ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пример выполненной самостоятельной зачетной работы
[текст исследуемой статьи]
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ И СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 10 ЛЕТ
Т.С. Комарова
доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий
Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова,
Заслуженный деятель науки РФ,
действительный член, академик-секретарь бюро отделения
Международной академии наук педагогического образования
Статья посвящена раскрытию актуальной проблемы – выявлению и развитию одаренности и способностей детей от рождения до 8–10 лет в условиях художественно-эстетической образовательной области.
Ключевые слова:дети от рождения до 8–10 лет, выявление и развитие одаренности и способностей детей, условия развития одаренности и способностей детей, художественно-эстетическая образовательная область, развитие познавательных и художественных психологических качеств; основы педагогических технологий формирования одаренности и способностей, сенсорные основы развития способностей ребенка.
DE VELOP MENT OF ENDO WMENTS AND ABILITIES
OF CHILDREN FRO M THEIR BIRTH TO 10 YEARS OF AGE
T.S. Komarova
doctor of pedagogical, professor,
the head of the Department of Elementary Education and Pedagogical Technologies
of the Sholokhov Moscow State University for the Humanities,
Honored Science Worker of the Russian Federation,
full member and academician-secretary of Division Office
of the International Teacher’s Training Academy of Science
This article is devoted to the uncovering of the topical issue – discovery and development of endowments and abilities
of children from their birth to 8–10 years of age in the conditions of artistic and aesthetic field of education.
Key words: children from birth to 8–10 years of age, discovery and development of endowments and abilities of children,
conditions for the development of endowments and abilities of children, artistic and aesthetic field of education,
development of cognitive and artistic psychological qualities, basic principles of pedagogical technologies for the
formation of endowments and abilities, sensory bases for the development of abilities of a child.
6
(1) В Федеральном государственном образо-
вательном стандарте дошкольного образова-
ния (ФГОС ДО), являющимся основой для
разработки и реализации примерных основ-
ных образовательных программ дошкольно-
го образования, представлены пять образо-
вательных областей. Эти образовательные
области выделены в стандарте как важней-
шие составляющие направления воспита-
ния и развития ребенка на всем протяже-
нии дошкольного детства, которые должны
обеспечить всестороннее развитие детей,
их подготовку и последующую адаптацию
к школе, создать надежную базу для даль-
нейшего успешного овладения учебной дея-
тельностью в школе. На решение этой важ-
ной задачи нацеливают педагогов и прин-
ципы ФГОС. Новое знание: анализ стандарта (выводные суждения), актуальность статьи/исследования.
(2) Гуманизация и демократизация общества
в целом и образования в частности тре-
бует создания условий для максимальной
реализации способностей и потенциальных
возможностей каждого человека. Решение
этой задачи предполагает овладение каж-
дым ребенком общественно-историческим опытом многих предшествующих поколе-
ний людей. Приобщение к богатствам ду-
ховной культуры общества позволит уча-
щемуся определить свои интересы. Но овла-
дение духовной культурой необходимо еще
и для того, чтобы сформировать духовно
богатую личность, характеризующуюся бо-
гатством и разносторонностью интересов. Новое знание: актуальность, постановка проблемы.
(3) Воспитание и обучение детей младшего
возраста, по мнению экспертов ЮНЕСКО,
должно осуществляться с рождения. Об этом
говорится в докладе Всемирной организации
«Всемирный доклад по мониторингу прог-
раммы ЮНЕСКО «Образование для всех»
(2007 г.). Старое знание: выводное суждение. Замечание: нет ссылки.
(4)Первая глава этого доклада так и назы-
вается: «Обучение детей начинается с рож-
дения». В ней раскрываются задачи такого
обучения, его содержание, которое может
осуществляться родителями и педагогами.
В докладе предлагается новая специальная
аббревиатура – ВОДМ (воспитание и обуче-
ние для малышей (или детей младшего воз-
раста)). Для названия наиболее подходящим
термином будет «воспитание», за которым
должно быть «обучение» («образование», по
мнению экспертов ЮНЕСКО, не точное в
данном случае слово, его значение расплыв-
чато). Старое знание: умозаключение.
