Файл: Правовое государство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВУЗ

Тема: «Правовое государство»
Подготовила: ФИО, курс, группа

Москва, 2023

Термин «правовое государство», в том, насколько верно можно судить по переводным источникам, зародился давно, но активно начал закрепляться в конституциях разных стран в конце прошлого века, практически в одно и то же время. Например, в Китае это произошло в марте 1999 г. (ст. 5 Конституции Китайской Народной Республики), в Германии – в декабре 1992 г. (ст. 23 Основного закона ФРГ), в Польше – в апреле 1997 г. (ст. 2 Конституции Республики Польша), в Бразилии – в октябре 1988 г. (ст. 1 Конституции Федеративной Республики Бразилия)1 и т.д. В России, как известно, термин «правовое государство» появилось в тексте Конституции в октябре 1993 г. (ст. 1).

С появлением такого термина в нормативно-правовых актах, научные деятели в своих работах, стали активно рассуждать о его значении, а также о признаках, которые присущи правовому государству. Анализируя различную современную научную литературу, можно отметить несколько следующих подходов к пониманию термина «правовое государство»:

  1. правовое государство – это совокупность государственно-властных механизмов, действующих на законной и правовой основе в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан (позиция Бойцовой)2;

  2. правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права (позиция Нерсесянц)3;

  3. по П. М. Рабиновичу - государство, в котором юридическими средствами реально обеспечены максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека4;

  4. по В. Д. Зорькину - правовое государство представляет собой разумный способ соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма5;

  5. С. А. Комаров полагает, что «правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности»6.

Проанализировав выше предложенные определения, предлагается вывести собственное понятие правового государства. Под ним понимается функционирование государства в гражданском демократическом обществе, суверенная власть которого основана на приоритете права, реальном обеспечении статуса гражданина.


Как уже отмечалось ранее, в Конституции РФ, а именно в статье 1, отмечается, что Российская Федерация является правовым государством. Но так ли это является в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выявить признаки правового государства, исходя из вышеперечисленных определений.

Итак, существует несколько подходов. Чаще всего выделяют следующие признаки правового государства: господство права во всех сферах жизни общества; незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства; принцип разделения властей7. Иногда еще к этим признакам добавляют верховенство закона, означающий что любые нормативно-правовые акты должны соответствовать закону, в первую очередь Конституции РФ8.

Анализируя каждый из выше перечисленных признаков правового государства, рассмотрим, обладает ли ими российская правовая система «де-факто».

Итак, господство и верховенство права предполагает правовую организацию государственной власти, как видим, в РФ созданы и сформированы все государственные структуры строго на основе закона. В Конституции Российской Федерации содержатся отдельные главы регламентирующие полномочия и иные положения об органах власти. Например, глава Правительство РФ, данные положения основного закона нашли свое развитие и в Федеральном конституционном законе от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Также в указанный принцип включается правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. То есть по своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол властей. Такое положение подтверждается статьей 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.». Что в действительности соблюдается на практике. Господство и верховенство права предполагает и верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии, юридические начала жизни гражданского общества,

государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедеятельности общества положения и принципы. Часть 1 статьи 15 Конституции РФ. Л.А. Морозова отмечает, что важно также, чтобы конституционные нормы имели прямое действие, т. е. непосредственно реализовывались без каких-либо последующих актов, что также указывается в упомянутой 15 статье Конституции РФ.

Следующим принципом является незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности, означающий, что государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав. Данный принцип гарантирован статьей 19 Конституции РФ. Государством гарантируется равенство прав и свобод гражданина и человека независимо от расы, пола, национальности, происхождения, языка и так далее. Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам расовой, социальной, национальной и иной принадлежности. В России мужчины и женщины имеют равные права и свободы. На счет этого есть разные рассуждения ученых. Одни считают, что такой принцип соблюдается, другие полагают, что не в полной мере, ссылаясь на то, что, например, женщинам отказывают в трудоустройстве на различные виды работ. На мой взгляд, в настоящий момент законодательно сделан «прорыв» в данном вопросе, так как стало более заметно равноправие мужчин и женщин. Например, было введено право не только женщин, но и мужчин, лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, брать дополнительные оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком инвалидом9. Относительно равенства всех граждан, инвалидам предоставлено больше гарантий для реализации прав наравне со всеми гражданами10.

Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны государства,
своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению. Такие возможности предоставляет порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. В данном случае предполагается оспаривание в судебном и административном порядке.

Принцип разделения властей, как уже указывалось, предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. Данный принцип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному из государственных органов власть не принадлежит в полном объеме. Вместе с тем данный принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей власти на основе общих принципов.

Отмечается, что наличие указанных принципов для создания правового государства недостаточно. Необходимо наличие развитого гражданского общества (высокая его правовая культура, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдение и развитие демократических традиций народа); эффективная рыночная система экономики; соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от нарушений; формирование прогрессивного законодательства11 и др. Основываясь на мнения правоведов, можно сказать о том, что Россия стремится к налаживаю этих сфер, в том числе активно развивается гражданское общество, также посредством создания различных правовых механизмов, повышается эффективность рыночной экономики.

Таким образом, можно утверждать о том, что Российская Федерация обладает признаками правового государства, но все же находится в завершающей стадии его формирования. Такого мнения придерживается и председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин, говоря о том, что основы правового государства в РФ созданы, но мы пока не достигли его идеала, чье мнение полностью поддерживаю, основываясь на приведенных выше аспектах.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 №1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.07.2020, N 31, ст. 4412

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 3.

  3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563

  4. Бойцова В. В. Правовое государство – гарантия реализации прав и свобод граждан // Вестник ЛГУ. Сер. 6. 1990. №1. С. 122

  5. Зорькин В. Д. Право в условиях глобальных перемен. - М. : норма, 2013. - 496 с

  6. Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие / отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Изд-во «Юрайт»; ИД «Юрайт», 2011. 795 с.

  7. Комаров С.А. Общая теория права: Учебник. – СПб.: Питер, 2006. С. 206.

  8. Нерсесянц В. С. Концепция социалистического правового государства в контексте истории учений о праве и государстве // Социалистическое право и государство: проблемы и суждения. М., 1985. С. 51

  9. Рабинович П.М. Сфера и пределы правового регулирования: понятие, виды, факторы развития. – В кн.: XXVII съезд КПСС и развитие теории государства и права. Свердловск, 1987, с. 53.

  10. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. - 510 с.; 22 см. - (Российское юридическое образование).; ISBN 978-5-699-40069-0

1 Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие / отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Изд-во «Юрайт»; ИД «Юрайт», 2011. 795 с.

2 Бойцова В. В. Правовое государство – гарантия реализации прав и свобод граждан // Вестник ЛГУ. Сер. 6. 1990. №1. С. 122

3 Нерсесянц В. С. Концепция социалистического правового государства в контексте истории учений о праве и государстве // Социалистическое право и государство: проблемы и суждения. М., 1985. С. 51

4 Рабинович П.М. Сфера и пределы правового регулирования: понятие, виды, факторы развития. – В кн.: XXVII съезд КПСС и развитие теории государства и права. Свердловск, 1987, с. 53.

5 Зорькин В. Д. Право в условиях глобальных перемен. - М. : норма, 2013. - 496 с

6 Комаров С.А. Общая теория права: Учебник. – СПб.: Питер, 2006. С. 206.

7 Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. - 510 с.; 22 см. - (Российское юридическое образование).; ISBN 978-5-699-40069-0