Файл: Федерального государственного бюджетного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовая наука, юридическое образование и правовая реальность, преобразуемая в правовую действительность, – таковы основные компоненты правовой культуры общества, между которыми, как было показано, существует закономерная генетическая связь. Понимание такой генетической связи дает, во-первых, возможность уйти от разных расплывчатых определений критериев правовой культуры вроде «уровней, степени, ступени, превосходства» и перейти к объективно фиксируемым показателям. Если говорить о материальной правовой культуре, т.е. о содержании и формах правовой реальности, то их культурность зависит от того, насколько результаты практически действующих субъектов соответствуют позициям правовой науки или продвигаются к ним, путем изменения практического мышления через нормально функционирующую в стране систему юридического образования. Во-вторых, исследование генетической связи подводит к пониманию того, что недостатки или сбои в одном из компонентов правовой культуры делают невозможным ее продуктивное развитие в целом.

В современной российской теории правовой культуры такая генетическая связь, как правило, не прослеживается и, соответственно, выделенные выше элементы правовой культуры специально не фиксируются. Так, С.С. Алексеев считает, что в структуру правовой культуры входят: состояние правосознания в обществе; законность и степень развертывания всех ее требований, реальность их осуществления (прочность правопорядка); состояние законодательства, его совершенство по содержанию и форме; состояние практической работы суда, прокуратуры, других юридических органов, выражающее их реальную роль в правовой системе; степень использования передовых приемов юридической техники и др.9 В.П. Сальников полагает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов10. Р.К. Русинов и А.П. Семитко в качестве ключевых компонентов правовой культуры выделяют уровень развития правового сознания населения, уровень развития правовой деятельности и уровень развития всей системы юридических актов11. Л.А. Петручак как об элементах правовой культуры говорит о состоянии позитивного права, законодательства; состоянии правосознания в обществе, состоянии правовой деятельности, включающей правотворческую, правоприменительную деятельности; правомерном поведении граждан, характеризующемся степенью исполнения требований законности, состоянием правопорядка в обществе
12. Аналогичны приведенным и другие определения состава правовой культуры13.

Итак, правовая наука, юридическое образование и изменяющаяся в соответствии с научными идеями правовая реальность – являются основными компонентами правовой культуры общества. Причем не в случайном наборе, а в определенной логикой их генезиса последовательности, которая демонстрирует, где первичное звено, где необходимый промежуточный элемент и где конечный пункт формирования правовой культуры и, соответственно, прогрессивного развития правовой системы российского общества.
2. СПЕЦИФИКА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

2.1 Правовая культура современного общества
Правовые ценности очень абстрактны, с другой стороны, их легко идентифицировать на уровне поведения. Они проявляются главным образом в позициях индивида или группы в отношении общества, государства, в отношении действий других людей, в оценках степени их справедливости и законности. Например, согласно немецкому философу -неокантианцу Н. Хартману, ценности влияют на поведение человека через опыт, ожидания, желания14. Тем не менее, именно эти интуитивные устремления личности обеспечивают, в конечном счете, тот или иной тип правового поведения, и поэтому позволяют судить о типе правовой культуры.

Л. Фридман, которому приписывается авторство термина «правовая культура», справедливо полагал, что право существует в определенном социальном контексте в виде социальных групп, которые имеют собственные взгляды на право, правовую систему, государство и его роль в жизни конкретной общности.

Правовая культура (при безусловной важности правовых знаний) проявляется не только в рациональных формах, но и в чувственных, определяемых (скорее интуитивно) ориентацией на базовые ценности, давно выявленные в философии права (формальное равенство, свобода, справедливость).

Необходимо не только выявлять качественно различные типы правовой культуры, но также устанавливать степень адекватности управленческих решений, правотворческой и правоприменительной деятельности, нормативных правовых документов, наличным ее модификациям. Например, повышение пенсионного возраста явно не соответствовало сложившимся установкам большинства населения, их требованиям к государству.

Любая культура — это прежде всего цивилизованный образ жизнедеятельности, система интеллектуальных, духовных, психологических и поведенческих ценностей индивида, социальных групп и общества в целом. Специфика правовой культуры как особой сферы общей культуры заключается в особой форме жизнедеятельности государства и всех государственных служащих, а также всех субъектов права. Другими словами, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе и направляет правовой процесс. Правовая система без правовой культуры не действует. Знания и глубокое понимание роли государства и права в жизни общества,

готовность следовать этим знаниям, сообразование своею повседневного поведения с действующим правом, уважение к накопленным правовым ценностям — все это характеристики именно правовой культуры.
Важной задачей становится выявление соответствия тенденций законотворчества культурно-правовым характеристикам населения в целом. Завершением и подтверждением этих процессов стала проведенная в первой половине 2020 г. конституционная реформа. Значительная часть внесенных поправок носит в основном социально-популистский характер и не влечет за собой реальных социально-экономических последствий для населения. Что же касается поправок, корректирующих конфигурацию власти, то они только укрепляли позиции государственности и государства как основного субъекта власти. Прежде всего, это относится к новациям в сфере местного самоуправления и судебной системы. Положение об участии органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления (Ст. 131), введение понятия «единая система публичной власти» (Ст. 132), явное подчинение судебной власти административной (Ст. 83) – все это прямо соответствует установкам правовой культуры подданнического типа15.

Проведенный анализ показывает, что преобладающий тип правовой культуры общества неизбежно отражается в правовых ценностях, которые в свою очередь, закрепляют, фиксируют и создают законодательное оформление для преобладания переходного и подданнического типа правовой культуры.

Государственная идеология полутора десятков последних лет целенаправленно формирует определённое отношение к идеям реформирования государства начала 90-х гг., как к отвлеченным и абстрактно-либеральным, от которых хотя и не следует однозначно отказываться, но которые стоит скорректировать в сторону государственного патернализма, православия и народности.

Следует признать, что наметившиеся и происходившие сдвиги в правовом сознании в сторону ценностей активистского типа не находят поддержки ни в политике государства, ни у оказавшегося в ситуации сильного социального расслоения общества, когда одни вынуждены выживать, а другие стремятся воспользоваться возможностью обогащения.

Анализ поправок вполне подтверждает вывод о том, что принятые новации соответствуют преимущественно подданническому типу правовой культуры и, более того, законодатель сделал вполне определенные шаги для закрепления данного типа правовой культуры в ближайшей перспективе.

2.2 Повышение правовой культуры в обществе
Правосознание формирует правовые взгляды и соответствующую мировоззренческую позицию по решению проблемы необходимости соблюдения правовых норм в обыденной жизни и на профессиональном уровне. Последнее особенно важно для лиц, занимающихся законотворческой и правоприменительной видами деятельности на федеральном, региональном или муниципальном уровнях. Зачастую несовершенство принятых и внедренных законов и подзаконных актов является одним из факторов неприятия отдельными группами населения механизма правового регулирования в целом и создание собственной юридической доктрины.

Второй причиной отклонения поведения людей от общепринятой традиции является избирательность действия права. Так, отдельные представители правоохранительных структур и судьи различных судебных инстанций допускают, опираясь, главным образом, на социальный статус субъекта, варьирование мер ответственности за идентичные правонарушения или преступления. За кражу буханки хлеба в продовольственном магазине на подсудимого может быть наложена санкция в виде лишения свободы на определенный срок, в то время, как олигархи, беззастенчиво ворующие миллионы и миллиарды у граждан собственных государств, беспрепятственно имеют в разных странах денежные вложения и недвижимое имущество и свободно перемещаются по миру.

Третьей причиной является несовершенство самой пенитенциарной системы, существующей во многих странах мира, включая Российскую Федерацию. Ее основной целью в течение ряда лет становится наказание виновного лица, причем, как правило, без достаточного анализа особенностей его личности, тяжести совершенного деяния, наступивших последствий и отношения к последствиям сделанного, а не реальное исправление и коррекция его внутреннего сознания. В результате граждане, совершившие даже преступное посягательство небольшой тяжести впервые под влиянием трудной жизненной ситуации, со временем возвращаются на скамью подсудимых.

Наблюдается значительное число примеров рецидива, как простого, так и опасного и особо опасного, когда индивиды, ранее привлекаемые к юридической ответственности за преступления различной степени тяжести, идут на совершение идентичных посягательств повторно.

По некоторым составам общественное мнение само сформировало негативное отношение не к преступникам, а к их жертвам. Так, женщины, подвергшиеся изнасилованиям, склонны винить в их совершении себя: слишком развязно себя вели, были одеты вызывающе, спровоцировали своей уступчивостью насильника. При этом сам преступник чувствует себя героем и готов к новым свершениям в том же духе
16.

Весьма сложной является ситуация с преступными посягательствами на межнациональной или межрелигиозной почве, что для Российской Федерации как многонационального государства является весьма актуальным. Исследование в этой области сравнивает социальную толерантность с фармакологической, т.е. принятием или отторжением индивидом тех или иных положений относительно терпимости к представителям иных наций и народностей. В социальном смысле подобный подход может привести к отрицательному эффекту, когда граждане пытаются смириться с негативным отношением к себе как к носителю определенных национальных черт, а не борются за свои права и свободы.

Наконец, недостаточно выделяется финансовых средств и проводится воспитательных мероприятий по профилактике и предупреждению, прежде всего асоциального поведения, выражающегося в нецензурной брани, публичном распитии алкогольных напитков, курении в общественных местах, нарушений режима тишины в установленное законом время и т.д.

Кроме того, не все признают тот факт, что проводить воспитательные мероприятия нужно, начиная с дошкольного возраста, включая период внутриутробного развития ребенка.

Исходя из этих факторов, становится очевидным, на какие моменты стоит обращать внимание для стабилизации ситуации с состоянием правовой культуры в обществе.

Раскроем последовательность формирования правовой культуры в обществе, применительно к отдельным его членам.

Прежде всего, следует создать для ребенка, начиная с раннего возраста, благоприятную среду развития. Поскольку до школьного периода знания об окружающем мире у индивида складываются на основе внешних наблюдений, необходимо, чтобы родители, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки, а также друзья и знакомые демонстрировали примеры правомерного поведения: старались разъяснять ребенку о «плохом» и «хорошем» не путем насильственного воздействия, а через беседу, разъяснения. В семье не следует демонстрировать курение, распитие спиртных напитков, даже в праздники, особенно если за общим столом присутствуют дети, стараться больше узнавать об окружении ребенка, чтобы предупредить нежелательные контакты с компаниями, в которых приветствуется злоупотребление вредными веществами, алкоголем и курение, в том числе ароматических смол («спайсов», ставших весьма популярными в последние годы).