(5) В докладе говорится о том, что воспиты-
вать и обучать детей раннего возраста долж-
ны подготовленные родители и педагоги. Старое знание: выводное суждение.
(6) Особенно важно, чтобы дети получали
всестороннее развитие, которое может обеспечить широкое эстетическое воспитание и обучение, и развитие основ одаренности и способностей. Старое знание: выводное суждение.
(7) Одна из актуальнейших проблем дош-
кольного и школьного обучения, воспитания
и развития в нашей стране и за рубежом –
проблема выявления воспитания, обучения и
развития одаренности и способности у детей. Блоки нового: актуальность, проблема.
(8) Каждое развитое государство заинтересо-
вано во всестороннем развитии детей с пер-
вых дней жизни. Об этом писали крупней-
шие педагоги мира (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фрёбель, а затем К.Д. Ушинский, М. Монтессори, В.М. Бехтерев, Б.М. Теплов, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, А.В. Запорожец и др.). Блоки нового: теоретическая база исследования. Они подчеркивали необходимость развивать у детей органы чувств, важнейшие психологические процессы. Все названные ученые – педагоги и психологи – отстаивали положение о необходимости непосредствен-
ного знакомства с предметами и объектами
действительности, постепенно развивать у
детей умение выделять свойства и качества
предметов, формировать умение вниматель-
но рассматривать предметы и объекты (рас-
тения, животных, насекомых, явления при-
роды и т.п.), сравнивать, выделяя их сходст-
во и различия. Блоки нового: обобщение предыдущего опыта.
(9) Большое значение для развития органов
чувств, операций сравнения, выделения об-
щего и единичного, подводя детей к выво-
дам и обобщениям, имели фундаменталь-
ные исследования по проблеме сенсорного
развития и воспитания детей дошкольного
возраста в НИИ дошкольного воспитания
АПН РСФСР в 1060-х гг. Логическая ошибка: нарушена причинно-следственная связь (фундаментальные исследования не могут подводить детей к выводам и обобщениям). Блоки нового: оценка предшествующего опыта, подведение итогов. В результате этих исследований были опубликованы 4 книги: «Сенсорное воспитание дошкольников» (под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. – М., 1963); «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду» (под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. – М., 1965); «Сенсорное воспитание в детском саду» (под ред. Н.П. Саулиной. – М., 1968); «Генезис сенсорных способностей» (под ред. Л.А. Венгера. – М., 1976). Последняя книга была переведена на итальянский язык и издана в Италии. Старое знание: информация о публикации. Авторизация: отсылка к источнику.
(10)Развитие органов чувств и сенсорных
процессов, осуществляемых на этой основе,
необходимо для формирования различных
способностей у детей дошкольного и млад-
шего школьного возраста. Особое значение это положение имеет для развития таких психических процессов, как ощущение, вос-
приятие, внимание, образные представле-
ния мышления, воображение, память. Все
эти психические процессы являются базой
для формирования творчества, включающе-
гося как неотъемлемый компонент в любые
способности. Постепенное овладение творчеством в разных видах деятельности и в разных направлениях развития способностей происходит в процессе эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Блоки нового: авторское умозаключение; комментарий к постановке вопроса, актуальность.
(11) В своей работе по развитию у детей до-
школьного и младшего школьного возраста
одаренности и способностей мы придержи-
ваемся точки зрения Б.М. Теплова о том, что
способности не наследуются, а формируют-
ся. Блоки нового: называется тема, цель исследования. Старое знание: выводное суждение, Авторизация: вводный компонент. Ошибка: отсутствие отсылки.
(12) Также мы основывались на положения
величайших педагогов и психологов мира и
России Метатекст-оценка (Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци,
Ф. Фрёбеля, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинско-
го, С.Т. Шацкого, В.М. Бехтерева, Т. Либер-
ти, Р. Коррадо, Е.И. Игнатьева, Б.Ф. Ломова,
А.М. Матюшкина, А.И. Савенкова и др.) Блоки нового: теоретическая база исследования.
(13) Эстетическое воспитание – важнейшая
часть всестороннего воспитания личности.
Без эстетического воспитания невозможно
сформировать гармонически развитого, ду-
ховно богатого человека с высоко развитыми
эстетическими чувствами, представлениями
о прекрасном в жизни и искусстве, эстети-
ческим отношением ко всему, что окружает.
Для эстетического развития личности ре-
бенка огромное значение имеет организация
разнообразной художественной деятельности
(изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой, театрализованной и др.). Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей и эстетического вкуса и способностей.
(14) Содержание, формы и методы работы
с детьми по их эстетическому воспитанию
должны быть направлены на разносторон-
нее развитие детей. Для этого используют-
ся все средства эстетического воспитания:
окружающая среда, искусство, природа, ху-
дожественная деятельность. Блоки нового: авторское умозаключение; комментарий к постановке вопроса, актуальность.
(15) В.А. Сухомлинский подчеркивал, что
ребенок по своей природе – пытливый исс-
ледователь, открыватель мира. Так пусть
же перед ним открывается чудесный мир в
живых красках, ярких и трепетных звуках,
в сказке и игре, в собственном творчестве,
в красоте, воодушевляющей его сердце, в
стремлении делать добро людям. Через сказ-
ку, фантазию, игру, через неповторимое детс-
кое творчество – верная дорога к сердцу
ребенка. «Я буду так вводить малышей в ок-
ружающий мир, – говорил замечательный
педагог, – чтобы они каждый день открыва-
ли что-то новое, чтобы каждый шаг был пу-
тешествием к истокам мышления и речи – к
чудесной красоте природы. Буду заботиться
о том, чтобы каждый шаг познания облаго-
раживал сердце и закалял волю» [12, с. 33]. Старое знание: выводное суждение. Авторизация: вводный компонент, отсылка к источнику.
(16) Принципы, на которых строилась Программа нашей работы:
1) построение программы на научных основах;
2) учет индивидуальных и психологических
особенностей детей, их интересов; системность и последовательность в решении
задач воспитания и обучения детей;
3) взаимосвязь педагогов и родителей как
главных институтов обучения, воспитания
и развития детей и подготовки их к после-
дующему обучению в школе и к жизни;
4) «обучение ведет за собой развитие»
(Л.С. Выготский);
5) интеграция всех образовательных об-
ластей как средство прочного и целостного
знания о мире;
6) уважение к детям и их деятельности,
ее результатам.Блоки нового: принципы работы.
(17) Разрабатывая нашу систему формиро-
вания у детей художественно-творческих
способностей, мы опирались на следующие
положения, обоснованные нами:
1) в основе формирования художествен-
но творческих способностей лежит сенсор-
ное развитие детей, развитие образного вос-
приятия, образных представлений, сенсомо-
торное развитие;
2) овладение изобразительной деятель-
ностью основывается на развитии психических процессов, необходимых для создания образа в рисунке, лепке, аппликации, игре и других объектах и явлениях, вызвавших у детей интерес, желание передать свои впечатления в значимой для них деятельности.
3) Основываясь на работах отечествен-
ных и зарубежных ученых, а также на на-
ших многолетних исследованиях, мы вы-
делили ведущие психические процессы, без
формирования которых ребенок не сможет
успешно овладевать художественно-творчес-
кой деятельностью и без развития которых
не удастся сформировать способности де-
тей. К этим качествам мы отнесли восприя-
тие, образные представления и мышление,
воображение, эмоциональное положитель-
ное отношение к искусству, окружающему
миру и деятельности, овладение не только
простыми, но и обобщенными способами
художественной деятельности, а также вни-
мание, память и волю, которые формируют-
ся в разнообразных видах художественной
деятельности. Но формируются они не сами
по себе, а при условии руководства педагога;
4) опытно-экспериментальная работа с
детьми по подготовленной научно-исследо-
вательской программе, которая осуществля-
лась не отдельными педагогами, а всем кол-
лективом дошкольного учреждения и экспе-
риментальных классов школ. Новое знание: эмпирическая база исследования + цель работы + тезисы автора..
(18) По разработанной нами концепции ис-
следования наиболее эффективными мето-
дами и приемами формирования художественных способностей нам представляется система методов и приемов, которая была создана отечественными дидактами И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным, основанная на содержании образования и направленная на его усвоение, соответствующая интеллектуально-художественному и эмоциональному развитию ребенка. Ученые исходили из
положения о том, что ребенок развивается
путем усвоения общественно-историческо-
го опыта многих поколений людей, кото-
рый включает такие содержательные стороны опыта, как знания, навыки и умения, творчество, опыт эмоционального отношения кокружающему. Каждому содержанию определяются свои методы. Старое знание: выводное суждение. Авторизация: вводный компонент. Ошибки: отсутствие ссылки, нарушение логики (что же было вначале – идеи Лернера и Скаткина или авторская концепция исследования?).
(19) Счастье детей дошкольного возраста в
том, что они любят учиться, узнавать новое,
им нравится овладевать разнообразными умениями.
(20) В основе развития любых способностей
детей дошкольного и младшего школьного
возраста лежит опыт непосредственного по-
знания предметов и явлений. Необходимо
развивать все виды восприятия, включать в
процесс освоения формы и величины пред-
метов, их частей, движения кистей обеих
рук (или пальцев) поочередно, чтобы образ
движения рук закреплялся и на его основе
ребенок мог создавать изображение. Этот
опыт следует постоянно обогащать, разви-
вать, формируя образные представления об
уже знакомых предметах. Необходимо сен-
сорное и сенсомоторное развитие детей –
«ум ребенка на кончиках пальцев». Блоки нового: актуальность, выводные суждения (=тезисы автора)..
(21) Для того чтобы выработать у детей сво-
боду творческого решения, необходимо на-
учить их формообразующим движениям,
движениям рук для создания изображений
разнообразных форм, сначала простым, а за-
тем более сложным. Это позволит им изоб-
ражать разнообразные предметы и явления
окружающего мира. Чем лучше ребенок ов-
ладеет формообразующими движениями во
второй младшей группе, тем легче и свобод-
нее он будет создавать изображения любых
предметов, проявляя творчество. Известно,
что всякое целенаправленное движение мо-
жет быть произведено на основе имеющихся
представлений о нем. Представление о дви-
жении, производимом рукой, формируется
в процессе зрительного и кинестетическо-
го (двигательно-осязательного) восприятия.
Формообразующие движения руки в рисо-
вании и лепке различны: пространственные
свойства изображаемых предметов в рисун-
ке передаются линией контура, а в лепке –
массой и объемом. Движения руки при ри-
совании различаются по характеру (по силе
нажима, размаху, длительности), поэтому мы
будем рассматривать каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно.
Назовем основные условия развития одаренности и способностей у детей.
Роль педагога в обучении, воспитании,
развитии очень велика. Учителя, воспитателя
ничем заменить невозможно. Чтобы вос-
питывать, обучать и развивать ребенка, пе-
дагог должен сам учиться и развиваться всю
жизнь. Новое знание: выводные суждения, тезисы автора. Об этом писали С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. В произведениях А.П. Чехова убедительно показано, что учитель тесно связан с окружающим его обществом, которое влияет на формирование его интересов, образ жизни, содержание свободного времени педагога и определяет его культурный и профессиональный опыт. Об этом также писал К.Д. Ушинский. Новое знание: аргументы, в качестве которых привлекаются идеи педагогов прошлого и писателей.
(22) Особое значение имеет среда, в которой
воспитывается ребенок. Следует подчеркнуть, что в Федеральных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется именно среде. Новое знание: выводное суждение и ссылка на стандарт как аргумент.
Среда многофункциональна: она позволяет ребенку приобретать жизненный опыт, видеть взаимосвязь разных предметов в эстетической развивающей среде (мебель, игрушки, произведения искусства и др.), направлена на интеллектуальное, нравственное, эстетическое (формирование эстетического вкуса, эстетического восприятия) развитие детей, способствует развитию творчества (организа-
ция среды для разнообразных творческих
деятельностей), удовлетворяет потребности
ребенка в красоте, общении, удобстве, дея-
тельности (все необходимое – под рукой, и
т.д.), позволяет устанавливать содержатель-
ные контакты с людьми.
