Файл: Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы по опд 12.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ребенком в детской группе детского сада, он, возвращаясь в семью, не в состоянии нарушить тот аномальный «гомеостаз», который способствовал возникновению его психологических проблем.
Родители должны быть подготовлены к адекватному восприятию перемен в поведении ребенка, ясно осознавать неизбежность личностного участия в перестройке семейных взаимоотношений. Параллельное ведение процесса взаимодействия с детьми и родителями позволяет получить и довести до родителей информацию о том, как ребенок воспринимает семейную ситуацию в целом, как воспринимает родителей. Родители получают возможность следить за динамикой детского поведения.
Групповая работа с родителями направлена на коррекцию детско-родительского отношения, позиций и установок. Эти понятия не разводятся, они представляют собой в целом стиль воспитания ребенка: стиль общения с ним, особенности понимания и когнитивного видения ребенка родителем. Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношении «родитель-ребенок», родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, которая ведет к формированию эмоционально-негативного фона взаимоотношений, трудности взаимопонимания [1].
Основной задачей психолого-педагогического сопровождения родительской группы является изменение неадекватных родительских позиций и стиля воспитания, оптимизация форм родительского воздействия, обогащение знаниями о психологии семейных отношений и психологических закономерностях развития ребенка, помощь в выстраивании детско-родительских отношений, стимулирующих развитие личности ребенка. Взрослые учатся воспринимать ребенка, изменяя представление о нем, расширяя палитру воспитательных приемов, которые потом апробируются в повседневной жизни.
Родительская компетентность предполагает рефлексию взрослыми воспитательной роли, собственного опыта взаимоотношений с ребенком. Для этого родители должны переосмыслить свои воспитательные установки и стереотипы мышления, раскрыть свои внутренние резервы.
В понятие «рефлексия» вкладывают умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины своих неудач и просчетов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации. По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с
ребенком у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей.
Работа родительской группы строится в соответствии с общими принципами групповой работы. Актуализируется психотерапевтический потенциал группы. Групповая психотерапия создает специфические условия для раскрытия внутриличностной и внутрисемейной проблематики участников посредством моделирования и анализа группового межличностного взаимодействия. Моделирование конфликтных ситуаций позволяет родителям увидеть свою семейную жизнь глазами ребенка, встать на его точку зрения, почувствовать то, что чувствует ребенок. Эмоциональное переживание проблем и конфликтов, создает условия для проявления новых, более адекватных форм эмоционального реагирования и поведения в целом, формирует и отрабатывает целый ряд специальных навыков.
Конечно, существуют факторы, которые осложняют работу с родителями: желание найти легкие ответы на трудные вопросы, отсутствие опыта группового взаимодействия, стереотипы мышления и поведения, разный уровень образования, разная степень заинтересованности в работе и др.
Среди методов психолого-педагогического сопровождения семьи важное место занимает совместная семейная терапия. На совместных занятиях детей и родителей много игр. Известно, что существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание условности и реальности создавшейся ситуации. Человек знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в действительности. Поэтому игра служит не только задачам обучения и тренировки, но и коррекции. Родители проводят время с ребенком, играют с ним. Это дает возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю – побывать в роли ребенка.
Большое внимание уделяется раскрепощению участников группы, выявлению их эмоциональности, непосредственности, открытости, эмпатии, интуиции, способности радоваться. Родители начинают по-другому воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком, вместе что-то создавать. В совместной игре отрабатываются навыки общения, устанавливаются цивилизованные и продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности, формируется культура общения, и все это естественным образом переносится за пределы группы, в реальную семейную жизнь. Принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка способствует гармоничному развитию дошкольника.
Как правило, психолого-педагогические подходы в работе с родительскими группами существуют в рамках определенных теоретических концепций. Мы опираемся на рекомендации А. Адлера по воспитанию умственно здорового ребенка:
«1. Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания – любовь. Любовь ребенка – безусловная гарантия его воспитуемости.
2. Лучшая поддержка в развитии ребенка – его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость – величайшее счастье для него.
3. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые дети.
4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя.
5. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.
6. Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу решения».
