Файл: 1. 1 Школа и семья как субъекты образовательного процесса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей:

1. Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

2. Повышение уровня педагогической культуры родителей и их активности в воспитании.

3. Педагогический такт со стороны классного руководителя, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

4. Ориентация на успешное развитие личности младшего школьника.

Раскройте содержание каждого правила. Результаты работы оформите в таблице:

Правила взаимодействия классного руководителя с семьей

Содержание правил

Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

 Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" - исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

Повышение уровня педагогической культуры родителей и их активности в воспитании.

 Семья является первой ступенью в общественной жизни человека. С раннего возраста семья определяет сознание и формирует чувства ребенка. Идеалы родителей, их жизненные планы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека. Основой воспитательной деятельности родителей служит педагогическая культура. От ее уровня напрямую зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Педагогический такт со стороны классного руководителя, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

 Классный руководитель – лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Ориентация на успешное развитие личности младшего школьника.

 Достижение успеха в жизни — это осознанная цель любого человека. Для успешной учёбы необходимо формировать мотивацию достижения, т.е. стремление ребёнка к достижениям, результатам в своей учебной деятельности. Развитие успешности как социального качества личности ребёнка определяет его субъектную позицию в учебно-воспитательном процессе: прилагает усилия для новых достижений, проявляет интерес к своим школьным успехам, а также успешность младшего школьника в учебной и внеурочной деятельности приводит к положительным результатам в общении со взрослыми


 

Задание по теме  1.3 Психология взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в семье

Цель: формирование знаний о стилях семейного воспитания, о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста и их проявлениях в общении со взрослыми; умений анализировать и определять стили семейного воспитания; умений планировать и осуществлять работу классного руководителя по коррекции детско-родительских отношений.

Задание 5. Проанализируйте ситуационные задачи.



Ситуация 1.

Мама Коли уверена, что помогает сыну в выполнении домашних заданий. Мама сама активна и подчеркивает это: «Смотри, у меня все получается». Медлительность же Коли ее раздражает. Она в сердцах может сказать: «Ну, в кого ты у меня такой уродился?»

·       Какой стиль общения матери с ребенком проявляется в этом случае? 

Авторитарный стиль общения

·       Дайте психологический анализ такому воспитанию мамы.

Высокая активность матери в сочетании с ее желанием помочь сыну воспринимается как поддерж­ка ребенка. Но фактически происходит эмоциональное отвержение при полном отсутствии ориентации на вну­треннее состояние сына.

В итоге ребенок боится мамы, ее наказаний. Здесь про­является неправильное отношение матери и ребенка во всех сферах («отвержение»).

·       Предположите, к каким последствиям приведет воспитание ребенка в таком стиле. Опишите последствия такого стиля воспитания как для ребенка, так и для матери.

В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», так как все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу. 


Характерными чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант - развитие слабой жизненной позиции:

- потеря чувства собственного достоинства;

- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;

- потеря собственных желаний («чего же Яхочу?»).

2 вариант - развитие деспотической личности:

- ненависть к родителям;

- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);



- грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;

- повышенная агрессивность и конфликтность.

 Ситуация 2.

Мама Вани, активно помогает сыну выполнять домашние задания, поддерживает его интеллектуально и эмоционально, объясняет сыну задания. Но мама не стремится к телесным контактам, никогда не погладит сына по головке, она не занимается формированием личности ребенка.

·       Как Вы думаете, какой стиль родительского общения сложился в данном случае между матерью и ребенком?

Попустительский стиль общения

·       Предположите особенности развития ребенка при таком стиле детско-родительских отношений.

Ответственная помощь ребенку в выполнении домашних заданий в сочетании с безответственным от­ношением к личности формирующегося ребенка будет способствовать тому, что такие дети будут менее приспо­соблены, будут испытывать неуверенность. Не чувствуя уверенности в себе, они не сумеют справляться с трудно­стями. Может возникнуть потеря интереса к работе.

Ситуация 3.

Ученик 2 класса Ваня выполняет домашнее задание. Одна из задач у него не получилась. Просит маму о помощи, а она ему в ответ: «Ты уже не маленький, сам разбирайся». В результате Ваня перестал совсем выполнять задание.

·       Права ли в этом случае мама ребенка?

Мама не права

·       Обоснуйте свой ответ, воспользовавшись теорией Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития».

Главенствующую роль, влияющую на формирование психики и приобретение учебного опыта малыша, играет помощь взрослых. Вслед за успешным усвоением пройденного материала полученные дошкольником знания переходят на актуальный уровень саморазвития. Благодаря этому у малыша появляются возможности для проявления воображения, творчества, решения различных задач. Однако детское развитие по-прежнему ограничивается преградой. Для последующего продвижения малыш нуждается в новых познаниях. Умение усваивать новый, но взаимосвязанный с усвоенными знаниями материал является показателем скрытого потенциала дошкольника. Л.С. Выготский установил, что зона ближайшего развития (ЗБР) — это знания, навыки, умения, приобретенные ребенком при помощи взрослых.