(23) Большое значение в решении задач эсте-
тического воспитания и формирования ху-
дожественно-творческих способностей мы
придаем интеграции всей воспитательно-
образовательной работы с искусством и раз-
нообразными видами художественно-твор-
ческой деятельности. При этом мы понимаем
интеграцию как глубокую и разносторон-
нюю взаимосвязь и взаимопроникновение
содержания окружающей жизни и разнообразных видов деятельности и искусства. Новое знание: дефиниция.
Цель интеграции – способствовать разно-
стороннему развитию ребенка, который бла-
годаря интеграции познает объект с раз-
ных сторон: с позиции искусства, с помощью
средств выразительности каждого вида и т.п.
Это обеспечивает возникновение и развитие
ассоциаций на основе эстетического восприятия, сравнения, выделения средств выразительности каждого вида искусства и художественной деятельности, обогащается художественный и эстетический опыт детей, развивается их воображение, творчество, способности. Новое знание: раскрытие сущности понятия.
(24) В заключение необходимо подчеркнуть
и такой аспект развития одаренности и спо-
собностей, который в настоящее время яв-
ляется весьма актуальным как никогда.Ошибка: логика и грамматика этого предложения нарушены (о каком же аспекте идет речь?).
(25) Доказательством того, что одаренность
и способности не врождены (нетипичная для русского языка грамматическая форма, правильно: «не являются врожденными»), а формируются прижизненно в процессе осуществления деятельности, без которых она не может осуществляться успешно (положение, обоснованное результатами исследования Б.М. Теплова) при соответствующих условиях, главным из которых является работа по специально созданной программе. Способности могут быть сформированы и у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Старое знание: выводное суждение, Авторизация: вводный компонент. Ошибка: отсутствие ссылки.
Это касается тех способностей, которые основаны на развитии органов чувств, которых не коснулось ограничение здоровья. В истории развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья есть примеры такого развития способностей. Одним из ярких тому подтверждений является жизнь и деятельность О.И. Скороходовой, которая в результате перенесенной болезни в дошкольном детстве лишилась зрения и слуха. Она провела исследование и описала свой опыт в работе «Как я воспринимаю и понимаю
мир». Новое знание: выводное суждение, ссылка на опыт Скороходовой используется как аргумент.
(26) Дети с ОВЗ могут быть талантливыми в
другом направлении, не затронутом болез-
нью. Американская мама ребенка-аутиста
К. Барнетт написала книгу «Искра божья,
или как воспитать гения». В предисловии к
этой книге подчеркивается, что эта книга –
трогательная история матери, сумевшей
развить неординарные способности сына-
аутиста. Она пишет, что ее сына Джейка
считают гением математики и естествен-
ных наук. Он начал изучать курс старшей
школы по математике, астрономии и физике
в возрасте 8 лет, а когда ему исполнилось 9
лет, его приняли в университет. Некоторое
время спустя он начал работать над своей
оригинальной научной темой в области тео-
рии относительности. В то лето, когда Джей-
ку исполнилось 12 лет, ему предложили
оплачиваемую работу в должности исследо-
вателя в области физики в университете [11]. Новое знание: выводное суждение, ссылка на опыт К. Барнетт используется как аргумент.
(27) Подобные факты описаны и в публика-
циях родителей наших детей, а также мно-
гих ученых.
Литература
1. Бехтерев В.М. Объективное исследо-
вание нервно-психической сферы в мла-
денческом возрасте // Проблемы развития и
воспитания человека. Избранные психоло-
гические труды / под ред. А.В. Брушлинско-
го и В.А. Кольцовой. – М.–Воронеж, 1997.
2. Карпова С.И. Проблема детской ода-
ренности на современном этапе развития
образования. – Одинцово, 2008.
