Файл: Задание по основам предпринимательской деятельности Правила оформления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Статьей 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору или целям, для которых товар используется.

Однако, бывают случаи, когда товар оказывается ненадлежащего качества и между продавцом и потребителем возникает спор о качестве товара. При предъявлении требований важно знать такие понятия как «срок годности», «срок службы» и «гарантийный срок» на товар.

Установление срока службы товара, срока годности, как и гарантийного срока, является одним из средств обеспечения надлежащего качества и безопасности товаров, работ и услуг. Определение данных понятий дано в статье 5 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Срок годности.

Срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

Срок годности устанавливается изготовителем на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары. Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Срок годности на продуктах питания исчисляется с даты изготовления и устанавливается с указанием установленных условий хранения.

Срок годности может быть указан следующим образом:

  • «Годен ... (часов, суток, месяцев или лет)»;

  • «Годен до ...(дата)»;

  • «Использовать .до..(дата)»;.

  • «Употребить до ...(дата)».

Срок службы.

Срок службы — период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.

Изготовитель обязан устанавливать срок службы на товары длительного пользования (например: технически сложные товары, мебель), в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

В отличие от гарантийного срока и срока годности срок службы товара может исчисляться не только единицами времени (месяцы, годы), но и другими единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара). Например, срок службы автомобиля определяется в километрах пробега.


Согласно ст. 6 Закона РФ «О защите прав потребителей» для того чтобы потребители могли использовать товар в течение его срока службы изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Как правило, гарантийный срок устанавливается на технически сложные товары (автомобили, , бытовая техника, смарт-устройства), а также на товары, предназначенные для длительного пользования.

Гарантийный срок - это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер (о том, что скрывается за этими словами, вы узнаете, прочитав следующий параграф) обязаны удовлетворить требования потребителя, предусмотренные законом.

Гарантийный срок устанавливается изготовителем или исполнителем. Изготовитель вправе принять и дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока. Содержание, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по нему также определяются изготовителем.

Если изготовителем гарантийный срок не установлен (а согласно закону это его право, а не обязанность), его может установить продавец.

За недостатки, выявленные в товаре (работе) в течение гарантийного срока, изготовитель, исполнитель и продавец несут ответственность перед потребителем.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель также вправе предъявить предусмотренные законом требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю. В этом случае продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер будут отвечать только, если потребитель докажет, что недостатки эти возникли до передачи товара потребителю или по причинам, существовавшим до этого момента.



Такое же правило действует и тогда, когда гарантийный срок составляет менее двух лет, а недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет.

На основании п. 6 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы по общему правилу исчисляются со дня его продажи потребителю. Если же день продажи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня его изготовления. Вот почему так важно сохранять чек на покупку и проследить, чтобы в техническом паспорте были сделаны необходимые отметки.

32. Разъясните особенности обязательной информации для непродовольственных товаров.

Общие требования к содержанию информации о непродовольственных товарах регламентируется Законом РФ “О защите прав потребителей”, Гражданским кодексом, а особенности информации отдельных групп непродовольственных товаров отражены в соответствующих стандартах. Информация о товаре доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:

  • 1) наименование товара;

  • 2) наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

  • 3) сведения об основных потребительских свойствах товаров, основное (или функциональное) предназначение товара или область его применения;

  • 4) цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

  • 5) гарантийный срок, если он установлен;

  • 6) правила и условия безопасного хранения, транспортирования, безопасного и эффективного использования, ремонта;

  • 7) информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

  • 8) срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

  • 9) адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

  • 10) информацию об обязательном подтверждении соответствия, которая представляется в порядке и способами, установленными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

  • 11) информацию о правилах продажи товаров;

  • 12) если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.


В зависимости от вида и технической сложности товара изготовитель и/или продавец может дополнить обязательную информацию следующими данными:

  • • масса нетто, основные размеры, объем или количество;

  • • состав (комплектность);

  • • товарный знак (торговая марка) изготовителя (при наличии);

  • • дата изготовления;

  • • обозначение нормативного или технического документа, на соответствие которому изготавливается товар;

  • • информацию о добровольной сертификации (при наличии);

  • • информацию о знаке соответствия товара требованиям национальных стандартов (при наличии);

  • • штриховой код товара (при наличии);

  • • специфическую информацию для потребителя (при необходимости).

Маркировка — это часть информации, которая наносится изготовителем (продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки, листки-вкладыши и проч. Содержание и способы нанесения маркировки для каждого вида товара указываются в соответствующих стандартах. Для большинства товаров основными реквизитами маркировки являются сведения о предприятии-изготовителе (наименование, адрес, товарный знак), наименование изделия (продукта), обозначение нормативного или технического документа, дата изготовления, артикул, сорт, некоторые потребительские характеристики, условия хранения, срок годности и проч.

Маркировка в зависимости от характера наносимых знаков и символов может содержать текстовую и цифровую части, а также штриховые коды, пиктограммы, объемно-пространственные изображения.


33. Дайте понятие маркировки товаров и перечислите элементы обычной информации при ее нанесении.

Маркировка — это текст, условные обозначения или ри­сунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентифи­кации товара или отдельных его свойств, доведения до по­требителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.

Основные функции маркировки — информационная, идентифицирующая, эмоциональная и мотивационная.

Информационная функция является основной и прояв­ляется в предоставлении потребителю всей необходимой информации. Маркировка содержит основополагающую, по­требительскую и коммерческую информацию. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потреби­тельскую информацию, меньший — на коммерческую.


Идентифицирующая функция маркировки очень важна, так как это обеспечивает контроль товарных партий на всех этапах товародвижения.

Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, пояс­няющие тексты, применение общепринятых символов вызы­вают у потребителя положительные эмоции и служат важ­ной мотивацией для принятия решения о покупке товара.

  • Требования устанавливаются стандартами на маркиров­ку и упаковку, а также общетехническими условиями стан­дартов на продукцию.

  • За рубежом имеются детально разработанные законода­тельные положения, связанные с упаковкой. Помимо этого, соответствующими обществами и организациями разрабаты­ваются нормы и требования к упаковке. Так например, немецкое общество по рационализации упаковки разработа­ло дополнительные нормы по упаковке товаров бытового на­значения, предусматривающие следующие требования: текст и иллюстрации упаковки должны быть четкими, однознач­ными и соответствовать содержанию товара, не вызывать у покупателя ложных впечатлений о количестве и качестве содержащегося в ней товара; данные о весе, объеме и количест­ве упакованного материала должны быть по возможности ок­ругленными; приведенные на упаковке цены должны быть четкими и хорошо видимыми; контроль за устареванием то­варов и предельными сроками их годности должен осущес­твляться на основе специального указания, помещенного на упаковке.

34. Разъясните сущность и значение таких элементов маркировки товаров как пиктограммы, товарные знаки.

Основная функция информации о товаре — это доведение до сведения потребителя (поставщика, продавца и др.) сведений о потребительских свойствах товара, об условиях и режимах правильного хранения, транспортирования, выбора, использования и утилизации товара. Изготовитель и/или продавец несет ответственность за полное соответствие товара заявленной о нем информации.
Право потребителя на информацию регулируется нормами закона РФ "О защите прав потребителей" и Гражданским кодексом РФ, а требования к содержанию и способам предоставления информации о товарах установлены указами президента и постановлениями правительства РФ, соответствующими решениями уполномоченных органов исполнительной власти и нормативными документами на конкретные группы и виды товаров.
Средства товарной информации.

Информация о товаре доводится до сведения потребителя с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товару, или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.