Файл: Методика измерения проявления лидерского потенциала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Серия«Психолого-педагогическиенауки».8/2018



МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

УДК: 159.9
А.Н.Николаев
МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
Показанаактуальностьразработкиметодикидляисследованиямерыпроявле-ниялидерскогопотенциалаличности.Статьявключаетвсебярезультаты:поискапризнаковпроявленияэтогопотенциала(поданнымнаучнойлитературыидвухва-риантовпоисковогоисследования);разработкитекстаметодики;стандартизацииметодики;и результаты ееапробации.

Ключевыеслова:проявлениелидерскогопотенциала;методика;поисковоеис-следование;точность,надежность,валидностьметодики.
Представители социальной психологии и специалисты по теории менеджмента доказали высокое положительное значение проявления лидерства у руководителей. Если человек назначен на должность руководителя, то изначально его лидерский по- тенциал чаще всего бывает так, что он неизвестен его подчиненным. Если он про- являет себя как лидер, то со временем он может им и стать, то есть, его подчиненные начнут видеть в нем лидера. При этом успешность его руководящей деятельности заметно повысится. Как считает А. А. Радугина (1998) «Лидерские отношения отли- чает то, что последователи признают лидерство составной частью группы или орга- низации только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность» [Цит. по: 2, с. 21]. Обращение к названию данной стать у читателя может вызвать удивление: почему обозначено не лидерский потенциал, а его проявление? Потому, что руково- дителя делают лидером подчиненные, которые становятся последователями лидера, поэтому без проявления признаков лидерства он не может стать лидером. Группа дает неформальный вердикт лидера. Не зря говорят: «Свита делает короля». Поэтому представленная здесь методика направлена на выявление признаков потенциального лидера. Действительно, по мнению А. Н. Николаева «признание руководителя груп- пой как руководителя-лидера является его заслугой и в то же время является резер- вом повышения эффективности руководства» [3, с. 18].

Известно, что существует формальное и неформальное лидерство. Л. Г. Почебут и В. А. Чикер [4] отмечают, что в социальной психологии выделяются две структу- ры группы — формальную и неформальную. Есть все основания предположить, что вероятность становления формального лидера при формальной структуре группы выше, как и неформального — при неформальной структуре группы. Если в группе с неформальной структурой появится формальный лидер, то при выполнении ли- дерских функций он будет испытывать определенные затруднения, так же, как и при формальной структуре трудно проявлять признаки лидера неформальному лидеру. В целом же наличие неформального лидерства в группе предпочтительнее, поскольку деятельность формального лидера может породить возникновение в группе или в группировке неформального лидера.


Именно поэтому, при разработке методики для оценки проявления лидерского потенциала ориентация была на измерение меры выраженности проявления призна- ков у неформального лидера.

Для разработки методики проявления лидерского потенциала важно найти на- блюдаемые у субъекта признаки, влияющие на последователей так, чтобы именно он стал лидером данной группы.

При анализе другой литературы по лидерству были отобраны 63 признака. Поскольку результаты исследования личности лидера чаще всего встречается в ли- тературе по менеджменту, то целесообразно обозначить признаки отличия руково- дителей-лидеров от руководителей, то есть, отметить признаки лидеров [1]. Эти 18 отличительных признаков можно включить в общую их «копилку». Например, из учебного пособия А. Н. Николаева было отобрано 14 утверждений [3]; из методики Е. П. Ильина «диагностика склонности к стилю руководства» [по кн.: 3] было ис- пользовано 6 утверждений; остальные, по 2–3 признака из других изданий.

В целом обращение к научной и методической литературе показало, что таких признаков много, и требуется произвести отбор основных из них.

Для этого был использован метод экспертных оценок 21-го эксперта, препо- давателей психологии вузов Санкт-Петербурга и Пскова (все они являются кандида- тами психологических наук, а 5 из них — докторами). Использовался электронный вариант опроса. Заданием для экспертов служил выбор тех утверждений, которые в наибольшей степени указывают, что то или иное утверждение является признаком лидерского потенциала личности. Предлагалась следующая инструкция: «Уважае- мый эксперт! В научном исследовании выявляются самые важные признаки нефор- мального лидера в группе. Выделите жирным шрифтом те лидерские характери- стики, с которыми Вы наиболее согласны». В

качестве основной задачи экспертного опроса выступило сокращение числа признаков не менее чем наполовину. Так было отобрано 30 признаков.

