Файл: Отчет по учебной практике научноисследовательская работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 1 показывает, что переходы от оперативного управления к стратегическому дает возможность оперативной реакции на те или иные внешние изменения. - Многими учеными стратегический менеджмент рассматривается как процесс установления менеджерами долгосрочных направлений предприятия, разрабатывают стратегию для достижения цели, учитывая внешние и внутренние обстоятельства, и обязуются выполнять выбранный план действий.
В стратегический менеджмент входят различные элементы. Американской консультационной фирмой «Мак-Кинси» приводятся некоторые из них, такие, как стратегии, структуры, кадры, искусство управления.
Стратегический менеджмент организации рассматривается системой 3 компонентов:
-
стратегии, в качестве совокупности управленческих решений по ее перспективным развитиям; -
соответствующей управленческой структуры, которая нацелена на разработку стратегии и ее внедрение.
Стратегия предприятия - одно из главных понятий стратегического менеджмента.
Определения термина «стратегия», данные различными учеными, приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Подходы к определению понятия стратегии
Авторы | Определения |
И.Ансофф, Д.Стейнер | Стратегия является способом установления целей для делового корпоративного и функционального уровня |
А. Чандлер | Стратегия является методом установления долгосрочных целей субъекта хозяйствования, программы действий, а также приоритетных направлений размещения ресурсов |
М. Портер | Стратегия является способом реакции на внешние угрозы и возможности, внутренние слабые и сильные стороны |
М.Минцберг | Стратегия как согласованная, последовательная и интегрированная структура управленческих решений |
М.Альберт, М.Мескон, Ф.Хедоури | Стратегия является детальным всесторонним комплексным планом, для того, обеспечения осуществления миссии субъекта хозяйствования и достижения целей |
М. Хамель | Стратегия является способом развития ключевых конкурентных преимуществ субъекта хозяйствования |
А.Томсон | Стратегия является набором действий и подходов по достижению установленных показателей деятельности |
Таким образом, можно говорить о том, что стратегическое управление – это управление предприятием, при котором основу стратегического решения - выбор поведения организации в данный момент.
Стратегию предприятия состоит из четырех элементов: стратегической цели, сфер деятельности, способов получения конкурентных преимуществ, а также функциональной стратегии.
На рисунке 1 приведена стратегическая модель.
Рисунок 1 - Модель стратегии
Стратегическое управление, представляет собой сочетание различных видов деятельности, которые выделяются из общих управленческих процессов.
В данных условиях, специализированные виды разных работ, связанных с реализацией, формированием и контролем выполнения стратегической установки предприятия называют «функциями стратегического управления».
Полная картина конкурентной среды предоставляет организации возможность спрогнозировать и реализовать свою конкурентную позицию. Для всех отделов и подразделений организации конкурентная стратегия будет обобщающим основанием в последующей работе. Организация будет иметь конкурентное преимущество, если ее уровень работы с клиентами будет выше, чем у конкурента и тогда она сможет противостоять давлению конкурентных сил.
Сложились разные способы достижения конкурентного преимущества, например, приобретение высококачественных материалов, сырья, идеальное обслуживание клиентов, разработка дополнительного сервисного обслуживания, цены, удобные график работы и расположение торговой точки, постоянные разработки новинок и их внедрение. Организация всегда ориентируется на конечного потребителя, поэтому стремятся предложить товар, удовлетворяющий их требованиям, а именно - приобрести товар по низкой цене или лучшего качества, чем у конкурента, но чуть дороже.
Подходы к управлению предприятием, инициативы для привлечения потребителей, ведение конкурентной борьбы, управление конкурентной позицией предприятия - это позиции, которые освещают в конкурентной стратегии предприятия.
При выборе той или иной конкурентной стратегии предприятие ориентируется на три фактора:
1) конкурентная позиция предприятия (то есть предприятие определяет для себя, является ли оно лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем или обитателем определенной ниши);
2) стратегическая задача (то есть предприятие стремится к доминирующему положению на конкурентном рынке и рассчитывает со временем занять выгодную прибыльную нишу);
3) рыночная ситуация (то есть определение этапа жизненного цикла предприятии, находится ли оно на раннем этапе или на последних фазах).
Таким образом, под конкурентной стратегией понимается определенный набор подходов к деятельности предприятия и инициативы, используемые для привлечения потребителей, ведения конкурентной борьбы и управления своей позицией на конкурентном рынке.
Глава 2. Отраслевые особенности цифровой трансформации и их влияние на стратегии организаций
2.1. Неравномерность цифровой трансформации в различных
отраслях экономики
В Программе развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года понятие «цифровая трансформация экономики» определено, как: изменение модели управления экономикой от программно-целевой к программно-прогностической; смена экономического уклада, изменение традиционных рынков, социальных отношений, государственного управления, связанная с проникновением в них цифровых технологий; принципиальное изменение основного источника добавленной стоимости и структуры экономики за счет формирования более эффективных экономических процессов, обеспеченных цифровыми инфраструктурами; переход функции лидирующего механизма развития экономики к институтам, основанным на цифровых моделях и процессах.
Цифровая трансформация — неоднозначная парадигма общественного развития, при всех ее положительных эффектах необходимо уметь прогнозировать, выявлять и управлять негативными тенденциями, вызовами и угрозами. Так, в мире в среднем 64% топ-менеджеров рассматриваю вопросы цифровой трансформации своих компаний, но 24% не делают и этого. В России картина такая: большая часть (62%) руководителей не обращают внимания на проблемы цифровой трансформации, и только 35% поступают так, как большинство топ-менеджеров в мире, т.е. включают их в круг рассматриваемых вопросов. Что же касается компаний в целом, то их реагирование на цифровую трансформацию заметно консервативней: 43% (в России 52%) компаний не признают угрозы со стороны цифровой трансформации или признают, но не реагируют на них.
Рисунок 4 – Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики, млрд. руб.1
Цифровая экономика произвела фундаментальное изменение характера рисков и повысила вероятность того, что рынок останется турбулентным, нестабильным и подверженным угрозам экономической безопасности.
«Риск в цифровой экономике» («риск цифровой безопасности») - это категория риска, связанная с использованием, развитием и управлением цифровых технологий в процессе экономической деятельности». Этот риск может возникнуть в результате сочетания угроз и уязвимости в цифровой среде, подрывая достижение экономических целей, нарушая конфиденциальность, целостность и доступность информации. Риск цифровой безопасности носит динамичный характер и включает в себя аспекты, связанные с цифровой, экономической и социальной средой, а также людей, вовлеченных в деятельность этих процессов.
Возможности и риски цифровых технологий представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Возможности и риски цифровых технологий2
Возможности цифровых технологий | Риски внедрения цифровых технологий |
Новые технологии, прорыв в ИИ, интернете вещей, финтехе, анализе больших данных | Быстрое навязывание и заимствование западных технологий, деградация собственных компетенций |
Новые функции, возможности общения, ускорение коммуникаций и платежей, новый уровень комфорта | Новые уязвимости, закладки, слежка, утечки персональных данных, потеря тайны личной жизни |
Новые рынки, новые бизнес-модели, новые большие компании, новые массовые сервисы и информационные услуги | Риск быстрого захвата новых рынков транснациональными компаниями |
Рост производительности труда, рост эффективности, внедрение Ии, автоматизация, роботизация | Потеря рабочих мест, безработица, социальная напряженность, возникновение слоя тунеядцев |
«Экономика обмена», исчезновение посредников, повышение скорости и стандартизации услуг, уберизация медицины, образования, транспорта, сферы услуг | Юридическая неопределенность, этические проблемы, рост мошенничества, снижение качества и ответственности, «роботизация» людей, рост социального отчуждения |
Большие данные, анализ персональных данных, электронная идентификация и аутентификация личности, электронный двойник гражданина | Исчезновение приватности, навязчивая реклама, новый цифровой тоталитаризм, утечка персональных данных граждан за границу к мощным иностранным игрокам |
Инвестиции, стартапы, новые деньги, новые индустрии, «перелицовка» традиционных индустрий | Захват экономики более сильными и богатыми иностранными игроками. Внешнее управление экономикой |
Если с возможностями цифровых технологий более-менее все понятно, то вот риски внедрения имеют еще ряд характерных особенностей (таблица 4).
Таблица 4 - Риски внедрения цифровых технологий3
Риски | Характерные особенности |
Операционные | «Плохо разработанные цифровые технологии могут увеличить ошибки обработки; входные данные, предоставленные разработчиками для обучения алгоритмов, используемых для цифровых технологий могут быть устаревшими; распространение инновационных продуктов и услуг может увеличить сложность предоставления финансовых услуг, что затрудняет управление и контроль операционного риск» |
Финансовые | Неправильная реализация технологий может привести к финансовым и репутационным потерям организации; стандарты и правила конфиденциальности данных могут подвергаться риску несоблюдения |
Нормативные | Изменения в законодательстве или нормативных актах могут оказать существенное влияние на технологии; некоторые строго регламентированные процессы (например конфиденциальность данных) могут быть отключены в непредвиденные моменты; неправильные и/или неполные нормативные отчеты, созданные с помощью технологий, могут привести к проблемам с регулированием и дорогостоящим штрафам; технологии могут действовать способами, которые противоречат существующим законам |
Организационные | Замена или перепрофилирование штатных сотрудников может негативно отразиться на их психологическом состоянии; несоответствие между группами может привести к разрывам в ролях и подотчетности; отсутствие стандартов в отношении внесения изменений в технологиях может помешать изменениям управленческих процессов; одна технология может быть эквивалентной нескольким технологиям, что приводит к риску концентрации |
Технологические | Влияние изменений планового технического обслуживания на существующие ИТ платформы может потребоваться регрессионное тестирование; программному обеспечению могут потребоваться учетные данные для доступа к данным системы и приложения; новые технологии могут быть использованы не по назначению (например, для выполнения очистки данных из приложений); данные, предоставленные для освоения новых технологий, могут не иметь значения, что приведет к неверному результату |