Основными понятиями адлеровского воспитания родителей является «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. А. Адлер подчеркивал равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности, - равенство, но не тождественность. Необходимость научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста, считал А. Адлер. Основными принципами семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление работы с родителями основывается на их сознательном и целенаправленном поведении.
Часть занятий программы посвящена совместной деятельности родителей и детей, которая становится средством развития не только ребенка, но и социально ответственных взрослых. Родители проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находятся на территории его интересов. Подчинение взрослых и детей единым правилам дает возможность ребенку почувствовать значимость, а родителю – изменить позицию всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка [8].
Суть тренинговой программы заключается в сочетании тренинговых занятий отдельно для родителей и совместных тренинговых занятий с участием взрослых и детей.
«Я сообщения», развивают умение разрешать конфликтные ситуации.
В программу работы с родителями входят: диагностика родительского стиля воспитания, индивидуальные беседы с родителями по результатам тестирования, консультации (индивидуальные и групповые), тренинг по гармонизации детско-родительских отношений.
В настоящее время в большинстве дошкольных учреждений не создаются психолого-педагогические условия развития компетентности родителей. Психолого-педагогические условия – это непрерывная, систематическая поддержка родителей в воспитании детей, уход педагогов от авторитарной системы взаимодействия с детьми и их родителями. Обеспечение психолого-педагогических условий развития компетентности родителей позволит формировать позитивные отношения между участниками воспитательно-образовательного процесса, строить гибкую систему событий, основанную на интересах и потенциальных возможностях ребенка, чтобы через ряд лет он стал полноценным субъектом человеческого общества.
Литература
1. Бодалев А.А. Семья и формирование личности. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1981.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.:Мысль, 1988. – 304с.
4. Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения. – М.: Знание, 1983. – 95 с.
5. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. – Новые ценности образования. – Вып.6. – М.:Инноватор,1996. – С.10-38.
6. Гордон Т. Повышение родительской эффективности/Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРДЛТД, 1997.
7. Колмогорова Л.С., Шарапановская Е.В., Дубинина Т.В., Горлова Е.Л. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в образовательном учреждении: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2003.
8. Костенкова Е.Е. Мама рядом, папа рядом – что еще для счастья надо? // Психолог в детском саду. – 2006.- № 2.
Тренинг повышения родительской компетентности
«Эффективное родительство»
Механизмы взаимоотношений между детьми и родителями, играют огромную роль в воспитательном процессе. Отечественные и зарубежные исследователи в области профилактики девиантного поведения поведения отмечают, что уход в негативное поведение в подростковом возрасте происходит во многом в следствии дисфункциональных детско-родительских отношений. Поэтому разрабатывая данный тренинг, мы исходили из допущения, что развитие родительской компетентности будет способствовать профилактике девиантного поведения у подростков.
Беседы, лекции и индивидуальные консультации педагога-психолога, социального педагога и классного руководителя не всегда могут помочь в разрешении сложных ситуаций в процессе воспитания ребенка в семье. Эффективным средством может стать тренинговая форма работы с родителями.
В группе психологического тренинга для родителей создаётся уникальная возможность в атмосфере доверия и принятия взглянуть со стороны на свой стиль воспитания; проанализировать, как отражаются на формировании личности ребёнка и семейных отношений привычные паттерны родительского поведения; получить конкретные навыки и практические методы решения проблемных ситуаций; узнать, как обыденный стиль отношений, привычные слова и действия формируют жизненный сценарий детей.
Цели тренинга: Формирование компетентности родителей в способах предупреждения негативного поведения подростков. Обучение и приобретение навыков, улучшающих детско-родительские отношения.
Задачи: рефлексия своих взаимоотношений с ребенком; повышение самооценки, формирование целостного представления о своем родительском «Я»; поиск внутренних ресурсов для преодоления трудностей, возникающих в процессе воспитания.
Участники: родители учащихся 5-7 классов (группа от 10 до 25 человек).
Время проведения: 2-3 часа .
План занятия предусматривает 4 основные части:
I. Вводная часть.
II. Знакомство.
III. Рабочее время.
IV. Рефлексия.
С целью выявления запроса участников тренинга и получения дополнительной информации о них тренер может провести предварительное анкетирование.
Родители должны быть подготовлены к адекватному восприятию перемен в поведении ребенка, ясно осознавать неизбежность личностного участия в перестройке семейных взаимоотношений. Параллельное ведение процесса взаимодействия с детьми и родителями позволяет получить и довести до родителей информацию о том, как ребенок воспринимает семейную ситуацию в целом, как воспринимает родителей. Родители получают возможность следить за динамикой детского поведения.
Групповая работа с родителями направлена на коррекцию детско-родительского отношения, позиций и установок. Эти понятия не разводятся, они представляют собой в целом стиль воспитания ребенка: стиль общения с ним, особенности понимания и когнитивного видения ребенка родителем. Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношении «родитель-ребенок», родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, которая ведет к формированию эмоционально-негативного фона взаимоотношений, трудности взаимопонимания [1].
Основной задачей психолого-педагогического сопровождения родительской группы является изменение неадекватных родительских позиций и стиля воспитания, оптимизация форм родительского воздействия, обогащение знаниями о психологии семейных отношений и психологических закономерностях развития ребенка, помощь в выстраивании детско-родительских отношений, стимулирующих развитие личности ребенка. Взрослые учатся воспринимать ребенка, изменяя представление о нем, расширяя палитру воспитательных приемов, которые потом апробируются в повседневной жизни.
Родительская компетентность предполагает рефлексию взрослыми воспитательной роли, собственного опыта взаимоотношений с ребенком. Для этого родители должны переосмыслить свои воспитательные установки и стереотипы мышления, раскрыть свои внутренние резервы.
В понятие «рефлексия» вкладывают умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины своих неудач и просчетов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации. По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с
ребенком у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей.
Работа родительской группы строится в соответствии с общими принципами групповой работы. Актуализируется психотерапевтический потенциал группы. Групповая психотерапия создает специфические условия для раскрытия внутриличностной и внутрисемейной проблематики участников посредством моделирования и анализа группового межличностного взаимодействия. Моделирование конфликтных ситуаций позволяет родителям увидеть свою семейную жизнь глазами ребенка, встать на его точку зрения, почувствовать то, что чувствует ребенок. Эмоциональное переживание проблем и конфликтов, создает условия для проявления новых, более адекватных форм эмоционального реагирования и поведения в целом, формирует и отрабатывает целый ряд специальных навыков.
Конечно, существуют факторы, которые осложняют работу с родителями: желание найти легкие ответы на трудные вопросы, отсутствие опыта группового взаимодействия, стереотипы мышления и поведения, разный уровень образования, разная степень заинтересованности в работе и др.
Среди методов психолого-педагогического сопровождения семьи важное место занимает совместная семейная терапия. На совместных занятиях детей и родителей много игр. Известно, что существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание условности и реальности создавшейся ситуации. Человек знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в действительности. Поэтому игра служит не только задачам обучения и тренировки, но и коррекции. Родители проводят время с ребенком, играют с ним. Это дает возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю – побывать в роли ребенка.
Большое внимание уделяется раскрепощению участников группы, выявлению их эмоциональности, непосредственности, открытости, эмпатии, интуиции, способности радоваться. Родители начинают по-другому воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком, вместе что-то создавать. В совместной игре отрабатываются навыки общения, устанавливаются цивилизованные и продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности, формируется культура общения, и все это естественным образом переносится за пределы группы, в реальную семейную жизнь. Принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка способствует гармоничному развитию дошкольника.
Как правило, психолого-педагогические подходы в работе с родительскими группами существуют в рамках определенных теоретических концепций. Мы опираемся на рекомендации А. Адлера по воспитанию умственно здорового ребенка:
«1. Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания – любовь. Любовь ребенка – безусловная гарантия его воспитуемости.
2. Лучшая поддержка в развитии ребенка – его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость – величайшее счастье для него.
3. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые дети.
4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя.
5. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.
6. Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу решения».
Основными понятиями адлеровского воспитания родителей является «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. А. Адлер подчеркивал равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности, - равенство, но не тождественность. Необходимость научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста, считал А. Адлер. Основными принципами семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление работы с родителями основывается на их сознательном и целенаправленном поведении.
