Файл: Методика измерения проявления лидерского потенциала.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
корреляции между показателями данной методики и показателями, полученными с помощью одной из универсальных методик — парного сравнения (в 6-и группах по 6 человек). В основу этой методики был заложен вопрос: «… у кого из каждой пары испытуемых, по Вашему мнению, есть последователи?». Коэффициент корреляции показал наличие тесной взаимосвязи (r = 0,51; при n = 36 р < 0,01) между показателями проявляющегося лидерского потенциала, полученного с помощью разрабатываемой методики и с помощью парного сравнения.
Точность предлагаемой методики обусловлена следующим:
Следующим шагом в процессе разработки методики явилась попытка сведения характеристик проявления лидерского потенциала в группы для выявления компонентов этого качества с помощью кластерного анализа. Была определена суммарная мера выраженности каждой из характеристик лидерского потенциала в группе из 36 испытуемых (3 группы по 12 человек; преподавателей вузов). Однако сделать это не удалось — типы личности лидеров не выделились, не выделились и кластеры характеристик лидерского потенциала (не более 6-и единиц).
Данная методика может применяться как в научных исследованиях, так и в практической работе, но лишь в сравнительном внутригрупповом плане. Это обусловлено тем, что с помощь
данной методики измеряется выраженность проявления лидерского потенциала, которая находится в зависимости от ряда факторов — от специфики деятельности, от личности руководителя, от числа членов группы, от продолжительности периода существования малой группы. Поэтому нормативных значений здесь быть не может (можно заметить, что эти значения чаще всего бывают и не востребованными).
Для использовании данной методики желательно в качестве испытуемых привлекать группы в пределах 10 ± 2 человека. Для этого малые группы с большим числом ее членов целесообразно разбить на подгруппы.
Ключ к обработке данных. Алгоритм:
Литература
Обавторе
Николаев Алексей Николаевич — доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии, Псковский государственный университет. Псков, Россия.
E-mail: nialo@mail.ru
А. Nikolaev
The article shows the relevance of given procedure for measuring the leadershippotentialofapersonthathasbeendevelopedbytheauthor.Thearticleincludestheresultsof the scientific detection, aimed at finding out the main features for the manifestation ofthis potential (according to the data of the scientific literature and to two variants of thepilotstudy);theformulationofthetextoftheprocedure;itsstandardization;andtheresultsofits approbation.
Key words: manifestation of leadership potential; procedure; pilot study; accuracy,reliability,
validity ofthe procedure.
Alexey Nikolaev, Doctor of Science in Psychology, Professor at the Therapeutic Pedagogy Department, Pskov State University. Pskov, Russia.
E-mail: nialo@mail.ru
Точность предлагаемой методики обусловлена следующим:
-
полученная высокая надежность является признаком высокой точности; -
большим числом оцениваемых признаков; -
введением при обработке данных «веса» каждого из признаков; -
фактом того, что было получено нормальное распределения ряда показателей проявляемого лидерского потенциала у преподавателей.
Следующим шагом в процессе разработки методики явилась попытка сведения характеристик проявления лидерского потенциала в группы для выявления компонентов этого качества с помощью кластерного анализа. Была определена суммарная мера выраженности каждой из характеристик лидерского потенциала в группе из 36 испытуемых (3 группы по 12 человек; преподавателей вузов). Однако сделать это не удалось — типы личности лидеров не выделились, не выделились и кластеры характеристик лидерского потенциала (не более 6-и единиц).
Данная методика может применяться как в научных исследованиях, так и в практической работе, но лишь в сравнительном внутригрупповом плане. Это обусловлено тем, что с помощь
данной методики измеряется выраженность проявления лидерского потенциала, которая находится в зависимости от ряда факторов — от специфики деятельности, от личности руководителя, от числа членов группы, от продолжительности периода существования малой группы. Поэтому нормативных значений здесь быть не может (можно заметить, что эти значения чаще всего бывают и не востребованными).
Для использовании данной методики желательно в качестве испытуемых привлекать группы в пределах 10 ± 2 человека. Для этого малые группы с большим числом ее членов целесообразно разбить на подгруппы.
Ключ к обработке данных. Алгоритм:
-
из опросного листа исключаются оценки респондентами самих себя, то есть, ответы, построенные на интроспекции; эти ответы используются для качественной характеристики лидерского потенциала; -
подсчитывается сумма набранных утвердительных ответов с умножением на заданные коэффициенты «веса»; ниже приводится схема подсчета (пояснение сокращений: № — номера признаков; ∑ — сумма утвердительных ответов по каждому признаку; К — коэффициенты «веса» каждого из признаков; ИПЛП — индекс проявляемого лидерского потенциала);
№ | | К | ИПЛП | № | | К | ИПЛП | № | | К | ИПЛП | |
1 | | 1,9 | | 11 | | 1,4 | | 21 | | 1,2 | | |
2 | | 1,9 | | 12 | | 1,4 | | 22 | | 1,2 | | |
3 | | 1,7 | | 13 | | 1,4 | | 23 | | 1,2 | | |
4 | | 1,7 | | 14 | | 1,3 | | 24 | | 1,1 | | |
5 | | 1,7 | | 15 | | 1,3 | | 25 | | 1,1 | | |
6 | | 1,6 | | 16 | | 1,3 | | 26 | | 1,1 | | |
7 | | 1,6 | | 17 | | 1,3 | | 27 | | 1 | | |
8 | | 1,6 | | 18 | | 1,3 | | 28 | | 1 | | |
9 | | 1,5 | | 19 | | 1,2 | | 29 | | 1 | | |
10 | | 1,4 | | 20 | | 1,2 | | 30 | | 1 | | |
Итого: | |
-
подсчитывается промежуточный индекс проявляемого лидерского потенциала (ПИПЛП) по среднему арифметическому значению; здесь нужно сложить все значения ИПЛП в столбиках и разделить на 30; -
подсчитывается и записывается итоговая оценка проявляемого лидерского потенциала (ИИПЛП) по среднему формуле — ИИПЛП = ПИПЛП / n – 1; где n — число респондентов.
Литература
-
Емельянов Ю. Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. М.: Просвеще- ние, 1971. -
Круглова Т. Э. Профессионализм руководителя-менеджера в сфере физической культуры и спор- та // Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, соци- альные и психологические проблемы: Вестник Балтийской Педагогической. Вып. 33 (3), 2000. С. 21–28. -
Николаев А. Н. Лидерство руководителей образовательных учреждений: Учебное пособие. Псков: ПГУ, 2013. -
Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2002.
Обавторе
Николаев Алексей Николаевич — доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии, Псковский государственный университет. Псков, Россия.
E-mail: nialo@mail.ru
А. Nikolaev
THE PROCEDURE FOR MEASURING THE LEADERSHIP POTENTIAL OF A PERSON
The article shows the relevance of given procedure for measuring the leadershippotentialofapersonthathasbeendevelopedbytheauthor.Thearticleincludestheresultsof the scientific detection, aimed at finding out the main features for the manifestation ofthis potential (according to the data of the scientific literature and to two variants of thepilotstudy);theformulationofthetextoftheprocedure;itsstandardization;andtheresultsofits approbation.
Key words: manifestation of leadership potential; procedure; pilot study; accuracy,reliability,
validity ofthe procedure.
Alexey Nikolaev, Doctor of Science in Psychology, Professor at the Therapeutic Pedagogy Department, Pskov State University. Pskov, Russia.
E-mail: nialo@mail.ru