Файл: Отчет по учебной практике научноисследовательская работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новые вызовы и угрозы экономической безопасности, связанные с цифровизацией экономики, могут сказываться как на независимости бизнеса, так и на конкурентоспособности предприятий. «Наиболее существенными представляются угрозы, связанные с защитой персональных данных, ростом безработицы, связанного с ростом риска исчезновения ряда профессий и отдельных отраслей, разрыва уровня благосостояния населения, как находящихся в одной стране или регионе, так и в разных»4.

Несмотря на предпринятые существенные действия со стороны Правительства РФ, Россия отстает от стран – лидеров по уровню и объемам развития цифровой экономики по основным показателям (таблица 5).

Таблица 5 - Индикаторы цифровой экономики Российской Федерации

Наименование индикатора цифровой экономики

Показатели

Россия

Индекс инклюзивного интернета (Inclusive Internet Index) за 2020 год

Место в рейтинге по странам

26

Значение

79,0

Всемирный рейтинг цифровой конкурентоспособности (World Digital Competitiveness) за 2019 год

Место в рейтинге (изменение по сравнению с 2018 г.)

38 (+2)

Значение

70,406

Индекс готовности к сетевому обществу (Network Readiness Index) за 2019 год

Место в рейтинге по странам

48

Значение

54,98

Глобальный индекс сетевого взаимодействия (Global Connectivity Index) за 2019 год

Место в рейтинге (изменение по сравнению с 2018 г.)

41 (-2)

Значение

49,0

Индекс электронной торговли B2C (B2C E-Commerce Index) за 2019 год

Место в рейтинге (изменение по сравнению с 2018 г.)

40 (+2)

Значение

77,9

Глобальный индекс кибербезопасности (Global Cybersecurity Index) за 2018 год

Место в рейтинге (изменение по сравнению с 2017 г.)

26 (-16)

Значение

0,836

Локальный индекс онлайновых услуг (Local Online Service Index) за 2018 год

Место г. Москвы в рейтинге по городам мира

1

Значение (максимально возможное – 60)

55


Главными причинами отставания развития России от мировых лидеров цифровой экономики являются следующие:

  • ограниченные внутренние затраты на формирование цифровой экономики в размере 1,9–2,0% от ВВП страны, что в 2–3 раза ниже, чем в странах Европейского союза и США;

  • доля организаций и компаний, имеющих интернет-сайты, в 2 раза ниже, чем в передовых странах по развитию цифровых технологий;

  • недостаточная активность граждан в части получения государственных услуг посредством электронного обращения через интернет;

  • неравномерность финансирования и инвестирования в информационные технологии по регионам страны.

На город Москву выделяется примерно 40% государственных расходов на информационные инновации в целом. По итогам 2018 года город Москва Российской Федерации занял 1-е место среди всех городов мира по Локальному индексу онлайновых услуг (Local Online Service Index).

Особенностью российского рынка информационных технологий является недостаточная для опережающего развития капитализация, которая составляет примерно 1% от мирового объема. Отечественные крупные и средние компании современного цифрового рынка имеют годовую выручку не более 6 млрд руб. Крупные корпорации в области мирового производства оборудования, программного обеспечения, информационных услуг обеспечены годовым доходом и капитализацией на уровне десятков и сотен миллиардов долларов США. Необходимо признать, что отечественный рынок информационных технологий пока не способен составить конкуренцию ведущим цифровыми компаниям и организациям на мировом рынке.

В целях ускорения процесса диджитализации и восстановления экономики России после пандемии COVID-19 правительству необходимо: во-первых, повысить качество и доступность мобильного интернета для пользователей; во-вторых, усовершенствовать законодательство в области цифровых технологий; в-третьих, принять меры государственного регулирования хранения и использования больших данных (в настоящий момент в России практически отсутствуют средства защиты и обеспечения безопасности обрабатываемой неструктурированной информации); в-четвертых, создать благоприятные условия для инвестирования в организации, занятые разработкой и внедрением инноваций; в-пятых, осуществлять финансирование НИОКР в области ИКТ.

Применение в последнее время цифровых инноваций в виде технологий позволило Российской Федерации значительно улучшить свои показатели по уровню деловой и инвестиционной привлекательности благодаря развитию уровня доступности государственных услуг и условий ведения производственно-хозяйственной деятельности

5. Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ для агрегатной оценки уровня распространения цифровых технологий разработан Индекс цифровизации отраслей экономики, социальной сферы и органов власти. Он характеризует скорость адаптации к цифровой трансформации, уровень использования широкополосного интернета, облачных сервисов, RFID-технологий, ERP-систем, включенность в электронную торговлю организаций предпринимательского сектора. Индекс рассчитывается по России и странам Европы, Республике Корея и Турции. Лидирующую позицию среди указанных стран занимает Финляндия со значением Индекса на уровне 50 пунктов, далее следуют Бельгия (49), Нидерланды (48) и Дания (47). Россия (31 пункт) находится в одной группе с такими странами Центральной и Восточной Европы, как Греция (31), Польша (31) и Латвия (32).

В России наименее востребованными из всех перечисленных технологий оказались RFID-технологии (7%) и электронные продажи (их применяют в среднем только 15% организаций). Наиболее востребованными среди российских компаний являются облачные сервисы и ERP-системы: их применяют 27% и 22% от общего числа организаций. Охват широкополосным интернетом в России составляет 86% от общего числа организаций. Максимальная дифференциация стран отмечается по использованию RFID-технологий и облачных сервисов (в 6 и 8 раза соответственно).

Среди российских отраслей экономики самый высокий уровень показателя (86) и умеренная дифференциация (17,6 п.п.) по доступности широкополосного интернета. Различия максимального и минимального значений находятся в пределах 12%. Их формируют отрасль информационных технологий и строительство. Самое низкое среднероссийское значение показателя (6,8%) и слабая дифференциация (9,8 п.п.) характерна для RFID-технологий. Различия максимального и минимального значений находятся в пределах 3%. Их формируют отрасль телекоммуникации и операций с недвижимостью. Существенные различия (в 7 раз) в востребованности ERP-систем наблюдаются в таких отраслях, как водоснабжение, утилизация отходов и телекоммуникации.

Активное внедрение и использование результатов цифровых проектов в условиях жесткой конкуренции на рынках и отраслях связаны с потребностями целевых потребителей товаров и услуг, которые заставляют по законам маркетинга подчиниться развитию и проникновению цифровых инноваций во все сферы и отрасли экономики. Основными положительными факторами структурной отраслевой трансформации на основе цифровых инноваций являются: способность компаний к осуществлению активных перемен, наличие специалистов высокой квалификации, обоснованные и взвешенные управленческие решения.


За последние 10 лет созданы все условия и возможности для реализации российской цифровой экономики в полном объеме. Процесс развития цифровизации будет иметь положительный экономический эффект и приведет к общему росту экономических показателей России. Главным препятствием развития цифровой экономики в России является отсутствие целенаправленной совместной деятельности органов государственного управления, производства, торговли и научной сферы.

По результатам исследования отмечается, что отечественная цифровая экономика нуждается в сильной и конкурентоспособной индустрии информационных технологий, способной производить и поддерживать собственные цифровые продукты высокого мирового качества, которые должны составить конкуренцию зарубежным продуктам. Одним из главных и необходимых направлений развития цифровой экономики России в настоящее время является увеличение объемов финансирования и инвестирования в научные исследования и научно-исследовательские разработки, подготовку специалистов и развитие образования в сфере высоких технологий, развитие объектов современной информационной инфраструктуры.

1


2


3


4


5