного магнита, вращающегося по часовой стрелке со скоростью п1, ротор — замкнутым витком АВ. При вращении магнитного поля по часовой стрелке в верхней части витка А возбудится индукционный ток, направленный к нам, а в нижней В — от нас. Виток АВ с током будет вращаться за полем (направление вращения определяется по правилу левой руки) с некоторой скоростью п2. Отставание вращения ротора от вращения магнитного поля статора называется асинхронизмом, а двигатель асинхронным.





Рис. 3 Рис. 4



  1. УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

К управлению асинхронным двигателем относится его включе­ние в сеть, пуск, реверсирование, изменение скорости, остановка и выключение.

Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором доста­точно большой мощности пускаются в ход непосредственным включением в сеть. Для уменьшения пускового тока в момент пуска обмотки статора трехфазного асинхронного двигателя на несколько секунд соединяются звездой. После того как ротор двигателя раскрутится, обмотки статора переключаются со звезды на треугольник, т. е. подключаются к линейному напряжению. При соединении обмоток звездой пусковой момент уменьшается в 3 раза, так как напряжение уменьшается в раза, а механи­ческий момент пропорционален квадрату напряжения. Пуск асин­хронного двигателя с переключением со звезды на треугольник может применяться в том случае, когда пусковая нагрузка двига­теля не превышает 40 % номинальной. При большей нагрузке двигатель не придет во вращение. Кроме того, пуск асинхронного двигателя с подобным переключателем требует, чтобы напряжение на фазной обмотке статора соответствовало линейному напряже­нию сети. Например, если на щитке двигателя указано Y/ - 380-220 В, то при линейном напряжении в сети 380 В двигатель следует подключать в сеть звездой, а при линейном напряжении в сети 220 В двигатель подключается треугольником. В первом и во втором случае на обмотку фазы двигателя приходится напря­жение 220 В. Переключать такой двигатель со звезды на треуголь­ник в сети с линейным напряжением 380 В нельзя, так как фазные обмотки попадут под линейное напряжение 380 В и двигатель может сгореть.

Для более плавного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором применяются автотрансформаторы (рис. 5). В момент пуска включают рубильник 1 и постепенно увеличивают напряжение на двигателе. После того как ротор раскрутится, через автотрансформатор подают на двигатель все напряжение сети и включают рубильник 2.

Рис. 5
Реакторный способ пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором состоит в том, что вместо автотрансформа­тора подключается пусковой реостат, представляющий собой реактивное сопротивление.


Для пуска асинхронного двигателя с фазным ротором применяется пусковой реостат, подключенный к ротору через щетки и контактные кольца.

Реверсированием двигателя называется изменение направления вращения ротора. Реверсирование трехфазного асинхронного двигателя осуществляется путем перемены местами двух подключенных к двигателю фазных проводов. Переключение фазных проводов изменяет направление вращения магнитного поля статора, а следовательно, и направление вращения ротора.

Трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором не могут плавно изменять скорость. Скорость вращения ротора асинхронного двигателя связана со скоростью вращения магнитного поля статора, которая выражается формулой



где f—частота тока в сети; р — число пар полюсов магнитного поля статора.

Так как промышленная частота переменного тока — величина постоянная и равна 50 Гц, то в практике изменение скорости асинхронного двигателя достигается путем изменения пар полю­сов магнитного поля статора. Число пар полюсов зависит от числа последовательно включенных обмоток в фазах статора.

При шести обмотках статора на каждую фазу приходится по две обмотки, которые можно соединить друг с другом согласо­вано последовательно или встречно параллельно. При последова­тельном соединении обмоток получим четырехполюсное магнитное поле, которое будет вращаться со скоростью 1500 об/мин. Соеди­нив фазные обмотки параллельно, получим двухполюсное магнит­ное поле, которое будет вращаться со скоростью 3000 об/мин. Аналогично можно получить скорости 1000 и 750 об/мин. Таким образом, трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором дает только ступенчатое изменение скорости, что являет­ся большим недостатком двигателей этого типа.

Для изменения скорости асинхронного двигателя с фазным ротором применяется регулировочный реостат, который отлича­ется от пускового тем, что имеет больше секций и включается на длительное время. Регулировочный реостат является трехфазным и включается последовательно с фазными обмотками ротора.

Введение реостата уменьшает ток в роторе, что приводит к умень­шению скорости двигателя.

Недостатком данного способа регулировки скорости двигателя являются тепловые потери в самом реостате. Регулировочный реостат обычно монтируется вместе с пусковым. Такое устройство называется пускорегулировочным реостатом.

Остановка асинхронных двигателей небольшой мощности осу­ществляется непосредственным выключением рубильника или па­кетного выключателя. В двигателях с автотрансформаторным пуском после снятия нагрузки с двигателя вводится автотран­сформатор, с помощью которого уменьшается напряжение на двигателе. Затем выключается рубильник, и двигатель останавли­вается. В двигателях с реостатным пуском после снятия нагрузки вводится реостат, затем выключается рубильник.

В практике часто требуется быстрая остановка двигателя. В этом случае выполняется электрическое торможение двигателя. Электрическое торможение асинхронных двигателей произво­дится двумя способами: противовключением и рекуперативным торможением.

При торможении противовключением подключение двух фаз статора меняется местами. При этом изменяется направление вращения магнитного поля статора, и ротор тормозится. При остановке двигатель необходимо отключить от сети, так как ротор его начнет вращаться в обратном направлении.

Рекуперативное торможение осуществляется путем перевода двигателя в генераторный режим. Для этого необходимо, чтобы скорость вращения ротора была больше скорости вращения маг­нитного поля. В многообмоточных статорах обмотки статора переключаются с меньшего числа пар полюсов на большее. При этом асинхронный двигатель становится генератором и отдает в сеть электрическую энергию, возникшую за счет механической энергии ротора.

