Файл: Методика измерения проявления лидерского потенциала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
корреляции между показателями данной методики и показателями, полученными с помощью одной из универсальных методик — парного сравнения (в 6-и группах по 6 человек). В основу этой методики был заложен вопрос: «… у кого из каждой пары испытуемых, по Вашему мнению, есть последователи?». Коэффициент корреляции показал наличие тесной взаимосвязи (r = 0,51; при n = 36 р < 0,01) между показателями проявляющегося лидерского потенциала, полученного с помощью разрабатываемой методики и с помощью парного сравнения.

Точность предлагаемой методики обусловлена следующим:

  • полученная высокая надежность является признаком высокой точности;

  • большим числом оцениваемых признаков;

  • введением при обработке данных «веса» каждого из признаков;

  • фактом того, что было получено нормальное распределения ряда показателей проявляемого лидерского потенциала у преподавателей.

Следующим шагом в процессе разработки методики явилась попытка сведения характеристик проявления лидерского потенциала в группы для выявления компонентов этого качества с помощью кластерного анализа. Была определена суммарная мера выраженности каждой из характеристик лидерского потенциала в группе из 36 испытуемых (3 группы по 12 человек; преподавателей вузов). Однако сделать это не удалось — типы личности лидеров не выделились, не выделились и кластеры характеристик лидерского потенциала (не более 6-и единиц).

Данная методика может применяться как в научных исследованиях, так и в практической работе, но лишь в сравнительном внутригрупповом плане. Это обусловлено тем, что с помощь
данной методики измеряется выраженность проявления лидерского потенциала, которая находится в зависимости от ряда факторов от специфики деятельности, от личности руководителя, от числа членов группы, от продолжительности периода существования малой группы. Поэтому нормативных значений здесь быть не может (можно заметить, что эти значения чаще всего бывают и не востребованными).

Для использовании данной методики желательно в качестве испытуемых привлекать группы в пределах 10 ± 2 человека. Для этого малые группы с большим числом ее членов целесообразно разбить на подгруппы.

Ключ к обработке данных. Алгоритм:

  1. из опросного листа исключаются оценки респондентами самих себя, то есть, ответы, построенные на интроспекции; эти ответы используются для качественной характеристики лидерского потенциала;

  2. подсчитывается сумма набранных утвердительных ответов с умножением на заданные коэффициенты «веса»; ниже приводится схема подсчета (пояснение сокращений: номера признаков; сумма утвердительных ответов по каждому признаку; К — коэффициенты «веса» каждого из признаков; ИПЛП — индекс проявляемого лидерского потенциала);








К

ИПЛП





К

ИПЛП





К

ИПЛП

1




1,9




11




1,4




21




1,2




2




1,9




12




1,4




22




1,2




3




1,7




13




1,4




23




1,2




4




1,7




14




1,3




24




1,1




5




1,7




15




1,3




25




1,1




6




1,6




16




1,3




26




1,1




7




1,6




17




1,3




27




1




8




1,6




18




1,3




28




1




9




1,5




19




1,2




29




1




10




1,4




20




1,2




30




1




Итого:





  1. подсчитывается промежуточный индекс проявляемого лидерского потенциала (ПИПЛП) по среднему арифметическому значению; здесь нужно сложить все значения ИПЛП в столбиках и разделить на 30;

  2. подсчитывается и записывается итоговая оценка проявляемого лидерского потенциала (ИИПЛП) по среднему формуле — ИИПЛП = ПИПЛП / n – 1; где n — число респондентов.


Литература


  1. Емельянов Ю. Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. М.: Просвеще- ние, 1971.

  2. Круглова Т. Э. Профессионализм руководителя-менеджера в сфере физической культуры и спор- та // Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, соци- альные и психологические проблемы: Вестник Балтийской Педагогической. Вып. 33 (3), 2000. С. 21–28.

  3. Николаев А. Н. Лидерство руководителей образовательных учреждений: Учебное пособие. Псков: ПГУ, 2013.

  4. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2002.


Обавторе
Николаев Алексей Николаевич — доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии, Псковский государственный университет. Псков, Россия.

E-mail: nialo@mail.ru
А. Nikolaev

THE PROCEDURE FOR MEASURING THE LEADERSHIP POTENTIAL OF A PERSON



The article shows the relevance of given procedure for measuring the leadershippotentialofapersonthathasbeendevelopedbytheauthor.Thearticleincludestheresultsof the scientific detection, aimed at finding out the main features for the manifestation ofthis potential (according to the data of the scientific literature and to two variants of thepilotstudy);theformulationofthetextoftheprocedure;itsstandardization;andtheresultsofits approbation.

Key words: manifestation of leadership potential; procedure; pilot study; accuracy,reliability,
validity ofthe procedure.
About the author
Alexey Nikolaev, Doctor of Science in Psychology, Professor at the Therapeutic Pedagogy Department, Pskov State University. Pskov, Russia.

E-mail: nialo@mail.ru