Часть занятий программы посвящена совместной деятельности родителей и детей, которая становится средством развития не только ребенка, но и социально ответственных взрослых. Родители проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находятся на территории его интересов. Подчинение взрослых и детей единым правилам дает возможность ребенку почувствовать значимость, а родителю – изменить позицию всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка [8].
Суть тренинговой программы заключается в сочетании тренинговых занятий отдельно для родителей и совместных тренинговых занятий с участием взрослых и детей.
«Я сообщения», развивают умение разрешать конфликтные ситуации.
В программу работы с родителями входят: диагностика родительского стиля воспитания, индивидуальные беседы с родителями по результатам тестирования, консультации (индивидуальные и групповые), тренинг по гармонизации детско-родительских отношений.
В настоящее время в большинстве дошкольных учреждений не создаются психолого-педагогические условия развития компетентности родителей. Психолого-педагогические условия – это непрерывная, систематическая поддержка родителей в воспитании детей, уход педагогов от авторитарной системы взаимодействия с детьми и их родителями. Обеспечение психолого-педагогических условий развития компетентности родителей позволит формировать позитивные отношения между участниками воспитательно-образовательного процесса, строить гибкую систему событий, основанную на интересах и потенциальных возможностях ребенка, чтобы через ряд лет он стал полноценным субъектом человеческого общества.
Литература
1. Бодалев А.А. Семья и формирование личности. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1981.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.:Мысль, 1988. – 304с.
4. Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения. – М.: Знание, 1983. – 95 с.
5. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. – Новые ценности образования. – Вып.6. – М.:Инноватор,1996. – С.10-38.
6. Гордон Т. Повышение родительской эффективности/Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРДЛТД, 1997.
7. Колмогорова Л.С., Шарапановская Е.В., Дубинина Т.В., Горлова Е.Л. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в образовательном учреждении: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2003.
8. Костенкова Е.Е. Мама рядом, папа рядом – что еще для счастья надо? // Психолог в детском саду. – 2006.- № 2.
-
Разработка конспекта тренинга для родителей
Тренинг повышения родительской компетентности
«Эффективное родительство»
Механизмы взаимоотношений между детьми и родителями, играют огромную роль в воспитательном процессе. Отечественные и зарубежные исследователи в области профилактики девиантного поведения поведения отмечают, что уход в негативное поведение в подростковом возрасте происходит во многом в следствии дисфункциональных детско-родительских отношений. Поэтому разрабатывая данный тренинг, мы исходили из допущения, что развитие родительской компетентности будет способствовать профилактике девиантного поведения у подростков.
Беседы, лекции и индивидуальные консультации педагога-психолога, социального педагога и классного руководителя не всегда могут помочь в разрешении сложных ситуаций в процессе воспитания ребенка в семье. Эффективным средством может стать тренинговая форма работы с родителями.
В группе психологического тренинга для родителей создаётся уникальная возможность в атмосфере доверия и принятия взглянуть со стороны на свой стиль воспитания; проанализировать, как отражаются на формировании личности ребёнка и семейных отношений привычные паттерны родительского поведения; получить конкретные навыки и практические методы решения проблемных ситуаций; узнать, как обыденный стиль отношений, привычные слова и действия формируют жизненный сценарий детей.
Цели тренинга: Формирование компетентности родителей в способах предупреждения негативного поведения подростков. Обучение и приобретение навыков, улучшающих детско-родительские отношения.
Задачи: рефлексия своих взаимоотношений с ребенком; повышение самооценки, формирование целостного представления о своем родительском «Я»; поиск внутренних ресурсов для преодоления трудностей, возникающих в процессе воспитания.
Участники: родители учащихся 5-7 классов (группа от 10 до 25 человек).
Время проведения: 2-3 часа .
План занятия предусматривает 4 основные части:
I. Вводная часть.
II. Знакомство.
III. Рабочее время.
IV. Рефлексия.
С целью выявления запроса участников тренинга и получения дополнительной информации о них тренер может провести предварительное анкетирование.