Файл: Рассмотрена и одобрена на заседании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки КЧР

Республиканское государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Карачаево-Черкесский педагогический колледж имени Умара Хабекова»

«К защите допускается

_______________

Замдиректора по УР

Хапчаева Т.Х.

«___» июня 2022 г.

Методы и приемы оценивания знаний младших

школьников на уроках Окружающего мира

как способ формирования УУД
Выпускная квалификационная работа

Специальность: 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Автор работы: студентка 4 курса А2 группы очного отделения шифр 181

___________________Халкечева Джамиля Далхатовна

Руководитель работы:

преподаватель естественнонаучных дисциплин

первой квалификационной категории,

___________________ Никитина И.А.
Черкесск, 2022


Тема рассмотрена и одобрена на заседании

пцк________________________________________

Протокол №___ от «___»____________2022г.

Председатель пцк________________/Никитина И.А./

Решением учебно-методической комиссии педколледжа

принято:

  1. работа прошла нормоконтроль успешно (с замечаниями)

  2. работа может быть допущена к защите.



Работа сдана на рецензирование:

Дата регистрации:

_____________

_____________

(подпись)

Результаты защиты:

___________________________ ___________________

Секретарь комиссии (ФИО) (подпись)

Содержание
Введение...................................................................................................................4

Глава I. Теоретические основы формирования УУД у младших школьников через оценивание знаний на уроках «Окружающего мира»……………….……………….

    1. Формирование УУД у младших школьников в психолого-педагогической литературе. .........................................................................................7

1.2. Методы и приемы оценивания знаний младших школьников на уроках «Окружающего мира». .................................................................................................

1.3. Анализ нормативных документов по проблеме исследования…………………...........................................................................................

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования УУД у младших школьников на уроках «Окружающего мира». ......................................31


2.1. Изучение и анализ состояния проблемы оценивания знаний у младших школьников на уроках «Окружающего мира». .........................................................

2.2. Деятельность учителя по использованию различных методов и приемов оценивания знаний младших школьников на уроках «Окружающего мира». .......

2.3. Разработка практических рекомендаций по способам формирования УУД у младших школьников через проверку знаний младших школьников.

Заключение............................................................................................................

Список использованных источников

Приложение………………………………………………………........................

Введение

Важнейшей образовательной задачей школы является не только предоставление обучающимся качественных знаний, но и их грамотная оценка.

Оценка является важным стимулом познавательной деятельности детей младшего школьного возраста. Сегодня при переходе начального общего образования на ФГОС встаёт вопрос внедрении в образование новых видов проверки, способов оценивания не только знаний, умений и навыков, но и универсальных учебных действий.

Многие ученые (Я. А. Коменский, Ш. А. Амонашвили, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. М. Полонский, Б. Г. Ананьев, Е. И. Перовский, А. Б. Воронцов, Ф. В. Костылев, М. А. Пинская и др.) в своих трудах рассматривали проблему оценивания достижений учащихся. Отечественными исследователями (М. А. Пинской, И. С. Фишман, Г. Б. Голуб и др.) освещается теоретическое обоснование проблемы ведения оценивания. Анализ изученной литературы по данной проблеме говорит об отсутствии единой модели оценивания достижений учащихся.

Основу исследования составили: теория развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов); психолого-педагогические исследования учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина); исследования по формированию контрольно-оценочной деятельности (Л. М. Фридман, Е. Д. Божович, Н. Ф. Талызина) и др.

Появились современные способы проверки, оценивания, например, таких, как компьютерное тестирование и разные варианты устных и письменных опросов знаний. Образовательная область «Окружающий мир» представляет широкие возможности для организации различных видов проверки знаний, умений и навыков, способов формирования универсальных учебных действий. Известно, что между оценкой и отметкой есть значимые отличия.

Оценка- условное отражение отметки, обычно выражаемая в баллах, оценивающая уровень подготовки ученика. Проблема эта непростая, особенно если учесть, что оценка знаний является весьма эффективным инструментом воздействия на обучающихся. Например, высокая оценка знаний может воодушевлять школьника к учению, но может расхолаживать. Ещё сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать школьника к усилению своей учебной работы, и отбивать охоту к учению.



Вопросы проверки уровня знаний и их оценки учащихся в начальной школе давно являются актуальными и поэтому рассматриваются ведущими методистами. Поскольку существующие системы оценок не удобно ученых и практиков, идёт поиск других систем оценивания. Так Ш.А.Амонашвили изучал вопрос о словесной оценке знаний учащихся и предложил методические рекомендации по словесной характеристике знаний в начальной школе

Отметим некоторые особенности системы оценки обучающихся в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО.

К оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных, личностных результатов) должен осуществляться комплексный подход.

Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода (способность к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач) в динамике образовательных достижений учащихся.

Необходимо сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования, использование персонифицированных процедур для итоговой оценки и аттестации учащихся и неперсонифицированных процедур для оценки состояния и тенденций развития системы образования.

Можно использовать уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и предоставлению данных.

Необходимо использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.

Использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических изменений.

Объект исследования: организация учебного процесса на уроках Окружающего мира в современной начальной школе.