Для торможения двигателя переключением фаз из сети по­требляется энергия, а при рекуперативном торможении, наоборот, энергия возвращается в сеть.



  1. ОДНОФАЗНЫЕ АСИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ



В настоящее время широко применяются однофазные асин­хронные двигатели, которые являются основными в сети одно­фазного переменного тока. Статор такого двигателя имеет две обмотки — рабочую и пусковую или вспомогательную. Обе об­мотки размещены в пазах сердечника так, что их оси смещены пространственно по окружности статора на 90°. Ротор имеет одну короткозамкнутую обмотку.

Для получения вращающегося магнитного ноля пусковая об­мотка 2 соединяется последовательно с конденсатором 3 или активным сопротивлением и подключается параллельно рабочей обмотке (рис. 6).


Рис. 6



Подключение конденсатора или активного сопротивления дает сдвиг фаз между токами в обмотках, близкий к 90°, что вызывает появление вращающегося магнитного поля статора. В момент времени, когда в пусковой обмотке ток, а следовательно, и магнитный поток достигает максимума, в рабочей обмотке ток (магнитный поток) равен нулю. Суммарный магнитный поток соответствует магнитному потоку Ф1 (рис. 6). Через четверть периода максимум тока (магнитного потока) будет в рабочей обмотке, а в пусковой обмотке ток и магнитный поток в данный момент будут равны нулю. Суммарный поток соответствует магнитному потоку Ф2. Еще через четверть периода максимум отрицательного тока (магнитного потока) будет в пусковой обмотке, а в рабочей обмотке ток (магнитный поток) равен нулю. Суммарный магнитный поток соответствует магнитному потоку Ф3 и т. д. Таким образом, при непрерывном синусоидальном изменении тока в рабочей и пусковой обмотках суммарный магнитный поток будет вращаться против часовой стрелки. Если амплитуда магнитных потоков рабочей и вспомогательной обмоток равны, то вращение магнитного поля будет круговым, при неравенстве амплитуд — эллиптическим.

После пуска двигателя пусковая обмотка с конденсатором отключается или остается включенной. Двигатели с конденсато­ром получили название однофазных конденсаторных двигателей.

В маломощных однофазных асинхронных двигателях сдвиг фаз в обмотках статора достигается путем посадки на половину полюса медного кольца. В медном кольце возбуждается индук­ционный ток, обратный основному току обмотки, а следователь­но, и магнитный поток кольца, противоположный магнитному потоку полюса, что создает сдвиг фаз в магнитном потоке и обеспечивает вращающий момент ротора.

Однофазные асинхронные двигатели по сравнению с трех­фазными имеют худшие пусковые качества, более низкий КПД и меньший коэффициент мощности.


  1. ВКЛЮЧЕНИЕ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ В ОДНОФАЗНУЮ СЕТЬ


Трехфазный асинхронный двигатель может работать в одно­фазной сети переменного тока. Для подключения трехфазного двигателя в однофазную сеть нужно из трех фазных обмоток статора создать рабочую и пусковую обмотки. Рабочая обмотка подключается в сеть, а пусковая соединяется с конденсатором и подключается параллельно рабочей обмотке. При этом получается







Рис. 7

вращающееся магнитное поле. В зависимости от техни­ческих данных двигателя и напряжения сети существует несколь­ко схем включения трехфазного асинхронного двигателя в одно­фазную сеть. При этом необходимо, чтобы фазное напряжение двигателя было равно или близко к напряжению сети. Следо­вательно, асинхронный двигатель, в паспорте которого указано 220/127— Y/ , включается в однофазную сеть напряжением 220 В звездой, как показано на рисунке 7, а. При таком включе­нии на каждую фазу рабочей обмотки приходится по 110 В, а но­минальное фазное напряжение двигателя 127 В. Двигатель будет работать. Для получения вращающегося магнитного поля необходимо, чтобы магнитные потоки рабочей и пусковой (вспо­могательной) обмотки были смещены в пространстве на 90° и сдвинуты по фазе во времени на 90° ( = 90°). Рассмотрим век­торную диаграмму магнитного поля двигателя, включенного в сеть по схеме (рис. 7, а). Ток в третьей фазе (С3С6) двигателя имеет противоположное направление, следовательно, и магнитный поток будет иметь противоположное направление (-Ф3). Магнит­ный поток рабочей обмотки равен ФР1+( -Ф3) и перпендику­лярен магнитному потоку пусковой обмотки (рис. 7,б). Для сдвига фаз магнитных потоков на 90° в пусковую обмотку под­ключают конденсатор. Трехфазный асинхронный двигатель (220/127— Y/ ) лучше включать в однофазную сеть 220 В по схеме, указанной на рисунке 7, в. При таком включении улучша­ются механические характеристики двигателя. Реверсирование осуществляется изменением направления тока в рабочей или пу­сковой обмотке, т. е. переключением начала и конца фазы.

Трехфазный асинхронный двигатель (380/220— Y/ ) подклю­чается в однофазную сеть 220 В треугольником по схеме, данной на рисунке 8. Этот двигатель может быть подключен в одно­фазную сеть 220 В по схеме, указанной на рисунке 9.



Рис. 8 Рис. 9
В данном случае все фазные обмотки статора соединяются па­раллельно и подключаются в однофазную сеть. При этом в одну из фаз рабочей обмотки включается последовательно конденса­тор С1, а в другую активное сопротивление r и конденсатор С2.

Для обеспечения сдвига фаз близкого к 90 ° между магнитны­ми потоками рабочей и вспомогательной обмоток во времени