Файл: Обучающийся Высотин Игорь Викторович Преподаватель Степанова Елена Ивановна Практическое занятие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания по теме 4.1 Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
Воспитание – это осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Основа воспитания – социальное действие, которое М. Вебер определял, как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. Отличительная черта воспитания состоит в том, что это процесс дискретный (прерывный) – т. е. ограничен местом и временем.
Понятие «воспитания» многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д.
Воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком педагогическом смысле понимают, как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – это решение конкретных воспитательных задач.
Наиболее общие явные функции воспитания:
1) планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;
2) подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;
3) обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;
4) регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп.
По содержанию исследователи делят воспитание на:
1) умственное;
2) трудовое;
3) физическое;
4) нравственное;
5) эстетическое;
6) правовое;
7) половое;
8) экономическое;
9) экологическое.
По институциональному признаку можно выделить:
1) семейное воспитание;
2) религиозное воспитание;
3) социальное воспитание;
4) дизсоциальное воспитание.
Воспитание – это многофакторный процесс, т. е. на него оказывает влияние не только образовательные учреждения, но и семья, общество и все его воспитательные институты. Поэтому к воспитанию применяют принцип комплексного подхода – объединение всех воспитательных сил.
В образовательном процессе действия воспитателя (учителя, педагога) целенаправленны.
Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).
В образовательном процессе проверка результатов воспитания проводится различными путями:
1) анализ ответов на прямо поставленные вопросы;
2) оценочные суждения (на примере какой-либо ситуации из жизни или из книги);
3) сочинения на свободную тему («Мой идеал», «Что такое нравственность?» и т. п.);
4) диспуты и дискуссии на тему, выбранную воспитателем;
5) личная беседа учителя с учеником.
Цель занятия: закрепление знаний о сущности воспитания, направлениях воспитательной работы; формирование умений разрабатывать структуру воспитательной деятельности.
Задание 7. На основе исходных данных заполните таблицу:
Направления воспитательной деятельности | Аспекты воспитательной работы |
Гражданско-правовое воспитание | Ø Патриотизм |
Ø Правовая культура | |
Духовно-нравственное воспитание | Ø Культура межнационального общения |
Ø Культура поведения | |
Ø Экологическая культура | |
Ø Экономическая культура | |
Ø Гуманность | |
Эстетическое воспитание | Ø Художественное воспитание |
Ø Музыкальное воспитание | |
Ø Восприятие природы | |
Физическое воспитание | Ø Гимнастика |
Ø Туризм | |
Ø Физические упражнения | |
Трудовое воспитание | Ø Профессиональная ориентация |
Ø Трудовая деятельность |
Задания по теме 4.2 Методы воспитания
Цель: закрепление знаний о сущности и разнообразии методов воспитания; формирование умений разрабатывать содержание воспитательного мероприятия с обоснованием использования методов воспитания.
Задание 8. Приведите примеры педагогических ситуаций (по одной для каждой группы) и назовите методы воспитания, используемые в них:
-
методы формирования сознания;
Обсуждение произведения В Осеевой «Бабка»
Уважительное отношение к старшим
-
методы организации деятельности и формирования поведения;
После завершения занятий вытирать доску и убирать все инструменты на место.
Приучение
-
Это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычной формы поведения -
Приучение предполагает проверку выполнения действий -
Методика требует объяснять учащимся, что, как и зачем делать
-
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.
Вручение грамот за участие в субботнике
Поощрение
Пермь - 2023