Предмет исследования: формирование у младших школьников УУД посредством методов и приёмов оценивания знаний.

Проблема исследования: определение оптимальных путей и средств оценивания знаний младших школьников на уроках Окружающего мира как условие формирования УУД.

Целью нашего исследования является разрешение обозначенной проблемы.

Задачи исследования:

  • изучить и проанализировать педагогическую, методичекую, учебную литературу по проблеме исследования;

  • раскрыть сущностные характеристики УУД;

  • определить специфику проверки теоретических знаний младших школьников на уроках Окружающего мира;

  • провести анализ нормативных документов по проблеме организации контроля и оценки знаний младших школьников с целью формирования УУД;

  • разработать и провести психолого-педагогический эксперимент по проблеме исследования;

  • разработать практические рекомендации по использованию методов и приемов оценивания знаний младших школьников как способ формирования УУД.


Гипотеза исследования: формирование УУД у младших школьников на уроках Окружающего мира через методы и приёмы оценивания знаний будет более эффективным, если:

- педагог будет владеть современными методами и приемами контроля знаний младших школьников;

- будет педагогически целесообразно отбирать методы и приемы контроля знаний младших школьников для уроков Окружающего мира;

-знать и учитывать возрастные и индивидуальные психологические особенности младших школьников.

Методы исследования: теоретические (теоретический анализ научной, методической, популярной литературы, интернет-ресурсов, анализ, сравнение, классификация, обобщение, цитирование, индукция, построение гипотезы, моделирование и др.), эмпирические (наблюдение за деятельностью учителя и учащихся на уроке, беседа с учителем, анализ УМК учителя, тестирование, анкетирование учащихся.

База исследования: МБОУ «СОШ с. Койдан»

Глава I. Теоретические основы формирования УУД у младших школьников через оценивание знаний на уроках Окружающего мира

    1. Формирование УУД у младших школьников

в психолого-педагогической литературе

«Универсальные учебные действия» рассматриваются учеными как способность обучающегося к самосовершенствованию и саморазвитию методом сознательного присвоения нового общественного навыка, т.е. умение учиться. Также, данный термин можно раскрыть как систему знаний и способов действия учащегося, которая обеспечивает самостоятельное получение и усвоение новых знаний, и развитие умений, охватывая организацию этого процесса.

В концепции Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования универсальные учебные действия рассматриваются как «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

УУД открывают детям вероятность широкой ориентации в различных областях и в строении учебной работы, что гарантирует умение удачно осваивать новые знания, охватывая самостоятельную организацию данного процесса (умение учиться). «Учебная деятельность включает в себя осознание целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных данных. Таким образом, умение учиться подразумевает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной работы. Они включают в себя познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции. Умение учиться - это немаловажный и существенный фактор, повышающий эффективность усвоения учащимися предметных знаний, становление умений, образа мира и ценностносмысловых оснований личностного морального выбора».


Учебные действия носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают этапы усвоения нового материала и формирования психологических способностей ученика, а также связь всех ступеней образовательного процесса, что доказывает их универсальный характер.

К основным видам УУД, отвечающим базовым целям общего образования, относятся: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Например, знание нравственных общепризнанных правил, умение соотносить действия и события с принятыми этическими принципами; ориентацию в общественных ролях и межличностных отношениях. По отношению к учебной деятельности относятся следующие виды личностных действий:

  • жизненное самоопределение;

  • нравственно -этическое оценивание;

  • смыслообразование.

Жизненное самоопределение включает в себя мотивацию учения и формирование основ гражданской идентичности. Нравственно-этическое оценивание подразумевает оценивание изучаемого содержания исходя из общественных и личных ценностей, которые гарантируют личный моральный выбор. Смыслообразование направлено на установление связей между результатом учения и тем, что побуждает деятельность обучающегося. Ребенок должен ставить перед собой вопросы: «какой смысл, значение содержит для меня учение», и уметь найти ответ на возникший вопрос.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают школьникам организацию их учебной работы. К ним относят: планирование, целеполагание, прогнозирование, коррекцию и контроль, оценку и волевую саморегуляцию.

Планирование рассматривается как определение структуры интервальных целей с учетом конечного результата, подразумевает составление плана и очередности действий. Целеполагание представляется как постановка учебной проблемы на базе соотнесения того, что уже усвоено учениками, и того, что еще нужно узнать и усвоить. Прогнозирование собственной учебной работы предполагает предвидение итога и степени получения знаний, его временных характеристик. Волевая саморегуляция рассматривается как способность к мобилизации сил и энергии; к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению преград. /22;8/

Познавательные учебные действия включают в себя общеучебные, логические и действия постановки и решения проблем.

Общеучебные УУД подразумевают:

  • формирование умения обучающегося строить схемы, модели, составлять таблицы;

  • формирование умения использовать чертежи, планы и схемы, которые отражают пространственное расположение предметов;

  • формирование умения использовать знаки и символы как условные заместители реальных объектов и предметов;

  • формирование умения у учащихся формулировать познавательные цели, сознательно и произвольно формулировать речевое высказывание в устной и письменной речи;