Файл: Теоретические основы курса "экология" биосфера и человек.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процессы и источники загрязнения приземной атмосферы многочисленны и разнообразны. По происхождению они подразделяются на антропогенные и природные. Среди антропогенных к наиболее опасным процессам относятся сгорание топлива и мусора, ядерные реакции при получении атомной энергии, испытаниях ядерного оружия, металлургия и горячая металлообработка, различные химические производства, в том числе переработка нефти и газа, угля.

Мощным и чрезвычайно опасным фактором загрязнения атмосферы являются катастрофы на АЭС (Чернобыльская авария) и испытания ядерного оружия в атмосфере. Это связано как с быстрым разносом радионуклидов на большие расстояния, так и с долговременным характером загрязнения территории.

Главный природный процесс загрязнения приземной атмосферы – вулканическая и флюидная активность Земли. Продолжительность загрязнённого состояния атмосферы после крупных вулканических извержений достигает нескольких лет.
Стационарных постов наблюдения за воздушным бассейном мало и они не позволяют адекватно оценить его состояние в крупных промышленно-урбанизированных центрах.

К перспективным направлениям оценки состояния приземной атмосферы крупных промышленно-урбанизированных территории относится многоканальное дистанционное зондирование. Преимущество этого метода заключается в способности быстро, неоднократно и в одном ключе охарактеризовать большие площади.

Во всех развитых странах приняты законы об охране атмосферного воздуха. Они периодически пересматриваются с учётом новых требований к качеству воздуха и поступления новых данных о токсичности и поведении загрязняющих веществ в воздушном бассейне [Кормилицын, 1997].

3. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Существуют различные определения природопользования. Но в любом случае в основе всех направлений природопользования лежит взаимодействие человеческого общества и природы.

Природопользование (как практическая деятельность человека) – использование природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. Включает в себя различные аспекты: экологические, географические, экономические, юридические, технологические и медико-санитарные.


Природопользование (как наука) – область знаний, разрабатывающая принципы рационального (разумного) природопользования.

Главная задача природопользования как науки состоит в поиске и разработке путей оптимизации взаимоотношений общества с природной средой, что должно способствовать сохранению и воспроизводству благоприятных условий жизни и хозяйственной деятельности человека.

Эта сложная и многогранная задача требует интеграции естественнонаучных, социально-экономических и технических знаний. Этим природопользование отличается от традиционных наук, выполняющих функцию анализа. Получаемые при помощи методов естественных наук выводы об экологической обстановке и прогнозы её развития должны соотноситься с общественными настроениями и воплощаться в юридические нормы, организационные и технические решения.

3.1. Экономические механизмы охраны окружающей среды

I. Кадастры природных ресурсов
II. Финансирование и материально-техническое обеспечение
III. Платы за пользование природными ресурсами и их загрязнение
IV. Экологические фонды
V. Экономическое стимулирование

I. Кадастры природных ресурсов – это своды экономических, организационных, экологических и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также категории природопользователей. Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры составляются по видам природных ресурсов: земельный, лесной, водный и др.
На базе их данных определяется денежная стоимость природного ресурса, продажная цена, система мер по его оздоровлению и восстановлению.

II. Источниками финансирования могут быть: бюджетные средства, банковские кредиты, экологические фонды, собственные средства предприятий (в основном, прибыль) и другие источники. Финансирование экологических программ должно обеспечиваться материально-техническими ресурсами.

III. В платах за пользование природными ресурсами и их загрязнение предусмотрено два вида платы:

1. за пользование природными ресурсами;
2. загрязнение окружающей среды.

За загрязнение предусмотрено два вида платы:

1. за выбросы, сбросы вредных веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов;
2. за выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных лимитов, либо без разрешения.



Внесение платы за использование и загрязнение природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению ущерба.

