Файл: Ответы на вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине История.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Региональные конфликты характеризуются определенной динамикой протекания.
Открытое конфликтное взаимодействие в региональных конфликтах может протекать в различных формах: идеологическом противостоянии, экономических санкциях, войне и вооруженных конфликтах.
Разрешение подобных конфликтов протекает очень сложно и носит поэтапный характер. Нередко в их разрешении участвуют международные организации (ООН, ОБСЕ). Разрешение региональных конфликтов всегда сопровождается подписанием договоров, соглашений, других документов.
Предметом региональной конфликтологии является изучение:
1. конфликтов между различными регионами, которые являются частями какого-либо государства (например, конфликт между Косово и Сербией, которые являлись частями государства Югославия);
2. конфликтов между регионом и государством как таковым (РФ и Чечня);
3. конфликтов между государствами по поводу какого-либо региона (например, конфликт между Россией и Японией относительно Курильских островов).
4. конфликтов между регионом и районом как его составной частью (например, конфликт между областными и муниципальными властями в Ярославской области).
Структурные характеристики регионального конфликта:
1. Границы конфликта: пространственные (регион); временные;
2. Субъекты: органы государственной власти, органы местного
самоуправления, конкретные представители власти, общественные организации, этносы, граждане, группы граждан;
3. Объект конфликта – то, что притягивает внимание и устремление субъектов конфликта и одновременно противопоставляет их, выступая объективной основной возникновения конфликтных ситуаций.
4. Предмет конфликта – характеристики объекта, по поводу которых противостоят субъекты.
33. Новые тенденции в вопросах разоружения;
Разоружение — комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН, который относит «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений», к числу «общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности».
Единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по вопросам разоружения -Конференция по разоружению. Создана в январе 1979 года. По данным на 2007 год, насчитывает 65 государств-участников.
Поскольку решения Конференции по разоружению принимаются строго на основе консенсуса, с 1997 года орган испытывал трудности в согласовании основной программы работы по причине отсутствия согласия участников по вопросам разоружения.
Ядерное оружие
Ядерное оружие начали производить в 1945 году. С тех пор было изготовлено более 128 тысяч зарядов. Пик гонки вооружений пришелся на 1986 год, когда совокупный мировой ядерный арсенал достиг 70481 заряда. По окончании «холодной войны» начался процесс сокращения. В 1995 году общее количество зарядов составляло 43200, в 2000 году — 35535.
Применение конвенций привело к уничтожению запасов, разминированию районов в некоторых государствах и уменьшению количества новых жертв.
Не менее 93 государств сейчас официально являются очищенными от мин и не менее 41 из 55 государств-производителей прекратили выпуск этого вида вооружений.
Государства, не являющиеся членами ни одной из конвенций, объявили односторонний мораторий на использование и передачу противопехотных мин.
34. Новые аспекты развития российско-американских отношений в н. XX1 в.;
В 2013-2014 гг. международная система характеризовалась развитием новых политических конфликтов и обострением существующих ранее, что нашло свое отражение в российско-американских отношениях, принимающих кризисную форму.
С конца XX в. Соединенные Штаты Америки становятся единственной сверхдержавой в современной мировой политике. Несмотря на ряд кризисных явлений, экономика США продолжает устойчиво функционировать. Однако для поддержания экономической стабильности внутригосударственных процессов США проводят активную внешнеполитическую стратегию, которая по ряду направлений приходит в противоречие с российскими национальными интересами. На современном этапе мы можем наблюдать активное американское вмешательство во внутренние дела зарубежных стран с формальной целью предотвращения террористических актов, поддержки и защиты мирного населения, а также продвижения демократических политических смыслов, которые присущи более развитым странам. Парадоксальным образом в ряде случаев это сопровождается поддержкой американскими властями радикальных политических движений, которые российское (и не только) законодательство квалифицирует как экстремистские. Примером подобного является украинский кризис. Спонсирование и содействие новому украинскому правительству и сторонникам "Правого сектора" приводит к обострению конфликта на юго-востоке страны, что не может не беспокоить Россию.
