Файл: Обучающийся Высотин Игорь Викторович Преподаватель Степанова Елена Ивановна Практическое занятие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие №1


Выполнил:

Обучающийся Высотин Игорь Викторович

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна

Практическое занятие №1
Задание по теме 1.4. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса.

Цель занятия: закрепление знаний о ребенке как объекте и субъекте целостного педагогического процесса; формирование умений проводить анализ природного и общественного в развитии человека, факторов, влияющих на развитие личности: наследственности, среды, воспитания, активности личности; планировать взаимодействие участников целостного педагогического процесса.

Задание 1.

1.         Педагогическая ситуация:

Во время беседы Катя С., ученица 2 «а» класса, была замкнута и отвечала на вопросы неохотно. На вопрос: «Нравится ли тебе проводить время с мамой?» девочка ответила: «Я не верю, что с мамой могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни — это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной говорила по-человечески, вместо того, чтобы кричать, я бы ее лучше поняла... Мне тяжело находиться дома».

2.         Письменно ответьте на вопросы:

1)        С какой целью проводилась беседа?

Беседа проводилась с целью анализа факторов, влияющих на развитие личности: среды, воспитания, активности личности.

2)        Какое предположение можно сделать о взаимоотношениях в семье?

Ребенка в семье не позиционируют как личность, не прислушиваются к ее желаниям, вероятно, в семье авторитарный стиль воспитания. Отсюда замкнутость, нежелание находиться с мамой. Ситуация очень тревожная.

Задание по теме 2.3 Цели, содержание и структура педагогической деятельности 


Цель: закрепление знаний о целях, содержании и структуре педагогической деятельности; формирование умений проектировать и анализировать цели и содержание педагогической деятельности.

 

Задание 2.

«Педагогическая профессиональная деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся» (А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова).

1.         Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию в соответствии с приведенным выше высказыванием:

Ученик недоволен своей отметкой и в качестве протеста влез во время урока на парту. В классе раздался звонкий смех детей. Ситуация повлекла срыв рабочей обстановки, продолжить урок было невозможно.

2.         Письменно ответьте на вопросы:

1)        Назовите вероятные причины поведения ученика.

Недовольство полученной оценкой.

2)        Как следует отреагировать учителю, чтобы купировать ситуацию?

Необходимо предложить разобраться в ситуации. Выслушать ученика, его доводы, после, педагогу необходимо проанализировать работу ученика и объяснить, почему он получил такую оценку. Можно предложить ученикам класса помочь и вместе провести анализ. При этом объяснить, что такое поведение неуместно и спорные вопросы нужно решать спокойно, аргументируя свое мнение. Уважать окружающих.

3)        Каким образом можно было избежать подобной ситуации?

Предложить ученику после урока разобраться в ситуации, чтобы не срывать урок и доводить до конфликтной ситуации.

Задание по теме 2.4 Основные виды педагогической деятельности 

Цель занятия: закрепление знаний об основных видах педагогической деятельности; формирование умений анализировать и обосновывать выбор оптимальных способов педагогической деятельности.

Задание 3. Разработайте тематический план на месяц по обучению детей одному из продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование — по выбору обучающегося).

В ответе укажите:

  • Возраст детей.

  • Количество занятий.

  • Длительность каждого занятия.

  • Тему и цели каждого занятия.

  • Методы и приемы, используемые в ходе занятий.

План



по обучению детей

на февраль

по изобразительной деятельности

Дошкольники 5-6 лет

2 занятия в неделю.

Длительность занятия 25 минут.


Название нетрадиционной техники рисования

Темы

Программное содержание

Материалы

«Рисование пальчиками»

«Ветка рябины»

Познакомить с техникой рисования пальчиками

Развивать чувство композиции, цветовосприятия

Воспитывать любовь к природе

- мисочки с гуашью

- кисть

- салфетки

- ветка рябины с ягодами

- фотографии




«Рисование пальчиками»

«Снег идет»

Закреплять умение изображать дерево

Закреплять умение изображать снег, используя рисование пальчиками

Развивать чувства композиции

- тонированные листы бумаги

- белая и коричневая гуашь

- иллюстрации



«Тычок жесткой сухой кистью»

«Шишки »

Совершенствовать технику рисования «тычком»

Учить рисовать заснеженную ветвь ели с шишками

Воспитывать терпеливость

- тонированные желтые листы бумаги

- гуашь

- фото и эскизы

- жесткая кисть

- простой карандаш

«Тычок жесткой сухой кистью»

«Одуванчики»

Продолжать учить рисовать знакомые предметы в технике «тычок жесткой кистью»

Совершенствовать умение работать с наброском

Воспитывать эстетическое чувство

- гуашь

- фото

- жесткая кисть

- простой карандаш

«Оттиск смятой бумагой»

«Снеговик»

Совершенствовать технику рисования «оттиск смятой бумагой»

Учить передавать особенности героев рисунка

Воспитывать восторженное отношение к русской зиме



- гуашь

- тонированные голубые листы бумаги

- маленькие листы для оттиска

- снеговики из снега

Кляксография обычная

«Подводный мир»

Познакомить с новой изобразительной техникой – кляксографией

Развивать воображение и фантазию



- жидкая гуашь

- пластмассовая ложечка

- два листа белой бумаги

- фломастеры

Монотипия предметная

«Чудесный букет»

Учить изображать букет в технике «монотипия»

Закреплять знания о симметричных и несимметричных предметах

Воспитывать эстетические чувства

- гуашь

- кисть

- иллюстрации и эскизы





Задания по теме 2.5 Функции педагогической деятельности 

Цель: закрепление знаний о функциях педагогической деятельности; формирование умений выделять и характеризовать функции педагогической деятельности.

 

Задание 4.

1.         Педагогическая ситуация:

В детском коллективе есть особый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог просит его ответить на вопросы по теме занятия, домашнему заданию или др., мальчик теряется, запинается, боясь насмешек со стороны коллектива детей. Педагог упрекает ребенка и низко оценивает его ответы.

2.         Ответьте письменно на вопросы:

1)        В чем заключается проблема? Назовите ее причину.

2)        В чем педагог не прав, какие функции он не выполнил? все

Педагог не создал комфортные условия для особого ребенка, не нашел к нему подход, не стал другом и наставником, не пресек насмешки детей, в работе отсутствует толерантное отношение к детям.

3)        Как должен был поступить педагог? Опишите способ(ы) решения проблемы.

Провести беседу с детьми о том, что нельзя смеяться над слабым, привести примеры из жизни, художественной литературы, попросить детей поставить себя на место этого мальчика. Хвалить мальчика, поощрять, поднимать ему самооценку.

Задания по теме 3.4 Приемы и средства обучения 

Цель занятия: закрепление знаний о приемах и средствах обучения; формирование умений проектировать обоснованный выбор оптимальных приемов и средств обучения. 

Задание 5.

1.         Педагогические ситуации:

Ситуация 1:

Урок биологии. Учитель объясняет тему урока и показывает строение опорно-двигательного аппарата человека на примере анатомического макета скелета человека, проговаривая названия.

Ситуация 2:

Учитель математики в качестве домашнего задания всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, иногда 4 задачи, а ученик может выбрать для решения любую из них. Иногда учитель задает на дом математическое сочинение (придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий) или составить задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельных сочиненных задач: у кого самая трудная задача, самая четкая, самая остроумная?


2.         Ответьте письменно на вопросы:

1)        Какие методы и средства обучения использует учитель на уроке в ситуации 1?

наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово);

Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода - организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. Объяснительно- иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества

2)        С какой целью учитель разрабатывает серию приемов работы в ситуации 2?

Приёмы способствуют повышение интереса к поиску информации, развивает мыслительные процессы, дух соперничества. В данном случае используется частично-поисковый, или эвристический метод. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем

Задания по теме 3.5. Формы организации обучения

Цель: закрепление знаний о формах обучения; формирование умений разрабатывать структуру учебных занятий. 

Задание 6. Разработайте структуру обучающего занятия для детей. Укажите тему, цель и задачи, возраст обучающихся, структурный план обучающего занятия.

Структура обучающего занятия «Лесная школа»

Цель: социально-коммуникативное развитие детей 5-6 лет

Задачи

1. Закреплять выразительность мимики, пантомимики. Учить распределять внимание.

2. Закреплять представления о школе.

3. Учить детей высказывать свою точку зрения.

Тип занятия: изучение новой темы.

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Подготовительный

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия,

создание

психологического настроя

на учебную деятельность

и активизация внимания

2

Проверочный

Установление правильности и

осознанности выполнения

домашнего задания

(если таковое было),

выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего

задания (творческого,

практического),

проверка усвоения знаний

предыдущего занятия

Основной

3

Подготовительный 

(подготовка к новому

содержанию)

Обеспечение мотивации

и принятие детьми

цели учебно-познавательной

деятельности

Сообщение темы,

цели учебного занятия и

мотивация учебной

деятельности детей

(например,

эвристический вопрос,

познавательная задача,

проблемное задание детям)

4

Усвоение новых знаний

и способов действий

Обеспечение восприятия,

осмысления и первичного

запоминания связей и отношений

в объекте изучения

Использование

заданий и вопросов,

которые активизируют

познавательную

деятельность детей

5

Первичная проверка

понимания изученного

Установление правильности

и осознанности усвоения

нового учебного материала,

выявление ошибочных

или спорных представлений

и их коррекция

Применение пробных практических заданий,

которые сочетаются

с объяснением

соответствующих

правил или обоснованием

6

Закрепление новых знаний,

способов действий

и их применение

Обеспечение усвоения

новых знаний, способов

действий и их применения

Применение

тренировочных

упражнений,

заданий,

которые выполняются

самостоятельно

детьми

7

Обобщение и

систематизация знаний

Формирование целостного

представления знаний по теме

Использование бесед

и практических заданий

8

Контрольный

Выявление качества

и уровня овладения знаниями,

самоконтроль и коррекция знаний

и способов действий

Использование тестовых

заданий, устного

(письменного) опроса,

а также заданий

различного уровня

сложности

(репродуктивного,

творческого,

поисково-

исследовательского)

Итоговый

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности

достижения цели, определение

перспективы последующей работы

Педагог совместно

с детьми подводит

итог занятия

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка

детьми своей

работоспособности,

психологического

состояния, причин

некачественной

работы, результативности

работы,

содержания и

полезности учебной

работы

11

Информационный

Обеспечение понимания цели,

содержания домашнего задания,

логики дальнейшего занятия

Информация о
содержании и конечном

результате домашнего

задания,

инструктаж по

выполнению,

определение места

и роли данного

задания в системе

последующих занятий