IV. Экологические внебюджетные фонды формируются из средств от организаций, граждан, иностранных юридических лиц; из платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов; из сумм, полученных по искам, штрафам, за счёт средств от продажи конфискованных орудий охоты и незаконной продукции; из платежей всех предприятий за природопользование. Эти средства зачисляются на специальные счета и используются для финансирования природоохранных мероприятий.

Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью.

V. Меры поощрения:

  • освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;

  • установление налоговых и иных льгот предприятиям при внедрении безотходных технологий, использовании вторичных ресурсов;

  • применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды;

  • применение поощрительных цен на экологически чистую продукцию.

Меры наказания:

  • введение специального добавочного налогообложения на экологически вредную продукцию и продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий;

  • штрафы за экологические правонарушения [Цветкова, 1999].

3.2. Экозащитная техника и технологии

Инженерные природоохранные мероприятия делят на две группы:

I. Мероприятия, снижающие выброс загрязняющих веществ и уровень вредных воздействий:

1. Совершенствование технологических процессов и внедрение малоотходных и безотходных технологий.
2. Изменение состава и улучшение качества используемых ресурсов (удаление серы из топлива, переход с угля на газ или нефть, с бензинового топлива на водородное и др.).
3. Установка очистных сооружений с последующей утилизацией улавливаемых отходов.

II. Мероприятия, позволяющие снижать степень распространение загрязняющих веществ и других вредных воздействий:

1.Строительство высоких и сверхвысоких труб.
2. Нейтрализация выбросов, их захоронение и консервация.
3. Устройство санитарных охранных зон вокруг промышленных предприятий и на водных объектах, озеленение городов, посёлков.

4. Оптимальное расположение промышленных предприятий и автотранспортных магистралей для минимальных их отрицательных воздействий [Цветкова, 1999].

4. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

4.1. Общие сведения

Экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне определённые объективные обоснования, состоящие, главным образом, в кризисном обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего человечества.

Экологическое право – это отрасль российского права, представляющая собой комплекс правовых норм и правоотношений, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей.

Основы современного экологического права были заложены Законом РСФСР от 19.12.91 N2060–1 "Об охране окружающей природной среды (ООПС)" (с изм. и доп. от 21 февраля 1992 г. и 2 июня 1993 г. Законом Российской Федерации (РФ)), заменённого в настоящее время Федеральным законом (ФЗ) от 10.01.02 N7–ФЗ "Об охране окружающей среды (ООС)". Введены более чёткие, чем применявшиеся ранее, понятия:

  • охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий;

  • окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

  • природная среда (природа) – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Действие Федерального закона от 10.01.02 N7–ФЗ "ООС" распространяется на всю территорию нашей страны, на континентальный шельф, а также на исключительную экономическую зону Российской Федерации (от 31.07.98 N155–ФЗ и от 17.12.98 N191–ФЗ) [Большой юридический словарь, 2007].

4.1.1. Объекты охраны окружающей среды (ООС)

1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:


  • земли, недра, почвы;

  • поверхностные и подземные воды;

  • леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

3. Особой охране подлежат объекты, включённые в список всемирного культурного наследия и список всемирного природного наследия с учётом различий в статусе (категорий):

  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения);

  • государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов РФ),

  • памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ);

  • национальные парки (федерального значения);

  • природные парки (субъектов РФ);

  • дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);

  • лечебно-оздоровительные местности и курорты (федерального, регионального и местного значения);

  • иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания (ст.4 ФЗ от 10.01.02 N 7–ФЗ "ООС")[Боголюбов, 2003].

Субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, РФ и её субъекты, а также муниципальные образования.
Причинение окружающей среде (ОС) вреда (от 10.01.02 N 7–ФЗ "ООС") вызывает негативные экономические и экологические последствия.

Вред экономический причиняется экономическим интересам природопользователя.

Вред экологический – любое ухудшение состояния природной среды, выражающееся в разрыве естественных связей в природе, которое нарушает интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни и продуктивной ОС.