Следующим шагом разработки методики явилось перефразирование выделен- ных экспертами признаков в видимые и наблюдаемые формы поведения и деятель- ности. Это важно, поскольку выраженность лидерского потенциала, как предполага- лось, будут оценивать все члены группы.

Было принято решение разработать методику на основе репертуарных реше- ток Дж. А. Келли (по типу Реп-теста), где в качестве конструктов выступают эле- менты поведения и деятельности, как признаки лидерского потенциала. Следует оговорить, что в различной мере лидерский потенциал наличествует у каждого, даже ведомого субъекта деятельности, в отличие от признаков лидера. В качестве элементов выступают сами испытуемые, знающие друг друга, включая и самих за- полняющих опросный лист.

Методика


проявления лидерского потенциала личности (А. Н. Николаев)
Уважаемый эксперт, с научной целью проводится выявление меры проявления лидерского потенциала личности. Просим Вас, ознакомившись со списком характе- ристик лидера (левый столбик), последовательно оценить кто из членов вашей груп- пы ею обладает. Для этого просим по каждой из характеристик, то есть, в каждой

строке поставить знаки «+» в столбиках напротив тех членов группы, у которых та или иная характеристика заметно проявляется (включая себя).




Характеристики лидера

Фамилия

Фамилия

Фамилия

Фамилия

Фамилия

Фамилия

Фамилия

Фамилия



1. Словами и делами вдохновляет

нас на дела




























2. Защищает членов коллектива

от нападок




























3. Успешно отстаивает свое

мнение




























4. С готовностью берет на себя

ответственность




























5. Создает благоприятный

эмоциональный фон




























6. Более точно и полно видит

ситуации




























7. В работе проявляет высокий

профессионализм




























8. Он первый «первый среди

равных»




























9. Берется за координацию

наших действий




























10. Готов и часто выполняет

роль наставника




























11. Увлекает за собой своей

страстью к делу




























12. Внушает к себе доверие и любовь




























13. Выполняет работу по сплочению

группы




























14. Проявляет оптимизм в

выполнении дел




























15. Дает ответы на острые для всех

вопросы




























16. Направляет на единую для группы

цель




























17. Проявляет справедливую

требовательность




























18. Поддерживает целесообразные

нововведения




























19. Привлекает себе сторонников




























20. Оказывает помощь

и поддержку сторонникам




























21. Для него преодоление

препятствий норма




























22. Формулирует для всех

проблемы и задачи
































23. Выполняет действия по

объединению группы




























24. Старается быть интересным,

харизматичным




























25. Старается быть безупречным

в работе




























26. В действиях группы идет впереди




























27. Чувствует потребности членов

группы




























28. Понимает каждого из группы




























29. Советуется с членами группы




























30. Старается поддерживать хорошие

отношения




























Итого:






























Следующим шагом в процессе разработки методики стало определение «веса» каждого из признаков проявления лидерства (характеристик лидерского потенциала). Было принято решение использовать для этого оценки экспертов в отношение каждого из признаков. Был введен коэффициент значимости признаков проявления лидерского потенциала, который равнялся числу выборов экспертами каждого из них. Это целесообразно, поскольку коэффициент вариации числа таких выборов достаточно высок, и превышает 33 %. Значения «веса» признаков отражены в ключе для подсчета итогов экспертного опроса («вес» каждого из признаков определялся числом утвердительных оценок экспертов с делением на 10, как на меньшее число таких оценок признаков, включенных в методику).

Следующим шагом в процессе разработки методики стала ее стандартизация.

Определялась точность, надежность и валидность методики.

Для определения надежности применялся метод расщепления, когда стимульный материал после процедуры исследования разделяется на две части для сопоставления. В первую часть методики были включены 15 характеристик с нечетными номерами вопросов, а в другую ее часть — 15 нечетных. Показателем надежности, в таком случае, явился коэффициент корреляции между полученными результатами исследования, которые были получены с использованием характеристик, включенных в разные их части.

Коэффициент корреляции равный 0,48 (n = 36) достигает 99-процентного уровня достоверности. Такая теснота связи говорит о высокой надежности данной методики.

Валидность (внешняя) определялась с помощью вычисления коэффициента