Файл: Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы по опд 12.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Лебедянский педагогический колледж»
ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж»
Предметно-цикловая комиссия педагогики, психологии и частных методик
Тематика и методические рекомендации
по выполнению домашней контрольной работы
по ОПД 12. Организация воспитательно - образовательного пространства в ДОУ разных видов и в домашних условиях
Выполнила: Е.В. Лебедева
Преподаватель Л.С. Занина
zanina_ls@mail.ru
Лебедянь, 2023
2 вариант
Тема: Психологизация воспитательно-образовательного процесса
План
-
Средства развития психолого-педагогической компетентности родителей
Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей – одна их наиболее актуальных в системе дошкольного образования. Кто он современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностного развития? Готов ли к организации жизнедеятельности своего ребенка? С этими вопросами неизбежно сталкивается каждый думающий педагог входе решения воспитательных задач, обеспечивающих личностное развитие каждого ребенка.
Современная семья отличается рядом особенностей, прежде не свойственных ей и обусловленных спецификой социально-экономических отношений, влиянием разных факторов (совокупности обстоятельств, причин, условий) на семейные ценности, устои. Эти особенности имеют место в разных сферах семейных отношений и оказывают разное влияние (позитивное, негативное) на реализацию воспитательной функции семьи.
Прежде всего, они проявляются в ценностно-ориентационной сфере. Не менее губительны для реализации воспитательной функции семьи особенности, связанные со сферой брачно-семейных отношений, детско-родительскими отношениями. Но самое серьезное препятствие семьи в реализации воспитания – проблемы, связанные с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей, что проявляется в недоверии к образовательным учреждениям в части решения воспитательных задач, отсутствии интереса и потребности в реализации воспитательной функции.
Современный родитель должен владеть основами знаний о развитии личности ребенка, обладать определенной аналитико-диагностической культурой, способностью проектировать достижения детей как образовательные, так и личностные, стать посредником между ребенком и социокультурным пространством, «переводчиком» с языков культуры на языки индивидуального восприятия.
Многочисленными нормативными и концептуальными документами родители признаются полноправными субъектами педагогического процесса. Но, несмотря на это, нередко выбор содержания и форм работы с родителями является случайным, отличается бессистемностью, отсутствием содержательного и технологического оснащения целенаправленной работы по становлению родительской компетентности. В организации этой деятельности много формализма: за благополучными показателями «охвата» родителей разными видами повышения их компетентности теряются главные реальные достижения в их отношении к ребенку, дошкольному учреждению; в формах и методах работы с родителями еще не преодолены шаблоны и стереотипность.
Результативность работы, направленной на личностное развитие детей, во многом предопределяется тем, насколько эффективно задействованы в педагогическом процессе родители. Возможность быть истинными субъектами образовательного процесса предполагает наличие основополагающей компетентности родителей по реализации воспитательной функции.
Компетентность родителя – сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее готовность родителя к реализации воспитательной функции (Н.Е. Костылева). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности».
Поскольку родительская компетентность – многоаспектное личностное образование, затрагивающее когнитивную, мотивационно-потребностную и поведенческую сферы, в ее становлении необходимо использовать вариативные технологии, направленные на грамотное, современное и эффективное взаимодействие педагогов, детей и родителей. В основе такого взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (родителей) лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника; совместный контроль и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей, задач и результатов по воспитанию и развитию детей.
Связь дошкольного учреждения как института социального воспитания и семьи как институт родительского воспитания может обрести форму альянса. Альянс – это союз, объединение людей на основании какой-либо совместной деятельности. Педагогический альянс – это союз двух субъектов воспитательного процесса. Субъектами в этом случае являются объединения людей: одна сторона – педагогический коллектив, другая сторона – семья [7]. Интерес, ради которого заключается союз, - интересы ребенка, его развитие.
Решение данной задачи возможно через организацию взаимодействия с родителями в тренинговой группе, программа которой разработана с целью установления и развития отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком как основополагающего условия личностного развития, социальных навыков, субъектных качеств дошкольника.
Задачи программы:
Формирование:
-
с группой родителей:
- субъект-субъектного отношения к ребенку;
- позитивного отношения к себе, как к родителю;
- адекватного отношения к родительской роли;
- позитивного отношения к родительству;
- умений и навыков эффективной воспитательной практики.
-
с группой детей:
- позитивного отношения дошкольника к себе;
- умений и навыков конструктивного общения;
- конструктивных моделей поведения в отношениях с родителями;
- субъект-субъектного отношения с родителями;
- субъектной позиции в отношениях с родителями.
