Файл: Теоретические основы курса "экология" биосфера и человек.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Юридические и физические лица, причинившие вред ОС, здоровью и имуществу граждан, обязаны возместить его в полном объёме (ст.77, 79 ФЗ от 10.01.02 N 7–ФЗ "ООС").

4.2. Профессиональная ответственность

Экологическая ответственность – это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде.

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее установленный природоохранительным, природоресурсовым и иным законодательством экологический правопорядок и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека, либо экологическим правам и интересам граждан и юридических лиц.

За нарушение законодательства в области охраны ОС установлены виды экологической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная и имущественная (ст.75 ФЗ от 10.01.02 N 7–ФЗ "ООС").

Административная – выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется Кодексом РФ "Об административных правонарушениях" и экологическим законодательством. Так ст. 30 ФЗ "Об экологической экспертизе" перечисляет нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе лицами виновными в административном правонарушении, такие как: непредставление документации на экологическую экспертизу; фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения; принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы и т. д.

Уголовная – предусмотрена Уголовным Кодексом (УК) РФ. Его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.

Дисциплинарная регламентируется ст. 75 ФЗ "Об охране окружающей среды" и гл. 30 Трудового кодекса РФ. Она выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей в порядке подчинённости организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды.

Субъективной стороной дисциплинарного экологического проступка является, как правило, неосторожность.


Имущественная (гражданско-правовая) ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается, главным образом, в возложении на правонарушителей обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причинённый в результате нарушения правовых экологических требований. Отдельно оговорен такой состав экологических преступлений, как экоцид – "массовое уничтожение растительности или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу" (ст. 358 УК РФ от 13.06.96 N 63–ФЗ).

Наказание за экологические преступления по РФ установлено в виде: наложения штрафа; исправительных работ или ограничения свободы на срок до 3 лет; лишения свободы на срок до 5 лет (за экоцид – от 12 до 20 лет) [Бринчук, 2002].

 4.3. Экологическая экспертиза

Охранять природу – значит правильно ею пользоваться. Экспертиза – важнейшее условие экологически корректного природопользования, ибо остановить прогресс общества нельзя.


Экспертиза – это исследование специалистом (экспертом) каких–либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники или искусства.

Экологическая экспертиза – это форма контроля, направленного на предотвращение загрязнения ОС. Она включает экспертные оценки специалистов, экспериментальные исследования, исследовательские работы, математическое моделирование. В ряде случаев экологическая экспертиза проводится совместно с медицинской и санитарно–гигиенической.

Требования к качеству и обоснованности проведения экологических экспертиз постоянно повышаются наряду с ускорением научно–технического прогресса, внедрением в производство новейшей техники и технологии. В связи с этим периодически пересматриваются законодательные и нормативные материалы (от 23.11. 95 г. N174–ФЗ "Об экологической экспертизе").

Экологическое законодательство РФ предусматривает два юридически значимых вида экологических экспертиз:

1. Государственную (обязательную). Её объекты – все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемые к реализации на территории РФ независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов. Порядок проведения государственной экологической экспертизы объектов федерального, республиканского или местного значения регулируется законодательством РФ и республик в составе РФ;

2. Общественную (инициативную и добровольную), проводимую научными коллективами, общественными объединениями, становится юридически обязательной после утверждения её результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы. Председатель, члены общественных коллективов экспертов несут ответственность за правильность, обоснованность своих экспертных оценок в соответствии с законодательством РФ.

Любая экологическая экспертиза в соответствии с законом основывается на ряде принципов, один из которых – принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой планируемой хозяйственной и иной деятельности
[Экология и охрана природы, 2000].

4.4. Экологический аудит

Важным средством проверки экологической эффективности и оказания помощи в её повышении является экологический аудит.

Экологический аудит (или экоаудит) – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовку рекомендаций по улучшению такой деятельности (от 10.01.2002 г. закон РФ "ОС").

Экологическое аудирование – экспертиза и анализ деятельности и отчётности хозяйствующего субъекта уполномоченными на то юридическими (аудиторская организация) или физическими (эколог-аудитор) лицами с целью определения их соответствия действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности, проведение консультаций и выдача рекомендаций.

Цели экоаудита:

  • контроль достоверности выдаваемой предприятием экологической информации;

  • проверка соответствия объекта экологическим требованиям;

  • оценка существующей системы управления окружающей среды и здоровья работников;

  • оценка рисков от регулируемых и не регулируемых воздействий на среду.

Формы экоаудита:

  • добровольный, проводимый по инициативе предприятия;

  • обязательный, проводимый по специальному разрешению государственных органов, настоянию акционеров или населения близлежащих районов.

Объекты экоаудита: сырьё; продукты питания, пищеблоки; технологические процессы; продукция; выбросы в атмосферу; сточные воды; отходы; средства индивидуальной и коллективной защиты; техника безопасности; положение о политике Компании в области охраны труда и окружающей среды; экологический паспорт предприятия и др.

По проведению экоаудита составляется экологическое аудиторское заключение и справка об аудиторской проверке природоохранной деятельности хозяйственного объекта.

Другим направлением, преследующим ту же цель, но в отношении иных экологически значимых объектов является их сертификация. Включение товаров и услуг в перечень обязательной экологической сертификации в соответствии с ст. 11 и 12 ФЗ "Об экологической экспертизе" служит основанием для их отнесения к объектам обязательной государственной экологической экспертизы [Доржиев, 2006].


4.5. Экологическая сертификация

В соответствии с Законом РФ (от 10.06.93 N 5151–1 "О сертификации продукции и услуг") сертификация продукции есть деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Экологическая сертификация (или экосертификация) – представляет собой комплексный многоаспектный анализ соответствия того или иного объекта экологическим требованиям и ограничениям с учётом интересов экологии человека, здравоохранения и охраны природы.

В область сертификации входят: продукция и технологические процессы; отходы производства и потребления; природные ресурсы и объекты ОС; экологические услуги.

Примерами могут служить сертификация жилых помещений и зон, стройматериалов и такого экологически значимого объекта, как автомобильные дороги. Сертификация предусматривает учёт множества показателей, включая анализ воздействия транспортных путей на прилежащие экосистемы, биоту, трофические цепи, а также выявление различных химических и физических (в том числе механических) патогенных агентов.

Экосертификация сходна с государственной экологической экспертизой, однако, объекты сертификации – готовая продукция (новая техника, материалы, вещества).

Виды экологической сертификации:

  • обязательная – означает, что государство берёт на себя защиту общественных интересов, связанных с обеспечением экологических интересов населения и охраны окружающей природной среды, рационального использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов и в других предусмотренных законодательством случаях. Для проведения обязательной экологической сертификации Госкомэкологии РФ составляет и утверждает перечни объектов, подлежащих обязательной экосертификации. Порядок проведения сертификации определяется Правительством РФ;

  • добровольная – осуществляется в тех случаях, когда в законодательных актах РФ не предписана обязательная сертификация и проводится по инициативе заявителя-природопользователя или юридического лица, выполняющего распорядительные функции в области использования природных ресурсов, на основе договора между органом по сертификации и заявителем.

Государственным органом, ответственным за формирование и реализацию государственной политики в области сертификации, установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации на территории России, является Госстандарт России. Управление сертификацией в сфере охраны окружающей среды является Государственный комитет РФ по охране окружающей среды.