3. Комарова Т.С. Обучение детей техни-
ке рисования. – М.: Педагогическое общество
России, 2007.
4. Комарова Т.С. Детское художествен-
ное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
5. Комарова Т.С. Развитие художествен-
ных способностей дошкольников. – М.: Мо-
заика-Синтез, 2014.
6. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция
в системе воспитательно-образова-
тельной работы детского сада. – М.: Мозаи-
ка-Синтез, 2014.
7. Мейман Э. Лекции по эксперименталь-
ной педагогике. – Ч. 3. – М., 1913.
8. Сакулина Н.П. Рисование в дошколь-
ном детстве. – М.: Просвещение, 1965.
9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуаль-
ных различий. – М.: Изд-во АПНРСФСР,
1961.
10. Ушинский К.Д. Человек как предмет
воспитания. Опыт педагогической антропологии
// Пед. соч.: в 10 т. – Т. 8 / гл. ред.
А.М. Еголин. – М.–Л.: АПН РСФСР, 1950.
11. Барнетт К. Искра божья или как вос-
питать гения / пер. с англ. Н.Г. Касьяновой.
М.: ЗАО Центрполиграф, 2013.
12. Сухомлинский В.А. Избранные произ-
ведения. – Киев, 1980.
Комментарий студента-магистранта:
Статья Т.С. Комаровой «Развитие одаренности и способностей у детей от рождения до 10 лет» описывает проблему выявления и развития одаренности и способностей детей от рождения до 8-10 лет в условиях художественно-эстетической образовательной деятельности, что связано с темой моей магистерской диссертации, это и послужило причиной выбора ее для данного анализа. Электронный вариант статьи был взят по ссылке: http://elibrary.ru/item.asp?id=24919731.
1. Старое знание
Старое знание представляется автором текста в основном в виде пересказа, а также цитат из научно-популярной литературы. Автором статьи используются основной тип старого знания «старое знание – выводное суждение» и дополнительный – «информация о публикации» (см. абзац 9). Основные функции старого знания в статье: представление содержания предпосылочного знания, актуального для формирования авторской концепции, с подчеркнутым выражением преемственной связи нового знания с предшествующим; ссылка на авторитетное мнение предшественника с целью аргументации собственной позиции и подтверждения обоснованности нового знания; представление читателю научно-биографической информации об авторах цитируемых текстов. Помимо ссылок на научные работы, автор широко использует ссылки на учебные стандарты, научно-популярную и художественную литературу. Однако они, скорее, относятся уже к новому знанию – как подбор иллюстраций и необходимых аргументов для доказательства каких-либо тезисов автора.
-
Новое знание
В статье представлены следующие блоки нового знания:
Актуальность (абзацы 1, 2, 7, 10, 14, 20)
Новизна (отсутствует)
Теоретическая база исследования (8, 12)
Тема, задача исследования, цель (11, 17)
Принципы построения программы (16)
Оценка предшествующего опыта, комментарий (8, 9, 10)
Эмпирическая база исследования (17)
Авторские умозаключения (=тезисы) (13, 14, 17, 20, 21, 22, 24)
Аргументы авторской позиции (21, 22, 25, 26)
Дефиниция термина «интеграция» (23), раскрытие понятия (24)
Выводы, итоги работы (отсутствуют)
-
Метатекстовая рамка
В своей статье автор очень широко использует метатекст, его функциональное назначение обширно – это и для привлечения внимания к отдельным частям статьи (5, 10, 22, 23 и пр.), и для выражения достоверности излагаемой информации (17, 18, 21 и пр.), и для выражения своей оценки (9, 6, 7, 12, 16, 24).
Среди примеров метатекста можно выделить: «доказательством того», «особое значение», «мы отнесли», «по мнению» и прочее.
-
Реферат-резюме
В статье «Развитие одаренности и способностей у детей от рождения до 10 лет», помещенной в журнале «Педагогическое образование и наука» № 3 за 2015 год, рассматриваются проблемы выявления, воспитания, обучения и развития одаренности у детей от рождения до 10 лет.
