Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное ОБЩЕобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым
Разработка внеурочного мероприятия
по факультативу
«занимательная математика»
Для 3 – Б класса
направление общеинтеллектуальное
Подготовила:
Учитель начальных классов
Пластюк М.С.
г. Красноперекопск 2020 г.
Тема: Пифагор и его школа.
Цель деятельности учителя: 1)развить интеллектуальную культуру средствами математики.Способствовать развитию умений и знаний по воспроизведению таблицы умножения, применять знание данной таблицы при вычислении значений числовых выражений и решении задач;2)воспитание самостоятельности, культуры общения
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся со школой Пифагора; научатся воспроизводить по памяти таблицу умножения с использованием таблицы Пифагора, применять
знание данной таблицы при вычислении значений числовых выражений и решении задач.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу мероприятия, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения.
Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира
Организационная форма деятельности: математическая викторина
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, демонстрационный материал.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент.
Притча о цифрах.
- Послушайте притчу.
Жил на свете великий мастер по стрельбе из лука, у него обучалось много учеников. На одном из уроков, повесив мишень на дерево, он спросил у учеников: – Что Вы видите?
Первым последовал ответ: – Я вижу дерево, на котором висит мишень.
Затем он услышал: – Красивый ствол дерева, поющие птицы, которые летают около дерева, зеленая листва…..
Было много ответов, они походили один на другой.
И вот учитель подошел к своему лучшему ученику и спросил:
- А что видишь Ты?
- Я вижу только мишень, так как это - моя цель! – ответил он.
Учитель медленно повернулся к остальным ученикам и сказал:
- Только такой человек сможет попадать в цели.
- Для чего я вам прочитала притчу?
(Чтобы были внимательными, собранными и сосредоточенными на своей цели)
- Я желаю вам дружной и интересной работы.
Учитель:
Слайд 1
Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок на веселый праздник математики. Не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку.Наши команды уже прибыли, это лучшие математики, которые не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи, любознательны, живут весело и дружно.
Слайд 2
О, математика земная, гордись прекрасная собой. Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой. Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли, Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли! В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил. Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил. Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела Твоя немеркнувшая слава в веках бессмертье обрела. Я славлю разум человека, дела его волшебных рук, Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!
2. Задание разминка. Слайд 3
Учитель:
Выполните примеры, расставить ответы в порядке возрастания и прочитайте слово.
-
Найдите четвёртую часть от 40? (10) Г -
Сколько будет 7*7 ? (49) О -
Периметр квадрата 36см. Чему равна сторона квадрата? (9) А -
Решите уравнение 3*x=21 (7) Ф -
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50) Р -
На лесопильном заводе каждую минуту машина отпиливает от бревна кусок в 1 метр. Через сколько минут машина распилит бревно в 5 метров?(4) П -
Одно яйцо варится 5 минут, за сколько минут сварится 4 яйца?(5) И
Слайд 4. Учитель:
Какое слово получилось?(Пифагор)
Название сегодняшней интеллектуальной игры называется «Пифгор и его школа».
.
Ученик:
Пифагор – древнегреческий ученый, жил в 5-6 веке до нашей эры. Родители Пифагора были Мнесарх и Партенида. Рождение Пифагора было предсказано жрицей Пифией. Потому и назвали ребенка Пифагором, что означает «тот, о ком объявила Пифия». Жрица сообщила, что Пифагор принесет пользы и добра людям столько, сколько не принесет в будущем никто другой.
Пифагор дал название науке о смысле жизни - философии. Также он сформулировал теорему, носящую его имя – теорему Пифагора. Он утверждал, что именно цифры правят миром и считал, что все имеет величину, поэтому все вещи можно сравнить с числами.
Пифагор основал первую философскую школу. В ней изучали самые разнообразные науки: математику, геометрию, астрономию, музыку. Но самая главная задача школы была в познании любви ко всему сущему. Обучение в этой школе длилось многие годы и делалось на этапы.
