Файл: Урок 100. И. Бунин Матери.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок 100. И. Бунин «Матери»

Цели: познакомить учащихся с произведением И. Бунина «Матери»; развивать навыки выразительного, правильного и осо­знанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать стихотворения с выра­жением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лириче­ском тексте; ставить вопросы к стихотворению.

Оборудование: портрет И. Бунина, выставка его книг; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворений.

III.Речевая разминка

—'Научитесь читать стихотворение скороговоркой, а затем выразительно.

Мама Милу с мылом мыла,

В глаз попало Миле мыло.

Мама Миле говорила:

Не сердись, дочурка Мила!

Не сержусь, — сказала Мила,

— Я выплакиваю мыло.

И. Демьянов

-О чем это стихотворение?

Что вы можете сказать о взаимоотношениях мамы и доч­ки? {Ответ. Они любят друг друга, относятся друг к другу с нежностью.)

IV.Постановка целей урока

Предположите, о чем или о ком мы будем сегодня читать. Сегодня мы будем читать стихотворения, посвященные Жен­скому дню.

А что это за день? Кто из вас знает? Когда он отмечается?

V.Работа по теме урока

1.Стихотворение И. Бунина «Матери»

(Учитель читает стихотворение на с. 116.)

Какие чувства вы испытали, слушая это стихотворение?

2.Словарная работа

Лампадка — небольшой сосуд с фитилем, наполняемый де­ревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей.

Кроткий (голос) — незлобивый, покорный, смирный.

Ангел — 1. В религиозных представлениях: сверхъестественное существо, служитель Бога и его посланец к людям (изображается крылатым отроком, юношей). 2. Ласковое обращение к кому-ни­будь (устар., разг.).

VI.Физкультминутка

Вдох и выдох!

Раз — присели!

Два — привстали!

Три — нагнулись

И достали до носка одной рукой. (Поочередно достают руками до

VII.Продолжение работы по теме урока

  • Прочитайте стихотворение на с. 116.

  • Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

  • Как вы понимаете последние строки?

  • Что вам вспомнилось при чтении этого стихотворения?

  • Придумайте вопрос к стихотворению. Задайте его классу.

  • Прочитайте стихотворение выразительно.


VIII.Рефлексия

  • Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал...

  • На этом уроке я похвалил бы себя за...

  • После урока мне захотелось...

  • Сегодня я сумел...

IX.Подведение итогов урока

Послушайте еще одно стихотворение о маме. Закончите его. Отражает ли оно ваши мысли?

Мама

Мама, очень-очень

Я тебя люблю!

Так люблю, что ночью

В темноте не сплю.

Вглядываюсь в темень,

Зорьку тороплю.

Я тебя все время,

Мамочка, люблю!

Вот и зорька светит.

Вот уже рассвет.

Никого на свете... (Лучше мамы нет.)

К. Кубилинскас

-Как вы поняли стихотворение?

-Как ваша мама заботится о вас?

X.Домашнее задание

Выучить стихотворение о маме или бабушке.

Урок 1 0 1. Е. Благинина «Посидим в тишине»

Цели: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа сти­хотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать стихотворения с выра­жением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лириче­ском тексте; ставить вопросы к стихотворению.

Оборудование: портрет и выставка книг Е. Благининой; кар­точки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения.

III.Речевая разминка

Прочитайте стихотворение медленно.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

П. Башмаков

Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

Прочитайте выразительно.

О чем рассказал нам автор в своем стихотворении? (Ответы детей.)

IV.Постановка целей урока

Как вы помогаете маме? Что вы делаете для того, чтобы она меньше уставала?

Как вы думаете, какое произведение мы будем сегодня чи­тать, на какую тему?

Сегодня мы с вами продолжим читать о маме.

V.Работа по теме урока

Разговор о

 Е. Благининой

На с. 119 прочитайте имя автора стихотворения «Посидим в тишине». (Е. Благинина.)

Что вы знаете о Е. Благининой?

