Файл: 1. Предмет и метод конституционного права Предметом конституционного права рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
состязательности и равноправия сторон означает, что стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны. Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей осуществляется на основании ходатайства подсудимого. Суды РФ образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ. Федеральные суды:1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов РФ:1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) мировые судьи.

60.Конституционные основы правосудия в Российской Федерации

Конституционную основу осуществления правосудия в России составляют прежде всего положения Конституции Российской Федерации о формах и принципах осуществления судопроизводства.

Под судопроизводством следует понимать установленную законом организационную и процессуальную формы осуществления судами (судьями) своих полномочий по отправлению правосудия. Статья 118, часть 3, Конституции Российской Федерации устанавливает, что судебная власть в России осуществляется в процессуальных формах, т.е. посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В основе процессуального порядка лежат демократические конституционные принципы осуществления правосудия (судопроизводства), которые представляют собой основные начала, идеи, определяющие смысл, характер и содержание процессуальной деятельности судов и закрепляющие требования и условия, соблюдение которых придаёт как самому судебному рассмотрению, так и его результатам легальный характер.


К конституционным принципам судопроизводства относятся:

а) равенство всех перед законом и судом, в соответствии с которым суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам в зависимости от признаков, характеризующих их социальное положение, личные качества, политическую позицию, и других не предусмотренных федеральным законом обстоятельств;

б) гласность судопроизводства, в силу которой разбирательство дел во всех судах является открытым и устным, т.е. обеспечивающим возможность для населения и представителей средств массовой информации присутствовать при судебном разбирательстве по делу и воспринимать его суть, если иное не предусмотрено федеральным законом;

в) непосредственность судопроизводства выражается в недопустимости заочного разбирательства уголовных дел в судах, кроме случаев, прямо предусмотренных федеральным законом;

г) состязательность и равноправие сторон в судопроизводстве выражается в том, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции перед судом, где процессуальная функция самого суда по разрешению дела отделена от функций сторон, возбуждающих производство перед судом и отстаивающих в судопроизводстве свои интересы.

61.Статус Конституционного Суда Российской Федерации: порядок формирования и деятельности, компетенция

КС РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ».

КС РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Президенту же могут представлять кандидатуры как члены совета федерации, так и депутаты Госдумы, представители законодательной (представительной) власти субъектов РФ, исполнительной власти субъекта РФ.

Судьей КС РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. КС имеет широкие полномочия своей деятельности.



КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей (примерно 14). Полномочия судьи КС не ограничены определенным сроком.КС РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет (не распространяется только на председателя, и заместители председателя кс назначаются сф по представлению президента на 6 лет, потом могут вновь избрать на данный пост). Финансирование производится за счет федерального бюджета.

Основные принципы деятельности КС РФ: независимость, коллегиальность, гласность, устность, язык судопроизводства, непрерывность, состязательность и равноправие сторон

Компетенция:

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации КС РФ:

1)разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов федерации;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов федерации, договоров между органами государственной власти субъектов федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4)дает толкование Конституции РФ;

5)дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;


6)выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

62.Государственные органы субъектов Российской Федерации: система органов, правовой статус и виды.

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субьектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать дату прямых выборов органов государственной власти на основе принятия собственных постановлений.

Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют:

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти.

2. Высший исполнительный орган государственной власти.

3. Иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

• Государственная и территориальная целостность России.

• Распространение суверенитета России на всю ее территорию.

• Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.

• Единство системы государственной власти.

• Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную

• Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ.

• Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).


Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Срок (полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

• Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним.

• Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ.

• Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

• Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ.

• Регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ.

Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию в установленный срок.