1 этап- прием в школу - был весьма необычен. Школа не стремилась набрать как можно больше учеников. Наоборот, Пифагор отправлял кандидата обратно, советуя прийти через 3 года.
2 Этап. После прошествии 3 лет человек попадал в школу и становился акусматиком – слушателем. Все пять или семь лет, пока человек проходил эту ступень, он трудился и посещал специальные занятия, при чем все это происходило в полном молчании.
3 этап. Лишь после долгих лет такой работы акусматик становился настоящим учеником и переходил на следующую ступень обучения. Теперь он носил звание математика - «познающего». Для них занятия уже проводил сам Пифагор.
4 этап. Следующим этапом в школе Пифагора было посвящение себя служению людям, обществу и всем кто нуждается в защите. И когда ученики-математкии были готовы к этому, происходил выбор будущей специальности. Одни изучали экономику, другие медицину и т.д.
5 этап считался самой высокой ступенью школы. На этом этапе обучались политики – люди, которые способны управлять обществом.
Слайд. Известно, что годы, когда ученики Пифагора участвовали в государственных и других делах были очень благополучными. Пифагора также заботило физическое развитие его учеников. Он и сам участвовал в Олимпийских играх и два раза побеждал в кулачных боях. Около 40 лет ученый посвятил своей школе. После его смерти ученики сложили множество легенд о своем учителе.
Как уже говорилось, у Пифагора каждое число что-то символизировало. Например, число 10 считалось идеальным и символизировало Вселенную. В то время были известны только Солнце, Земля и пять планет.Число 9 считалось символом постоянства, поскольку все кратные девяти числа имеют сумму цифр опять -таки девять.
4.Математическая викторина (основная часть). Слайд 14
Наша игра будет состоять из нескольких конкурсов. За правильный ответ игроки каждой команды получают жетон.
1) КОНКУРС СМЕКАЛИСТЫХ.
По очереди каждой команде задаётся по 3 задачи (3 жетона за 3 правильные задачи)
1 команда:
1. Четверо играли в домино 2 часа. Сколько часов играл каждый?(2 часа)
2.На грядке сидело 6 воробьёв. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось сидеть на грядке? (0, так как все улетели)
3.Шла старуха в Москву. Ей навстречу 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (1 старуха)
2 команда: 1.На одной ноге петух весит 3 кг. А сколько он весит на двух ногах? (3 кг) 2.Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?( На дубе яблоки не растут) 3.Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (Одна машина – такси, остальные из села).
3 команда: 1.Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? ( по 30 км) 2. Несла женщина в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? ( Все разбились) 3. Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке пот 4шишки. Сколько всего шишек? (0, шишки на берёзах не растут).
Учитель:
Назовите арифметические действия, которые вы знаете. Используя эти арифметические действия , выполните следующее задание: 1 команда: 2222=8 2+2+2+2=8
2 команда: 2222=44 22+22=44
3 команда: 2222=111 222:2=111
Проверка.Слайд 15
2) КОНКУРС ВНИМАТЕЛЬНЫХ. Слайд 16
Задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 3 жетона.
Задачи: 1. В автобусе ехали 25 человек. На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека. На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек. На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек. На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек. На следующей остановке вышли 5 человек.
-Сколько было остановок?(5)
2. Летняя задача. На речке летали 12 стрекоз. Явились 2 друга и рыжий Барбос. Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла: Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
3. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз. На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен. А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван. Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом. И Бермудский крокодил тоже в гости заходил. Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз! Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
4. На рынке. Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки, Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки, И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки. Продавал Трофим на рынке. У прилавка все толпились, покупали, не скупились. И хвалили млад и стар и Трофима, и товар. Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на рынке? (10)
Физминутка. Слайд 17
3) КОНКУРС ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ. Слайд 18
Посчитать, сколько всего треугольников в квадрате?. (20)