-
в совместной работе с родителями и детьми:
- конструктивных моделей взаимодействия в детско-родительских конфликтах;
- умений и навыков разделения принятия ответственности дошкольников и их родителей;
- новой практики взаимодействия в детско-родительском взаимодействии, а также:
- преодоление психологических барьеров в детско-родительских отношениях;
- рефлексия детско-родительских конфликтов в семьях дошкольников.
В содержание работы включены следующие методы и формы, эффективные как для взрослых, так и для ребенка:
- Метод игрового моделирования родительского поведения.
Он побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком.
- Метод игрового моделирования детского поведения. Он побуждает детей к активности и самостоятельности, к проявлению субъектного поведения в детско-родительских отношениях, развивает активную жизненную позицию.
- Методы телесно-ориентированной терапии. Они способствуют созданию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
- Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
- Метод игровой терапии (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, игровые задания).
- Метод визуализации для взрослых.
- Ведение дневников родителями.
Основные блоки программы: диагностический, информационный, развивающий.
Диагностический блок. Включает первоначальную психодиагностику взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением тренинга и последующую диагностику во время занятий родителей и детей. Для отслеживания результатов тренинга диагностика проводится спустя некоторое время после окончания тренинга.
Информационный блок. Раскрывается конкретное содержание тех знаний, которые важно донести до участников тренинга.
Развивающий блок программы. Формируются и закрепляются эффективные навыки взаимодействия родителей с ребенком, ребенка с родителями, развивается рефлексия, предоставляется возможность активного самопознания и познания своего ребенка.
Первый этап программы условлен центрацией на ребенка, второй – центрацией на взаимоотношения с ребенком, и, наконец, последний этап – на самой личности родителя. Особое внимание в ходе тренинга уделяется ведению дневника родителя, который заполняется дома и на занятиях, чаще совместно с ребенком.
Программа носит обобщенный характер, но в большей степени подходит для родителей и детей старшего дошкольного возраста. Участвуя в группе наравне со взрослыми, дошкольники становятся более самостоятельными, ответственными, проявляя активность, учатся отстаивать собственное мнение, выбирать собственную позицию в отношениях со взрослыми. В работе при составлении плана тренинга важно учитывать возрастные, интеллектуальные, личностные особенности родителей и детей.
Реализуя психолого-педагогические условия развития компетентности родителей, мы должны понимать, что семья, как и любая другая социальная группа, реализует свои функции посредством системы отношений. Психологическая модель семьи включает в себя три вида отношений, между которыми существуют определенные связи: «доминирование-подчинение», «отношения ответственности», «отношения эмоциональной близости». Приняв ответственность за семью и воспитание детей, родители не должны чрезмерно доминировать, подавлять развитие ребенка. Необходимо уважать личность ребенка, умело сочетая уважение с требовательностью, опираясь при этом на отношения близости и принятия каждого члена семьи.
Характер взаимоотношений детей дошкольного возраста и их родителей зависит от множества факторов. Обозначим наиболее значимые, те, которые достаточно серьезно влияют на развитие ребенка в дошкольном возрасте. К ним относятся: личностные особенности родительской фигуры, формы поведения родителей в семье и за ее пределами, личностные особенности ребенка, педагогическая компетентность родителей, уровень их образованности; качество эмоциональных связей в детско-родительских отношениях, средства воспитательного воздействия, применяемые родителями и другими взрослыми; вовлеченность ребенка в жизнедеятельность семьи, степень удовлетворения актуальных потребностей ребенка в семье. Поведение ребенка основано на субъективной, бессознательной оценке происходящего вокруг него, и часто оно соответствует системе семейных взаимоотношений.
Обозначим часто встречающиеся психолого-педагогические проблемы, оказывающие влияние на формирование личности ребенка: расширение сферы родительских чувств, стремление игнорировать естественное взросление ребенка, воспитательная неуверенность родителей, страх утраты ребенка, вытеснение супружеского конфликта в сферу воспитания детей.
Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение родителей должно осуществляться при параллельной работе с группой детей, родительских консультаций и родительских групповых занятий, с применением метода совместной игры детей и родителей. Психологические проблемы диады «ребенок-родитель» не могут быть решены только благодаря психокоррекции родителя или только психокоррекции ребенка. Для того чтобы обеспечить условия для развития личности ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи, необходима параллельная психокоррекционная работа с родителями и детьми. Какие бы положительные перемены ни происходили с