Файл: Отчет по учебной практике научноисследовательская работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1 показывает, что переходы от оперативного управления к стратегическому дает возможность оперативной реакции на те или иные внешние изменения. - Многими учеными стратегический менеджмент рассматривается как процесс установления менеджерами долгосрочных направлений предприятия, разрабатывают стратегию для достижения цели, учитывая внешние и внутренние обстоятельства, и обязуются выполнять выбранный план действий.

В стратегический менеджмент входят различные элементы. Американской консультационной фирмой «Мак-Кинси» приводятся некоторые из них, такие, как стратегии, структуры, кадры, искусство управления.

Стратегический менеджмент организации рассматривается системой 3 компонентов:

  • стратегии, в качестве совокупности управленческих решений по ее перспективным развитиям;

  • соответствующей управленческой структуры, которая нацелена на разработку стратегии и ее внедрение.

Стратегия предприятия - одно из главных понятий стратегического менеджмента.

Определения термина «стратегия», данные различными учеными, приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Подходы к определению понятия стратегии

Авторы

Определения

И.Ансофф, Д.Стейнер

Стратегия является способом установления целей для делового корпоративного и функционального уровня

А. Чандлер

Стратегия является методом установления долгосрочных целей субъекта хозяйствования, программы действий, а также приоритетных направлений размещения ресурсов

М. Портер

Стратегия является способом реакции на внешние угрозы и возможности, внутренние слабые и сильные стороны

М.Минцберг

Стратегия как согласованная, последовательная и интегрированная структура управленческих решений

М.Альберт, М.Мескон, Ф.Хедоури

Стратегия является детальным всесторонним комплексным планом, для того, обеспечения осуществления миссии субъекта хозяйствования и достижения целей

М. Хамель

Стратегия является способом развития ключевых конкурентных преимуществ субъекта хозяйствования

А.Томсон

Стратегия является набором действий и подходов по достижению установленных показателей деятельности


Таким образом, можно говорить о том, что стратегическое управление – это управление предприятием, при котором основу стратегического решения - выбор поведения организации в данный момент.

Стратегию предприятия состоит из четырех элементов: стратегической цели, сфер деятельности, способов получения конкурентных преимуществ, а также функциональной стратегии.

На рисунке 1 приведена стратегическая модель.



Рисунок 1 - Модель стратегии

Стратегическое управление, представляет собой сочетание различных видов деятельности, которые выделяются из общих управленческих процессов.

В данных условиях, специализированные виды разных работ, связанных с реализацией, формированием и контролем выполнения стратегической установки предприятия называют «функциями стратегического управления».

Полная картина конкурентной среды предоставляет организации возможность спрогнозировать и реализовать свою конкурентную позицию. Для всех отделов и подразделений организации конкурентная стратегия будет обобщающим основанием в последующей работе. Организация будет иметь конкурентное преимущество, если ее уровень работы с клиентами будет выше, чем у конкурента и тогда она сможет противостоять давлению конкурентных сил.

Сложились разные способы достижения конкурентного преимущества, например, приобретение высококачественных материалов, сырья, идеальное обслуживание клиентов, разработка дополнительного сервисного обслуживания, цены, удобные график работы и расположение торговой точки, постоянные разработки новинок и их внедрение. Организация всегда ориентируется на конечного потребителя, поэтому стремятся предложить товар, удовлетворяющий их требованиям, а именно - приобрести товар по низкой цене или лучшего качества, чем у конкурента, но чуть дороже.

Подходы к управлению предприятием, инициативы для привлечения потребителей, ведение конкурентной борьбы, управление конкурентной позицией предприятия - это позиции, которые освещают в конкурентной стратегии предприятия.

При выборе той или иной конкурентной стратегии предприятие ориентируется на три фактора:

1) конкурентная позиция предприятия (то есть предприятие определяет для себя, является ли оно лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем или обитателем определенной ниши);

2) стратегическая задача (то есть предприятие стремится к доминирующему положению на конкурентном рынке и рассчитывает со временем занять выгодную прибыльную нишу);



3) рыночная ситуация (то есть определение этапа жизненного цикла предприятии, находится ли оно на раннем этапе или на последних фазах).

Таким образом, под конкурентной стратегией понимается определенный набор подходов к деятельности предприятия и инициативы, используемые для привлечения потребителей, ведения конкурентной борьбы и управления своей позицией на конкурентном рынке.

Глава 2. Отраслевые особенности цифровой трансформации и их влияние на стратегии организаций

2.1. Неравномерность цифровой трансформации в различных
отраслях экономики


В Программе развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года понятие «цифровая трансформация экономики» определено, как: изменение модели управления экономикой от программно-целевой к программно-прогностической; смена экономического уклада, изменение традиционных рынков, социальных отношений, государственного управления, связанная с проникновением в них цифровых технологий; принципиальное изменение основного источника добавленной стоимости и структуры экономики за счет формирования более эффективных экономических процессов, обеспеченных цифровыми инфраструктурами; переход функции лидирующего механизма развития экономики к институтам, основанным на цифровых моделях и процессах.

Цифровая трансформация — неоднозначная парадигма общественного развития, при всех ее положительных эффектах необходимо уметь прогнозировать, выявлять и управлять негативными тенденциями, вызовами и угрозами. Так, в мире в среднем 64% топ-менеджеров рассматриваю вопросы цифровой трансформации своих компаний, но 24% не делают и этого. В России картина такая: большая часть (62%) руководителей не обращают внимания на проблемы цифровой трансформации, и только 35% поступают так, как большинство топ-менеджеров в мире, т.е. включают их в круг рассматриваемых вопросов. Что же касается компаний в целом, то их реагирование на цифровую трансформацию заметно консервативней: 43% (в России 52%) компаний не признают угрозы со стороны цифровой трансформации или признают, но не реагируют на них.




Рисунок 4 – Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики, млрд. руб.1

Цифровая экономика произвела фундаментальное изменение характера рисков и повысила вероятность того, что рынок останется турбулентным, нестабильным и подверженным угрозам экономической безопасности.

«Риск в цифровой экономике» («риск цифровой безопасности») - это категория риска, связанная с использованием, развитием и управлением цифровых технологий в процессе экономической деятельности». Этот риск может возникнуть в результате сочетания угроз и уязвимости в цифровой среде, подрывая достижение экономических целей, нарушая конфиденциальность, целостность и доступность информации. Риск цифровой безопасности носит динамичный характер и включает в себя аспекты, связанные с цифровой, экономической и социальной средой, а также людей, вовлеченных в деятельность этих процессов.

Возможности и риски цифровых технологий представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Возможности и риски цифровых технологий2

Возможности цифровых технологий

Риски внедрения цифровых технологий

Новые технологии, прорыв в ИИ, интернете вещей, финтехе, анализе больших данных

Быстрое навязывание и заимствование западных технологий, деградация собственных компетенций

Новые функции, возможности общения, ускорение коммуникаций и платежей, новый уровень комфорта

Новые уязвимости, закладки, слежка, утечки персональных данных, потеря тайны личной жизни

Новые рынки, новые бизнес-модели, новые большие компании, новые массовые сервисы и информационные услуги

Риск быстрого захвата новых рынков транснациональными компаниями

Рост производительности труда, рост эффективности, внедрение Ии, автоматизация, роботизация

Потеря рабочих мест, безработица, социальная напряженность, возникновение слоя тунеядцев

«Экономика обмена», исчезновение посредников, повышение скорости и стандартизации услуг, уберизация медицины, образования, транспорта, сферы услуг

Юридическая неопределенность, этические проблемы, рост мошенничества, снижение качества и ответственности, «роботизация» людей, рост социального отчуждения

Большие данные, анализ персональных данных, электронная идентификация и аутентификация личности, электронный двойник гражданина

Исчезновение приватности, навязчивая реклама, новый цифровой тоталитаризм, утечка персональных данных граждан за границу к мощным иностранным игрокам

Инвестиции, стартапы, новые деньги, новые индустрии, «перелицовка» традиционных индустрий

Захват экономики более сильными и богатыми иностранными игроками. Внешнее управление экономикой


Если с возможностями цифровых технологий более-менее все понятно, то вот риски внедрения имеют еще ряд характерных особенностей (таблица 4).

Таблица 4 - Риски внедрения цифровых технологий3

Риски

Характерные особенности

Операционные

«Плохо разработанные цифровые технологии могут увеличить ошибки обработки;

входные данные, предоставленные разработчиками для обучения алгоритмов, используемых для цифровых технологий могут быть устаревшими; распространение инновационных продуктов и услуг может увеличить сложность предоставления финансовых услуг, что затрудняет управление и контроль операционного риск»

Финансовые

Неправильная реализация технологий может привести к финансовым и репутационным потерям организации;

стандарты и правила конфиденциальности данных могут подвергаться риску несоблюдения

Нормативные

Изменения в законодательстве или нормативных актах могут оказать существенное влияние на технологии;

некоторые строго регламентированные процессы (например конфиденциальность данных) могут быть отключены в непредвиденные моменты; неправильные и/или неполные нормативные отчеты, созданные с помощью технологий, могут привести к проблемам с регулированием и дорогостоящим штрафам;

технологии могут действовать способами, которые противоречат существующим законам

Организационные

Замена или перепрофилирование штатных сотрудников может негативно отразиться на их психологическом состоянии;

несоответствие между группами может привести к разрывам в ролях и подотчетности;

отсутствие стандартов в отношении внесения изменений в технологиях может помешать изменениям управленческих процессов;

одна технология может быть эквивалентной нескольким технологиям, что приводит к риску концентрации

Технологические

Влияние изменений планового технического обслуживания на существующие ИТ платформы может потребоваться регрессионное тестирование; программному обеспечению могут потребоваться учетные данные для доступа к данным системы и приложения;

новые технологии могут быть использованы не по назначению (например, для выполнения очистки данных из приложений);

данные, предоставленные для освоения новых технологий, могут не иметь значения, что приведет к неверному результату