Файл: Задание по основам предпринимательской деятельности Правила оформления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учебная классификация используется в практике обучения товароведению, она служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.

Учебная классификация приближена к торговой классификации, но отличается большей последовательностью. В учебных классификациях, преследующих цель изучения ассортимента товаров, важнейшим признаком считается назначение.

В соответствии с учебной классификацией товары также подразделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные.

Продовольственные товары

Все продовольственные товары по учебной классификации объединяют в 9 основных групп: зерномучные товары; овощи, плоды и грибы; вкусовые товары; кондитерские товары; пищевые жиры; молочные товары; мясные товары; рыбные товары; яйца и яичные товары.

В основе такой классификации лежит общность товаров по происхождению, химическому составу, особенностям технологии производства, назначению и условиям хранения.

Непродовольственные товары

В соответствии с учебной классификацией все непродовольственные товары разделены на следующие группы: пластические массы и товары бытовой химии; металлические товары; силикатные товары; древесно-мебельные товары; электротовары; текстильные товары; швейно-трикотажные товары; кожевенно-обувные товары; пушно-меховые товары; парфюмерно-косметические товары, ювелирные товары; электронные товары; игрушки, печатная продукция и пр.


7. Дайте понятие метода классификации. Разъясните сущность фасетного и иерархического методов классификации товаров.

Классификация товаров — это разделение множества товаров на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект классификации — элемент классифицируемого множества. В товароведении таким множеством выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, а для производителей продукции и/или исполнителей услуг — товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности.

Признак классификации — свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация (назначение, сырье, материал изготовления, способ производства, отделки, обработки, конструкция, вид, размер, сорт).


Целью классификации являются систематизация, а также идентификация и прогнозирование свойств товаров. Систематизация достигается путем установления последовательности и взаимосвязей определенных классификационных группировок, полученных конкретным методом классификации.

Существуют два метода классификации: иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации — последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.

Особенностью метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. Основой деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку является ступень классификации.

Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.

Каждая ступень и группировка выделены по своему основополагающему признаку.

Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. На рис. 3.1 глубина классификации иерархическим методом равна 3. На практике глубина классификации не превышает 10.

При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод.

Фасетный метод классификации — это параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки (рис. 3.2).

Особенностью метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Благодаря этому фасетная система отличается большей гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок.

Примером фасетного метода может служить классификация вин: по срокам выдержки — молодые, ординарные, марочные, коллекционные; по цвету — белые, розовые, красные.

Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации.

Иерархический

-Преимущества-

Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информативная насыщенность

-Недостатки-

При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, трудность применения

При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват объектов и признаков

Фасетный

-Преимущества-

Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов

-Недостатки-

Невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках



Таким образом, преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, т.е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в некоторых случаях их используют совместно.


8. Перечислите и охарактеризуйте основные термины классификации. Перечислите ступени классификации товаров.

Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.

В результате деления множества на подмножества создаются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, могут быть как взаимозависимыми, так и независимыми.

Совокупность приёмов разделения множества объектов, подход к их разделению на подмножества, называют методом классификации.

Различают два метода классификации: иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации предусматривает последовательное деление заданного множества объектов (товаров) на подчинённые классификационные подмножества (группировки).

Иерархический метод классификации имеет несколько ступеней классификации, число которых равно количеству использованных признаков общности объектов.

Ступень классификации – это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.

Количество ступеней классификации, то есть количество использованных признаков, определяют глубину классификации.

Разделение множества объектов на подмножества только по одному признаку называется группировкой, которая применяется для выделения ассортиментных групп.

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения (группировки) – фасеты.

Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, как в иерархической системе, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству, и каждый характеризует одну из сторон распределяемого множества. Таким образом, фасетный метод классификации позволяет получить систему отдельных (не подчинённых друг другу) группировок. Фасетный метод классификации отличается

большой гибкостью и удобством использования, позволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров несколькими фасетами, представляющими интерес в данном случае.



9. Перечислите специфические классификационные признаки товаров.