Ваня, конечно, большой, уже во втором классе, но это не значит, что ему не нужна помощь.

·       Проанализируйте следующие рекомендации классного руководителя родителям мальчика в этом случае с точки зрения их целесообразности и эффективности:


1. Сравните эффективность самостоятельного выполнения домашнего задания ребенком и совместного.

Эта рекомендации актуальна, что бы родитель мог осознать насколько ребенок самостоятелен, где ему нужна помощь.

2. Придумайте внешнее средство, которое заменило бы участие родителя (будильник, табель, что-то еще...). Обыграйте с ребенком такое вспомогательное средство.

Этот прием направлен на последующую самостоятельную работу, без родителя. В данной ситуации я считаю не целесообразно. Ребенок пришел просить помощи маму, он справился с заданиями, лишь одна задача не получилась.

3. Лист бумаги разделите на 2 части. На левой части напишите «САМ». На правой «ВМЕСТЕ». Посмотрите, что из колонки «вместе» можно перенести в колонку «сам».

Данная рекомендация актуальна, помогает и ребенку и родителю совместно определять свои взаимоотношения во время уроков.

·       Какие еще рекомендации Вы предложили бы родителям мальчика?

 постройте вместе логическую цепочку, приводящую к нужному решению или ответу, но не делайте за него работу.

Задания по теме  2.1  Психолого-педагогические основы взаимодействия учителя начальных классов с семьей. Возможные основания для работы с родителями

Цель занятия: формирование знаний о специфике «трудных» семей; умений проектировать работу с «трудными» семьями с использованием разнообразных приемов, методов, форм; умений осуществлять диагностику детско-родительских отношений в семьях учащихся.

Задание 6.Решите педагогическую ситуацию.

Перед Вами огорченный или расстроенный ребенок, например, у него забрали машинку. Как выяснить причину обиды, настраиваясь на его «эмоциональную волну»?

В этом случае классный руководитель рекомендует родителям ребенка освоить способы активного слушания.

Дайте определение понятия «активное слушание».

Активное слушание – это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных соображений и переживаний.

Активное слушание – полезный навык для налаживания глубокого контакта с собеседником, эффективного поиска совместного решения вопросов.


Предложите не менее 5-ти способов активного слушания в данной ситуации.

  1. Зрительный контакт на уровне глаз. Заключается в удержании от соблазна перевести взгляд на посторонние предметы или одежду собеседника. Лучше смотреть в глаза.

  2. Задавание вопросов. Представляет собой уместное уточнение смыслов, служащее подтверждением искреннего интереса к предмету разговора.

  3. Интерпретация - Подразумевает высказывание предположений о целях и причинах такой позиции собеседника в диалоге. Часто начинается с фразы «Я предполагаю, что вы хотели вышесказанным достичь…». Позволяет продемонстрировать искреннюю заинтересованность мнением другого человека и уточнить детали.

  4. Эхо - Заключается в повторении последних слов партнера, но с вопросительной интонацией. Это нужный момент уточнения и демонстрации важности поступающей от собеседника информации. Акцент на значимости личности.

  5. Перефразирование - Представляет собой краткое повторение сказанного. Началом предложения является фраза: «Если я правильно понял, вы имели в виду…». Позволяет проявить заинтересованность и выяснить нюансы.

Задание 7. Какие формы педагогического образования родителей нужны для активизации педагогического всеобуча, цель которого — преодолеть педагогическую и психологическую неграмотность значительной части родителей, способствовать выработке умений и навыков семейного воспитания?

Предложите возможные для решения этой проблемы формы педагогического образования родителей учащихся начальной школы и сформулируйте их цели. Результаты работы оформите в таблице:

Формы педагогического образования родителей

Цели работы

 народные университеты

 заключается в том, чтобы дать слушателям систематические педагогические и общенаучные знания

педагогические лектории, школы молодых родителей, наставников пр.

Базовые знания, практические приемы

педагогические семинары для родительского актива, кружки по изучению отдельных проблем педагогики и детской психологии, школы матерей, тематические родительские собрания, вечера вопросов и ответов;

изучение отдельных проблем педагогики 

педагогические вечера для молодых отцов и матерей, родительские конференции, педагогические чтения для родителей, обсуждение статей на актуальные темы семейного и общественного воспитания, передачи по радио и телевидению.

Обобщение и распространение передового опыта