Файл: Оснащение кабинета химии в школе по дисциплине Теория и методика обучения химии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГАОУ «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова»

Институт естественных наук

Педагогическое отделение

Оснащение кабинета химии в школе

по дисциплине «Теория и методика обучения химии»

Якутск, 2022г.

Содержание


  1. Государственный стандарт общего образования и его назначение.…3

  2. Кабинет химии- требования …………………………………………..…..4

  3. Инструкции…………………………………………………………….…….4

  4. Журнал прекурсоров……………………………………………….…….…6

  5. Реактивы: правила хранения и ухода…………………………………....7

  6. Пожарная безопасность и аптечка……………………………………..…7

  7. Основные виды дидактических средств, их функции…………..……..8

  8. Литература …………………………………………………………………..10


Государственный стандарт общего образования и его назначение

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования
; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Основания и цели разработки требований, разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по химии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).


Кабинет химии- требования

Требования к кабинету химии включают санитарно-гигиенические нормы, правила по оснащению учебным оборудованием, мебелью и техническими устройствами, аппаратурой и приспособлениями, по организации рабочих мест учителя и обучающихся, по размещению и хранению оборудования, оформлению интерьера, а также указания по помещениям кабинета.

Паспорт кабинета химии (основной набор документации):

  • сведения о заведующем кабинетом,

  • сведения о работающих в кабинете учителях,

  • график работы кабинета по дням (уроки, кружки, факультативы),

  • материалы по охране труда и технике безопасности,

  • акт-разрешение на работу в кабинете,

  • характеристика помещения кабинета,

  • список печатных пособий в кабинете и лаборантской,

  • список таблиц в кабинете,

  • список ТСО используемых в кабинете,

  • рабочие программы по предмету по классам 8-9 (7-9) и 10-11,

  • наличие разработок по классам, дополнительные материалы по предмету,

  • списки реактивов (с местом хранения и расположением),

  • перспективный план развития кабинета химии.



Инструкции

Инструкции необходимо представить как минимум в двух экземплярах: один набор нужно вложить в паспорт кабинета, а второй — вывесить на специальном стенде. Во второй набор можно включить не все инструкции, а только основные: главное, чтобы присутствовали правила для учащихся. Каждая инструкция заверяется в двух инстанциях: профсоюзным комитетом школы и директором образовательного учреждения (с печатью).

Виды инструкций

Общие инструкции:

  • По охране труда для работников при аварийных ситуациях и способы оказания первой (до врачебной) помощи пострадавшим.

  • По пожарной безопасности в школе.

  • По электробезопасности.

  • По охране труда для учителя, для лаборанта, для учащихся в кабинете.

  • По охране труда при работе в кабинете.

  • По охране труда при проведении лабораторных и практических работ.

  • Порядок действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации учащихся и сотрудников школы.

  • Порядок действия участников образовательного процесса в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также в ситуациях, связанных с терроризмом.

  • Перечень медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для аптечки кабинета.

  • Требования по охране труда и технике безопасности к кабинету химии.

  • Перечень документации по охране труда в кабинете.


Инструкции по охране труда (в соответствии с видом производимых работ и наличия оборудования):

  • Правила по электробезопасности в кабинете химии и химической лаборатории, по оказанию первой медицинской помощи в кабинете химии, по пожарной безопасности в кабинете химии, по работе с вытяжным шкафом.

  • Инструкции по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии, при уничтожении отработанных ЛВЖ и ГЖ в кабинете химии, при работе с веществами и растворами, при собирании приборов и их креплении, при хранении химических реактивов, при хранении горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, при проведении факультативов, химических кружков.

  • Правила техники безопасности при работе с формальдегидом, с хлоридами, с жидкими углеводородами, с хлорзамещенными алканами, с анилином и нитробензолом, с металлической пылью, с щелочными металлами, с галогенами, с нитратами, со щелочами, с кислотами, с красной и желтой кровяными солями, роданидами, сульфидами, фторидами, с соединениями меди, с соединениями бария, со спиртовками и сухим горючим, с соединениями марганца, с соединениями свинца, с соединениями хрома.

  • Правила техники безопасности при проведении демонтажа приборов, в которых использовались или образовывались вещества 1, 2 и 3 классов опасности.

  • Правила по безопасной работе со стеклянной посудой и ампулами.

  • Правила техники безопасности при работе с фенолом, с эфирами и ацетоном, со спиртами, с муравьиной и уксусной кислотами, уксусным ангидридом.

Также необходим журнал инструктажа по технике безопасности для учащихся. Подпись школьника в журнале регистрации инструктажа обязательна при достижении им 14 лет.

Инструктажи по охране труда для учащихся:

  • Вводный инструктаж (в начале занятий в кабинете, в сентябре, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).

  • Повторный инструктаж (в начале второго полугодия, в январе, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).

  • Текущий инструктаж (перед сменой вида деятельности, перед лабораторными и практическими работами, перед новым разделом, с регистрацией в лабораторных тетрадях).

  • Внеплановый инструктаж (при несчастном случае с учащимся в кабинете, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).

    Журнал прекурсоров


Прекурсор — вещество, участвующее в реакции, приводящей к образованию целевого вещества. Подлежат строгому учету: ацетон, красный фосфор, перманганат калия, серная кислота (исключая соли), соляная кислота (исключая соли), толуол, этиловый эфир.

Журнал прекурсоров заводится каждый учебный год. Все страницы нумеруются, прошиваются и заверяются директором. Журнал является для кабинета химии документом строгой отчетности. Ведется заведующим кабинетом, раз в месяц. Если какого-то вещества из подлежащих учету в кабинете нет — то страницу с этим веществом в журнал можно не добавлять.


Реактивы: правила хранения и ухода

В соответствии с «Правилами по технике безопасности для кабинетов химии средних общеобразовательных школ» все химические реактивы делятся на восемь групп:

  1. Реактивы, обладающие свойствами взрывчатых веществ. В перечень не входят.

  2. Реактивы, выделяющие при взаимодействии с водой легко воспламеняющиеся газы.

  3. Самовозгорающиеся реактивы.

  4. Легко воспламеняющиеся жидкие реактивы (ЛВЖ).

  5. Легковоспламеняющиеся твердые реактивы.

  6. Воспламеняющие (окисляющие) реактивы.

  7. Вещества, физиологически активные в сравнительно малых дозах.

  8. Прочие вещества, малоопасные и практически безопасные.

В паспорте кабинета обязательно должны быть инструкции по утилизации в кабинете реагентов (тех, которые можно утилизировать в школьной лаборатории):

  • утилизация растворов кислот,

  • утилизация отработанных растворов щелочей,

  • утилизация отработанных растворов соединений бария,

  • утилизация галогенов,

  • утилизация щелочных металлов.



Пожарная безопасность и аптечка

Правила безопасности предусматривают наличие и легкодоступность предметов пожаротушения и медикаментов:

  • Два вида огнетушителей, углекислотный и порошковый.

  • Ведро с песком и совок.

  • Ткань, пропитанная специальным огнеупорным составом или специальная огнеупорная ткань.

  • Аптечка, в состав которой входят раствор йода 5%, раствор перекиси водорода 3% (в новых списках состава аптечек его нет), спирт медицинский 70% (часто заменяют на антисептические салфетки), раствор аммиака 10%, глицерин, гидрокарбонат натрия раствор 2%-200 мл, раствор борной кислоты 2%-200мл, клей БФ-6, сульфацил натрия (раствор), пинцет, бинт стерильный 5×10, вата стерильная 50 г., салфетки стерильные, пипетка.

  • Инструкция по использованию медикаментов в различных ситуациях.Необходимо проверять срок годности медикаментов, а также периодически проводить мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.