Автор статьи – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, Заслуженный деятель науки РФ, действительный член, академик-секретарь бюро отделения Международной академии наук педагогического образования – Комарова Тамара Семеновна.
Статья посвящена раскрытию актуальной проблемы – выявлению и развитию одаренности и способностей детей от рождения до 8-10 лет в условиях художественно-эстетической образовательной области. Имеется некоторое несоответствие заголовка и аннотации статьи: статья называется «Развитие одаренности и способностей у детей от рождения до 10 лет», а в аннотации возраст указывается несколько иначе, «8-10 лет». Остается вопрос и о причинах выбора данного возрастного периода.
В статье делается акцент на важности эстетического воспитания, излагаются наиболее эффективные, по мнению автора, методы и приемы формирования художественных способностей у детей, описываются принципы и положения программы, разработанной автором и направленной на формирование у детей художественно-творческих способностей, рассматриваются основные условия развития одаренности и способностей у детей. Кроме того, в статье отмечается значимость интеграции всей воспитательно-образовательной работы с искусством и разнообразными видами художественно-творческой деятельности при формировании художественно-творческих способностей, а также описывается такой аспект развития одаренности и способностей, как формирование способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому в статье дается авторская дефиниция термину «интеграция» и развернутое описание данного понятия.
Сущность проблемы состоит в необходимости эстетического воспитания и формирования у детей художественно-творческих способностей, причем начиная с рождения.
Во введении (и затем еще неоднократно к этому возвращается) автор делает акцент на актуальность проблемы в условиях гуманизации и демократизации общества, обозначает важность и необходимость эстетического воспитания детей с целью развития способностей и последующего формирования одаренности.
В основной части излагается материал, полученный в ходе многолетних научных исследований разных лет, направленных на изучение развития и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также рассматриваются принципы и основные положения разработанной автором программы. Автор указывает, что «опытно-экспериментальная работа с детьми по подготовленной научно-исследовательской программе, осуществлялась не отдельными педагогами, а всем коллективом дошкольного учреждения и экспериментальных классов школ». Остается неясным, о каком именно дошкольном учреждении и экспериментальных классах школ идет речь, сколько лет велось исследование, было ли оно лонгитюдным или разрозненным и т. д.
В заключении речь идет о формировании способностей у детей с ограниченными возможностями. Данный факт автор описывает как доказательство того, что одаренность и способность не являются врожденными, а формируются прижизненно в процессе осуществления деятельности. Приводятся конкретные примеры развития одаренности у детей с ограниченными способностями.
Таким образом, анализ статьи показал, что автором проведена большая исследовательская работа по теме исследования, причем настоящая статья является, возможно, завершающей на пути исследования автором проблемы выявления и развития одаренности и способностей детей от рождения до 8-10 лет в условиях художественно-эстетической образовательной области. О большой, многолетней работе можно судить и по списку литературы, в котором фигурируют другие работы автора.
-
Ссылки, список литературы
В статье автор в большей степени использует такой способ изложения, как пересказ, хотя присутствует и использование цитат (преимущественно не из научной литературы). Старое знание зачастую вводится посредством авторизации (вводного слова), однако зачастую отсутствуют отсылки к источнику, что нарушает схему авторизации, затрудняя различение старого и нового в тексте.
Отсылки вводятся в квадратных скобках, согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографический список состоит из 12 источников и составлен по алфавиту, однако большинство из них не привязаны к телу статьи.
-
Рекомендации автору
-
Сконцентрировать актуальность исследования в начале статьи, обозначив новизну работы. Кратко описать результаты, которые были получены ранее, обозначить цель настоящей статьи. -
Конкретизировать эмпирическую базу исследования и объяснить выбранную возрастную границу для развития одаренности и способностей (8-10 лет). -
Прописать более подробно выводы исследования, а также обозначить зоны не изученного в данной теме, научные перспективы. -
Список литературы привязать к телу статьи, добавив в статью отсылки на список. -
Исправить логические ошибки (см. абзацы 18, 24).
Условные обозначения в тексте статьи:
Старое знание
Новое знание
Метатекст