Материал для учителя Елена Александровна Благинина (1903-1989) родилась в селе Яковлево Орловской губернии, недалеко от Мценска, в многодетной семье железнодорожника. Члены ее семьи хорошо знали и любили литературу,

народное творчество (отец организовал домашний театр, бабушка была удивительной сказительницей и любительницей песен). В доме часто зву­чали песни — петь не только любили, но и умели. В обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Благинина рассказала об этом писателю Владимиру Приходько: «В домаш­нем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраи­вались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника». Половичок линючий — речка, А печка — пышный царский дом... От страха мрет в груди сердечко, Пылает голова огнем. Меня затягивает илом, Заносит медленно песком. А ты зовешь таким унылым, Срывающимся голоском:

Сестрица моя, Аленушка!

Палач коварной ведьмой нанят,

Костры трещат на берегу.

А камень ко дну тянет, тянет

Так, что дохнуть я не могу.

Ой, братец мой, Иванушка!

Мы продолжать не в силах действа

И плачем громко — в три ручья —

От вероломства, от злодейства,

От горькой сказки бытия.

Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в стихо­творении «Сказка». Именно для домашнего театра начала она писать свои первые стихи, сказки и пьесы. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых... восемь лет!

Стихотворение «Посидим в тишине»

Прочитайте стихотворение самостоятельно. (Дети читают.)

Понравилось ли вам стихотворение? Чем оно вам понравилось?

VI. Физкультминутка

В небе плавает луна.(Плавные покачивания влево и вправо.)

В облака зашла она.

Раз, два, три, четыре, пять!(Хлопки в ладоши.)

Можем мы луну достать.(Руки вверх.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять! (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

Десять, девять, восемь, семь! (Ходьба на месте.)

Чтоб луна светила всем. (Тихо садятся.)

VII.Продолжение работы по теме урока

1.Обсуждение и выразительное чтение


На с. 119 рассмотрите иллюстрацию. Что изображено?

Почему девочка не стала играть?

С кем она разговаривала в комнате?

Что она сказала лучу?

Какой была реакция луча?

Задайте свои вопросы по стихотворению.

Прочитайте стихотворение выразительно.

2. Загадки

Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке... (бусы).

В ушках маминых сверкают,

Цветом радуги играют.

Серебрятся капли-крошки

Украшения... (сережки).

Край ее зовут полями,

Верх украшен весь цветами.

Головной убор-загадка —

Есть у мамы нашей... (шляпка).

Назовите-ка посуду:

Ручка прицепилась к кругу.

Блин испечь ей — ерунда.

Это же... (сковорода).

В брюхе у него вода

Забурлила от тепла.

Как разгневанный начальник,

Быстро закипает... (чайник).

Это кушанье для всех

Мама сварит на обед.

И половник тут как тут —

Разольет в тарелки... (суп).

Пыль найдет и вмиг проглотит —

Чистоту для нас наводит.

Длинный шланг, как хобот-нос,

Коврик чистит... (пылесос).

Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг —

Имя у него...(утюг).

Вот на лампочке колпак

Разделяет свет и мрак.

По краям его ажур —

Это дивный...(абажур).

Полосатый зверь у мамы

Блюдце выпросит сметаны.

И, поев ее немножко,

Замурлычет наша...(кошка).

3.Составление рассказа

Составьте рассказ о своей маме. Подумайте, какие посло­вицы можно включить в рассказ.

VIII.Рефлексия

Что вы узнали на уроке?

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

IX.Подведение итогов урока

Какое произведение мы читали на уроке?

Что вы узнали об авторе?

X.Домашнее задание

Подготовить рассказ о маме, вставив в него пословицы.

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение медленно.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.
Речевая разминка

Прочитайте стихотворение медленно.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

Речевая разминка


Прочитайте стихотворение медленно.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья
Речевая разминка

Прочитайте стихотворение медленно.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение медленно.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья
Речевая разминка

Прочитайте стихотворение медленно.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение медленно.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья
Речевая разминка

Прочитайте стихотворение медленно.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья

Урок 102. Э. Мошковская «Я маму мою обидел...»

Цели: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа сти­хотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать стихотворения с выра­жением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лириче­ском тексте; ставить вопросы к стихотворению.

Оборудование: портрет и выставка книг Э. Мошковской; кар­точки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания