Файл: От Руси удельной к Московскому государству. Конец xiii xv вв. Европейское средневековье.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольная работа
По дисциплине: история
На тему: От Руси удельной к Московскому государству. Конец XIII – XV вв. Европейское средневековье
2021г
Оглавление
Глава 1. Средневековье: понятие, содержание, варианты периодизации, дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории.
Глава 2. Формирование централизованных государств в Европе.
Глава 3. Сословно-представительная монархия как форма правления в средневековом государстве.
Глава 4. Борьба Руси за независимость против шведских и немецких феодалов в XIII в.
Глава 5. Образование монгольской державы. Русь в составе Золотой Орды: характер взаимоотношений и проблемы взаимовлияния.
Глава 6. Московская Русь: предпосылки, этапы и особенности процесса образования единого государства.
Задания для самостоятельной работы
Глава 1. Средневековье: понятие, содержание, варианты периодизации, дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории.
Средневековье – это период мировой истории, охватывающий время формирования и развития феодализма, пришедшему на смену рабовладению. Однако нижняя и верхняя его границы не являются одинаковыми для всех стран. В Западной и Центральной Европе они охватывают время с V по XVII вв., то есть с момента падения Римской империи и до английской буржуазной революции 1640 г. На Востоке не могло быть таких чётких хронологических рамок Средневековья по той причине, что развитие обществ и государств там происходило медленно, с сохранением значительных традиционных форм вплоть до XIX в. Хотя, если за главный критерий Средневековья считать феодализм, то на Востоке он возник гораздо раньше, чем в Западной Европе, то есть ещё во II в. Это даёт основание говорить, что и Средневековье на Востоке началось гораздо раньше, чем в Европе. Но и верхняя его граница для Запада оказалась нетипичной, слишком размытой. Что же касается России, то для неё Средневековье началось с большим опозданием, то есть только в X-XI вв., когда на Западе уже происходил переход к классическому, зрелому Средневековью. Тем не менее закончилось оно в нашей стране, приблизительно, как и на Западе, в конце XVII в. Но и после этого, как и на Востоке, вплоть до 1861-1917 гг. оставались в незыблемости многие черты Средневековья. К ним относились такие его атрибуты, как крепостничество, самодержавие, помещичье землевладение, крестьянская община, сословное деление общества. И если на Западе конец Средневековью окончательно был положен буржуазно-демократической революцией в Англии, то в России даже Февральская 1917 г. революция оказалась неспособна решить задачи буржуазно-демократических преобразований и потребовались ещё Октябрьская социалистическая революция 1917 г. и сталинский «Великий перелом» 1929-1937 гг., чтобы окончательно покончить с пережитками средневековья. При этом бороться с ними приходилось с применением всё того же средневекового насилия по отношению к инакомыслию.
Поэтому среди историков нет единого мнения по отношению к понятию «Средние века». Например, известный востоковед Л.С.Васильев считает, что оно действительно более подходит для Европы. Традиционные общества на Востоке и в России не поддаются периодизации по тем классическим меркам, которые применяются европейскими историками. К тому же многие из них уже ведут отсчёт средневековой эпохи с Великого переселения народов и до Великих географических открытий, то есть значительно понизив во времени нижний и верхний её пределы, что ещё больше делает неприложимым их к истории Востока и особенно России. Не может быть каких-либо шаблонов, по которым следует изучать историю той или иной страны. В каждой из них был и остаётся неповторимый код развития, но в то же содержащий и общие закономерности, характерные для эволюции всего человечества. Например, все народы мира прошли через период феодализма, но насколько различны были формы и способы его зарождения и развития в региональном или даже в страноведческом отношении.
Периодизация средних веков.
Хронологически эпоху средневековья в Европе можно условно разделить на три этапа.
1. Раннее средневековье или средневековая архаика (рубеж 4-5 веков – до середины или конца XI века, примерно до начала крестовых походов).
Средневековая архаика включает в себя два пласта словесности: устная литература и письменная литература.
Устная словесность: народно-эпическая поэзия, архаические дохристианские эпосы кельтов и скандинавов (ирландские саги). Сочинения анонимны. Элемент христианизации невелик, т.к. это стадиально более ранние, дохристианские памятники словесности.
Письменная литература: патристика, сочинения отцов церкви – духовная литература, созданная в монастыре клиром (духовенством). Авторство, как правило, известно.
2. Зрелое средневековье или средневековая классика (конец 11 века – середина 15 века, падение Константинополя в 1453, когда знание с Востока хлынуло на Запад; в Италии – до середины 14 века).
Опять же два пласта: устный и письменный.
Устный пласт: народно-эпическая поэзия – национальные героические эпосы (Песнь о Роланде, Песнь о Нибелунгах). Сочинения анонимны.
Письменный пласт более обширный и дифференцированный.
1. Религиозная духовная литература. Авторская. Божественная комедия примыкает сюда.
2. Куртуазная (придворная) литература – лирика и рыцарский роман. Авторы как правило известны.
3. Городская литература – в основном сатирическая
, фарсы, фаблье. Сюда относится Вион, опосредованно можно судить по работам Бокаччо. Сочинения в основном анонимны. В рамках городской культуры происходит и становление средневекового театра, который выходит из храма на городскую площадь и часто сопровождает праздники.
3. Позднее Средневековье или Ренессанс. Хронология разнится в зависимости от национальной культуры: Италия (середина 14 века, начиная с Великой Европейской чумы 1348-1350 гг. – начало 16 века; с Петрарки до Макиавели); Англия, Франция, Нидерланды и Испания (середина 15 – весь 16 век), 17 век – последний в Европе кризис ренессансных идеалов, так называемый трагический гуманизм Шекспира и Сервантеса.
Литература авторская, анонимных сочинений практически нет – только в театре остаётся традиция анонимности.
Термин «феодализм» получил своё распространение лишь накануне Французской революции XVIII в. Он означал тот старый порядок, связанный с сохранением абсолютной монархии и привилегированного положения дворян феодалов. Феодализмом назывался тогда общественный строй, в основе которого находилось понятие «феод». Феод – это населённое крестьянами земельное владение пожалованное господином – сеньором (по латыни – старшим), своему вассалу – зависимому человеку, обязанному за владение феодом служить своему покровителю. Однако переход к феодальному землевладению в разных регионах был принципиально различен, осуществляясь по трём основным направлениям.
Первое означало непосредственную трансформацию рабовладельческих государств в феодальные. Такой путь общественного развития был характерен для Китая, Индии и Византии, начиная со II века
Второе происходило на основе синтеза разлагавшихся первобытнообщинных и разрушавшихся рабовладельческих отношений в ходе расселения варварских племён и народов на территориях бывших рабовладельческих государств. Так формировался феодализм в Западной Европе, на Ближнем Востоке и североафриканском побережье Средиземного моря.
Третьехарактеризовалось образованием феодальных отношений на стадии разложения первобытнообщинных отношений при отсутствии рабовладельческой составляющей вследствие её экономической неэффективности. Таковым был генезис феодализма у восточных славян Поднепровья и монголо-татарских племён.
Соответственно все эти три типа генезиса феодализма в разных частях земного шара приводили к неодинаковой степени его зрелости. Наиболее органично феодальные отношения развивались в Западной Европе, вырастая из самих экономических условий существования крестьян, средних и крупных земельных собственников. Королевская власть главным образом выступала в качестве регулятора в отношениях между ними, будучи верховным собственником всей земли в государстве. Влияние римских частнохозяйственных традиций и благоприятные природно-климатические условия способствовали
быстрому развитию индивидуальных форм землевладения, из которых вырастала система вассалитета. Сельская община становилась сообществом частных владельцев пахотных и приусадебных участков, передаваемых по наследству. В XI в. европейский феодализм вступил в стадию своей зрелости.