Важнейшими общими классификационными признаками являются:

  • 1. Назначение: определяет цель использования товара. Например, ножи, входящие в группу ножевых изделий, вместе с ножницами, по назначению делятся на столовые, буфетные, кабинетные, хозяйственные, складные, ремесленно-промысловые.

  • 2. Исходные материалы: позволяет выделить категории товаров с определенными потребительскими свойствами. Например, в зависимости от общности сырьевого признака продовольственные товары делятся на хлебобулочные изделия, плоды и овощи, кондитерские, молочные, рыбные и др.

  • 3. Конструкция (модель, фасон): характерен для непродовольственных товаров. Особенности конструкции определяют назначение товара и его потребительские свойства.

  • 4. Способ производства: по этому признаку, например, стеклянную посуду подразделяют на выдувную, прессованную и др., каждая из них характеризуется определенными потребительскими свойствами.

  • 5. Способ выращивания, способ обработки, особенности технологии: по этим признакам классифицируются в основном продовольственные товары. Так, по способу обработки колбасные изделия классифицируются на вареные, полукопченые, копченые (варено- и сырокопченые). По технологии капуста белокочанная может быть свежей, квашеной, маринованной. По способу выращивания овощи подразделяются на грунтовые, тепличные, парниковые.

  • 6. Происхождение: по этому признаку классифицируются в основном продовольственные товары. Так, продовольственные товары бывают растительные (плоды, овощи, ягоды и др.) и животные (рыбные, мясные и др.). Например, рыбные товары можно классифицировать по району лова рыбы. Так, различают сельдь атлантическую, тихоокеанскую, черноморскую и др.

Специфические классификационные признаки встречаются реже и не во всех товарных группах. Специфические классификационные признаки используются на низших ступенях классификации. К ним относятся:

  • 1. Половозрастное деление (например, женская, мужская, детская обувь).

  • 2. Условия эксплуатации (холодильники для тропического и умеренного климата).

  • 3. Сезонность пользования (одежда зимняя, летняя, демисезонная).

  • 4. Размерные признаки (размеры, габариты).

  • 5. Комплектность (наборы, сервизы).

  • 6. Агрегатное состояние (мыло твердое, жидкое).

  • 7. Способ упаковки (карамель фасованная, весовая, штучная).

  • 8. Упитанность (мясные туши).



10. Дайте определение классификатора и перечислите категории классификаторов в РФ.
Классификаторы — это систематизированные перечни товаров, позволяющие находить место каждому объекту и присваивать ему определенное обозначение (обычно смысловое или численно-буквенное).

Классификаторы представляют собой официальные нормативные документы, в которых приводится систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок или объектов классификации.

Различают следующие категории классификаторов:

— общероссийский классификатор (ОКП) — государственный классификатор, утвержденный Госстандартом России. ОКП входит в состав ЕСКК РФ - единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ;

— отраслевой классификатор — классификатор, применяемый в установленном порядке в отрасли;

— классификатор предприятия — классификатор, введенный в установленном порядке для применения на предприятии.

Также классификаторы могут быть разработаны как административно-территориальные и отдельно объединений, общественных организаций, ассоциаций.

Структуру классификатора составляют его позиции и ёмкость:

  1. Позиция классификатора – это наименование и код классификационной группировки или объекта классификации. Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, записываемый с интервалом между вторым и третьим разрядами, однозначное контрольное число (КЧ), которое служит целям проверки правильности исчисления кода и выявления подделки, и наименование группировки продукции. Они записываются по следующей форме:

2. Емкость классификатора – это наибольшее число позиций, которое может содержать классификатор. Так, при десятиразрядном построении, наиболее часто применяемом для классификаторов, все классифицируемые объекты подразделяются на десять классов, подклассов, групп, подгрупп, видов и подвидов. В результате ёмкость такого классификатора составит миллион позиций. Возможно, что не все позиции будут заполнены и в этом случае образуется резервная емкость классификатора, обозначающая количество свободных позиций в нем.

Классификаторы подразделяются в зависимости от областей применения и назначения. При осуществлении товароведной деятельности могут использоваться 10 общероссийских классификаторов и один международный.