На фоне существующих проблем во взаимоотношениях России и США возникает ряд вопросов о перспективе дальнейшего развития международных отношений между этими странами. Заместитель министра иностранных дел России С. Рябков отмечает наличие негативных стереотипов в отношении России, которым подвержено американское руководство, что создает преграду оптимизации двусторонних отношений, блокируя положительные решения таких, например, вопросов, как перспективы сокращения ядерного арсенала, развертывание американской системы ПРО в Европе, угроза переноса гонки вооружений в космос. Украина и Сирия в текущий период представляют основные геополитические зоны столкновения российских и американских интересов обеспечения национальной безопасности. При этом если США могут себе позволить "заигрывание" с радикальными вооруженными движениями, в том числе и исламистского толка, то для России приход к власти подобных политических сил вблизи своих границ является неприемлемым сценарием. Российско-украинский конфликт, не сводимый только к вопросу о статусе Крымского полуострова, превратился в один из основных элементов политического давления на Россию в целях пресечения ее стремления к выстраиванию геополитического пояса безопасности по периметру своих границ и в сопредельных географических регионах. Кроме того, за годы президентства В.В. Путина Россия сумела заявить о себе как интегратор и архитектор новых международных экономических и политико-экономических конструкций. Создание ШОС и БРИКС заложило основы формирования новых контуров экономического сотрудничества не только на просторах Евразии, но и в масштабах трансконтинентального партнерства. Именно по инициативе России БРИКС из условного объединительного научно-аналитического термина (развивающиеся страны со схожими экономическими параметрами) превратился в реальную структуру с регулярными саммитами лидеров входящих в нее стран. Необходимо учитывать и непрекращающиеся попытки России интегрировать, насколько это возможно, постсоветское пространство. Подобные инициативы не могут не вызвать противодействия в среде американской политической элиты, реализующей иной проект глобальной интеграции, призванной обеспечить доминирование США в Тихоокеанском регионе, а также привязать Европу к американским рынкам энергоносителей. В соответствии с новой концепцией геостратегического "разворота" США от Европы к Тихоокеанскому региону, администрация Б. Обамы предполагает: - сосредоточить в Азиатско-Тихоокеанском регионе не менее 60 % военных ресурсов; - закрепить за собой приоритетное право над контролем системы обеспечения региона энергетическими ресурсами (углеводородное сырье прежде всего); - сформировать вокруг Китая неформальный "сдерживающий" альянс конкурирующих с ним стран под патронажем США.
Непредсказуемая внешнеполитическая активизация России, последовавшая в начале XXI в., явилась ключевым неучтенным фактором для экономических архитекторов глобализации, потребовавшим быстрого ответа. Начались поиски обоснования экономической изоляции России от внешнего мира и в перспективе ее политической блокады. Первоначально тактика ответа предполагала обвинение российского руководства в авторитарном стиле правления и поддержку оппозиционных движений на территории России, даже радикального характера. После вооруженного мятежа и государственного переворота на Украине в феврале 2014 г., вызвавшего реакцию России, президента РФ стали обвинять в реваншистской, захватнической политике в духе Российской империи и СССР с последующим введением экономических санкций, призванных дестабилизировать ситуацию внутри страны.
Резюмируя, можно отметить, что российско-американские отношения сейчас можно охарактеризовать как умеренно-конфронтационные, причем если Россия регулярно демонстрирует стремление к поиску компромисса по ключевым спорным вопросам, то США нацелены на достижение односторонней безусловной победы, которая позволит полностью нейтрализовать внешнеполитические достижения оппонента. В сложившихся условиях эффективной реакцией России может быть только твердая и последовательная позиция по отстаиванию своих жизненно важных национальных интересов.
35. Основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма;
Несмотря на принимаемые меры как общегосударственного, так и регионального масштаба число зарегистрированных преступлений террористического характера растет.
Динамика преступности террористической направленности носит сложный, неоднозначный характер.
Осуществляется сложная, преступная системная деятельность, когда отдельные виды терроризма, экономических и иных преступлений являются звеньями единой высоко организованной преступной деятельности.
Особую опасность представляют не отдельные группы боевиков, но система таких формирований с обслуживающей их сложной криминальной инфраструктурой, в том числе финансирующей их за счет экономической криминальной деятельности, торговли наркотиками, оружием, людьми.
Понятие "терроризм" является более общим по отношению к террористическим актам, акциям и отдельным преступлениям террористической направленности. В частности, его содержание охватывает не только факты насильственных действий, повлекших реальные последствия, но и угрозы совершения таких действий. Кроме того, насильственные действия при терроризме направлены против неопределенного количества жертв, всегда совершаются общеопасным способом и влекут не только гибель людей и причинение материального вреда, но и дезорганизуют работу государственных, общественных структур, сеют страх и панику среди населения.
Терроризм - явление не новое, но за два с лишним тысячелетия его существования появилось много новых форм терроризма, в последнее время общество столкнулось с проявлениями компьютерного и биологического терроризма, через непродолжительное время в связи бурным развитием научно-технического прогресса мы можем столкнуться с космическим терроризмом. Терроризм многогранен и проявляет поразительную способность приспосабливаться к изменениям окружающего мира.
В настоящее время это угроза не только отдельно взятому государству, но и человечеству в целом, поэтому проблема борьбы с терроризмом требует постоянного внимания со стороны государства и государственного вмешательства.
Терроризм проявляет себя в виде:
1) преступных деяний террористической направленности, перечень которых недостаточно исчерпывающе изложен в Федеральном законе "О борьбе с терроризмом",
2) организованных террористических формирований и их многоаспектной деятельности, подчиненной террористическим целям,
3) участников таких формирований и иных лиц, совершающих преступления террористической направленности; разрушительных последствий террористических действий, как материального, так и иного характера.
Система национальной безопасности, куда входят как правоохранительные органы, так и спецслужбы, требует своей профессиональной трансформации с учетом новых реалий.
При этом немаловажную роль приобретает взаимодействие российских спецслужб с Управлением внутренней безопасности США и спецслужбами других стран по вопросам борьбы с международным терроризмом Специальная служа по борьбе с терроризмом США, создана в 2001 году..