Но уже другим был феодализм на Востоке, в котором преобладало не экономическое, а политическое начало, связанное с патерналистской деятельностью государства. В основу восточного типа феодализма лёг классический тип китайского феодального имперского правления. Для него было характерно жёстко централизованное феодальное государство с разветвлённым бюрократическим аппаратом. Землевладение включало в себя государственный земельный фонд с императорскими поместьями, служебное (пожизненное) и частное (наследственное) землевладение, коллективную крестьянскую собственность в общинах с частным землепользованием. Слабое развитие института частной собственности на землю не способствовало становлению системы вассальных отношений, подобной европейской.
На Руси и в России мощным катализатором формирования феодальных отношений также было государство: вначале Киевское, затем Московское и, наконец, Петербургское. Частное (вотчинное) землевладение всегда находилось под мощным прессом государственной аграрной политики, как того требовали политические и социально-экономические условия существования русского социума. Без такой же патерналистской государственной политики, как и на всём остальном Востоке, Русь-Россия попросту перестала бы существовать, неспособная адекватно отвечать неблагоприятным вызовам истории. Поэтому не случайно с распадом государства и установлением удельного феодального порядка она оказалась под монголо-татарским игом. И хотя именно в этот межгосударственный период в ней стали зарождаться вассальные отношения, подобные западноевропейскому аналогу, но по мере возрождения русской государственности в её жёстко централизованной форме, князья и бояре стали утрачивать былую политическую и экономическую автономность. Процесс этот был достаточно объективный и закономерный. Оказавшись под гнётом золотоордынского ига феодалы должны были из двух зол выбирать меньшее, то есть становиться верноподданными великому князю Московскому. Это вытекало из самой потребности выживания страны в тех условиях и какой-либо альтернативы в них не существовало.
Но и в домонгольский период (1132-1237 гг.) феодальные отношения коренным образом отличались от западноевропейских благодаря тому обстоятельству, что русское крестьянство находилось в процессе сельскохозяйственного освоения Восточно-Европейской равнины и вело подвижный образ жизни. По этой причине княжеские и боярские вотчинники часто не могли установить над крестьянским хозяйством экономический контроль и завести полноценное феодальное хозяйство с барщинной запашкой, так как имели дело не столько с крестьянством, сколько с общинной территорией, причём последняя постоянно меняла свои очертания в ходе сельскохозяйственной колонизации. При наличии больших пространств, незанятых ещё никем земель, всегда сохранялась возможность сняться с утратившего продовольственное значение места и основать новые починки за 50-100 вёрст в северном и восточном направлениях от прежних общинных деревень. Этот был объективный процесс, который на тысячу лет раньше переживала и Западная Европа. Он не позволял заводить полностью оседлое мелкое и крупное земледелие с более интенсивной хозяйственной деятельностью. Все силы тогда уходили на борьбу с лесом. Но лес и защищал крестьян от многочисленных врагов, как внешних, так и внутренних. Лесное подсечно-огневое земледелие медленно уступало место полевому хозяйству. Только в 1497 г. в связи с образованием единого централизованного государства и завершением в основном сельскохозяйственной колонизации Великорусской равнины Иван III, наконец, решил, что пришла пора издать закон о «Юрьеве дне», закреплявший крестьян за вотчинами на срок одного сельскохозяйственного года. Однако уже в 1550 г. Судебник Ивана IV существенно осложнил ежегодные «переходы» тем, что была повышена арендная плата за землю («пожилое»). Затем в 1881 г был принят указ о «заповедный летах», которыми вводился мораторий на «Юрьев день». И, наконец, с 1592 г. начало действовать установление об «урочных годах», разрешавшее пятилетний сыск беглых крестьян. Так государство последовательно превращало некогда свободных крестьян в крепостных, которые оказались гораздо более зависимыми от феодалов, чем крепостные в Западной Европе.
Процесс закрепощения крестьян происходил одновременно с конфискацией земли у опальных князей и бояр и наделением ею дворян по месту их государственной службы. Это означало, что наряду с частнохозяйственным землевладением в Московской Руси, по сути, установился режим государственного феодализма, который утратил свою регулирующую функцию во взаимоотношениях между помещиками и их крестьянами только в связи с отменой крепостного права в 1861 г.