Файл: Обучающийся Высотин Игорь Викторович Преподаватель Степанова Елена Ивановна Практическое занятие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие №1
Выполнил:
Обучающийся Высотин Игорь Викторович
Преподаватель:
Степанова Елена Ивановна
Практическое занятие №1
Задание по теме 1.4. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса.
Цель занятия: закрепление знаний о ребенке как объекте и субъекте целостного педагогического процесса; формирование умений проводить анализ природного и общественного в развитии человека, факторов, влияющих на развитие личности: наследственности, среды, воспитания, активности личности; планировать взаимодействие участников целостного педагогического процесса.
Задание 1.
1. Педагогическая ситуация:
Во время беседы Катя С., ученица 2 «а» класса, была замкнута и отвечала на вопросы неохотно. На вопрос: «Нравится ли тебе проводить время с мамой?» девочка ответила: «Я не верю, что с мамой могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни — это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной говорила по-человечески, вместо того, чтобы кричать, я бы ее лучше поняла... Мне тяжело находиться дома».
2. Письменно ответьте на вопросы:
1) С какой целью проводилась беседа?
Беседа проводилась с целью анализа факторов, влияющих на развитие личности: среды, воспитания, активности личности.
2) Какое предположение можно сделать о взаимоотношениях в семье?
Ребенка в семье не позиционируют как личность, не прислушиваются к ее желаниям, вероятно, в семье авторитарный стиль воспитания. Отсюда замкнутость, нежелание находиться с мамой. Ситуация очень тревожная.
Задание по теме 2.3 Цели, содержание и структура педагогической деятельности
Цель: закрепление знаний о целях, содержании и структуре педагогической деятельности; формирование умений проектировать и анализировать цели и содержание педагогической деятельности.
Задание 2.
«Педагогическая профессиональная деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся» (А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова).
1. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию в соответствии с приведенным выше высказыванием:
Ученик недоволен своей отметкой и в качестве протеста влез во время урока на парту. В классе раздался звонкий смех детей. Ситуация повлекла срыв рабочей обстановки, продолжить урок было невозможно.
2. Письменно ответьте на вопросы:
1) Назовите вероятные причины поведения ученика.
Недовольство полученной оценкой.
2) Как следует отреагировать учителю, чтобы купировать ситуацию?
Необходимо предложить разобраться в ситуации. Выслушать ученика, его доводы, после, педагогу необходимо проанализировать работу ученика и объяснить, почему он получил такую оценку. Можно предложить ученикам класса помочь и вместе провести анализ. При этом объяснить, что такое поведение неуместно и спорные вопросы нужно решать спокойно, аргументируя свое мнение. Уважать окружающих.
3) Каким образом можно было избежать подобной ситуации?
Предложить ученику после урока разобраться в ситуации, чтобы не срывать урок и доводить до конфликтной ситуации.
Задание по теме 2.4 Основные виды педагогической деятельности
Цель занятия: закрепление знаний об основных видах педагогической деятельности; формирование умений анализировать и обосновывать выбор оптимальных способов педагогической деятельности.
Задание 3. Разработайте тематический план на месяц по обучению детей одному из продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование — по выбору обучающегося).
В ответе укажите:
-
Возраст детей. -
Количество занятий. -
Длительность каждого занятия. -
Тему и цели каждого занятия. -
Методы и приемы, используемые в ходе занятий.
План
по обучению детей
на февраль
по изобразительной деятельности
Дошкольники 5-6 лет
2 занятия в неделю.
Длительность занятия 25 минут.
Название нетрадиционной техники рисования | Темы | Программное содержание | Материалы | |||||||
«Рисование пальчиками» | «Ветка рябины» | Познакомить с техникой рисования пальчиками Развивать чувство композиции, цветовосприятия Воспитывать любовь к природе | - мисочки с гуашью - кисть - салфетки - ветка рябины с ягодами - фотографии | | ||||||
«Рисование пальчиками» | «Снег идет» | Закреплять умение изображать дерево Закреплять умение изображать снег, используя рисование пальчиками Развивать чувства композиции | - тонированные листы бумаги - белая и коричневая гуашь - иллюстрации | |||||||
«Тычок жесткой сухой кистью» | «Шишки » | Совершенствовать технику рисования «тычком» Учить рисовать заснеженную ветвь ели с шишками Воспитывать терпеливость | - тонированные желтые листы бумаги - гуашь - фото и эскизы - жесткая кисть - простой карандаш | |||||||
«Тычок жесткой сухой кистью» | «Одуванчики» | Продолжать учить рисовать знакомые предметы в технике «тычок жесткой кистью» Совершенствовать умение работать с наброском Воспитывать эстетическое чувство | - гуашь - фото - жесткая кисть - простой карандаш | |||||||
«Оттиск смятой бумагой» | «Снеговик» | Совершенствовать технику рисования «оттиск смятой бумагой» Учить передавать особенности героев рисунка Воспитывать восторженное отношение к русской зиме | - гуашь - тонированные голубые листы бумаги - маленькие листы для оттиска - снеговики из снега | |||||||
Кляксография обычная | «Подводный мир» | Познакомить с новой изобразительной техникой – кляксографией Развивать воображение и фантазию | - жидкая гуашь - пластмассовая ложечка - два листа белой бумаги - фломастеры | |||||||
Монотипия предметная | «Чудесный букет» | Учить изображать букет в технике «монотипия» Закреплять знания о симметричных и несимметричных предметах Воспитывать эстетические чувства | - гуашь - кисть - иллюстрации и эскизы |
Задания по теме 2.5 Функции педагогической деятельности
Цель: закрепление знаний о функциях педагогической деятельности; формирование умений выделять и характеризовать функции педагогической деятельности.
Задание 4.
1. Педагогическая ситуация:
В детском коллективе есть особый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог просит его ответить на вопросы по теме занятия, домашнему заданию или др., мальчик теряется, запинается, боясь насмешек со стороны коллектива детей. Педагог упрекает ребенка и низко оценивает его ответы.
2. Ответьте письменно на вопросы:
1) В чем заключается проблема? Назовите ее причину.
2) В чем педагог не прав, какие функции он не выполнил? все
Педагог не создал комфортные условия для особого ребенка, не нашел к нему подход, не стал другом и наставником, не пресек насмешки детей, в работе отсутствует толерантное отношение к детям.
3) Как должен был поступить педагог? Опишите способ(ы) решения проблемы.
Провести беседу с детьми о том, что нельзя смеяться над слабым, привести примеры из жизни, художественной литературы, попросить детей поставить себя на место этого мальчика. Хвалить мальчика, поощрять, поднимать ему самооценку.
Задания по теме 3.4 Приемы и средства обучения
Цель занятия: закрепление знаний о приемах и средствах обучения; формирование умений проектировать обоснованный выбор оптимальных приемов и средств обучения.
Задание 5.
1. Педагогические ситуации:
Ситуация 1:
Урок биологии. Учитель объясняет тему урока и показывает строение опорно-двигательного аппарата человека на примере анатомического макета скелета человека, проговаривая названия.
Ситуация 2:
Учитель математики в качестве домашнего задания всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, иногда 4 задачи, а ученик может выбрать для решения любую из них. Иногда учитель задает на дом математическое сочинение (придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий) или составить задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельных сочиненных задач: у кого самая трудная задача, самая четкая, самая остроумная?
2. Ответьте письменно на вопросы:
1) Какие методы и средства обучения использует учитель на уроке в ситуации 1?
наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово);
Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода - организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. Объяснительно- иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества
2) С какой целью учитель разрабатывает серию приемов работы в ситуации 2?
Приёмы способствуют повышение интереса к поиску информации, развивает мыслительные процессы, дух соперничества. В данном случае используется частично-поисковый, или эвристический метод. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем
Задания по теме 3.5. Формы организации обучения
Цель: закрепление знаний о формах обучения; формирование умений разрабатывать структуру учебных занятий.
Задание 6. Разработайте структуру обучающего занятия для детей. Укажите тему, цель и задачи, возраст обучающихся, структурный план обучающего занятия.
Структура обучающего занятия «Лесная школа»
Цель: социально-коммуникативное развитие детей 5-6 лет
Задачи
1. Закреплять выразительность мимики, пантомимики. Учить распределять внимание.
2. Закреплять представления о школе.
3. Учить детей высказывать свою точку зрения.
Тип занятия: изучение новой темы.
Блоки | Этапы | Этап учебного занятия | Задачи этапа | Содержание деятельности |
Подготовительный | 1 | Организационный | Подготовка детей к работе на занятии | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания |
2 | Проверочный | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция | Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия | |
Основной | 3 | Подготовительный (подготовка к новому содержанию) | Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям) |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения | Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей | |
5 | Первичная проверка понимания изученного | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция | Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием | |
6 | Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения | Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми | |
7 | Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостного представления знаний по теме | Использование бесед и практических заданий | |
8 | Контрольный | Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий | Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково- исследовательского) | |
Итоговый | 9 | Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы | Педагог совместно с детьми подводит итог занятия |
10 | Рефлексивный | Мобилизация детей на самооценку | Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы | |
11 | Информационный | Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия | Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий |