Файл: Конкурс исследовательских работ учащихся 57х классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Региональный конкурс исследовательских работ учащихся 5-7-х классов

«Тропой открытий В.И. Вернадского»

Человеческие ценности старшеклассников.
Направление: проблемы человека и общества.

Секция: гуманитарная.

Авторы:

Подымов Глеб Юрьевич,

Крайняя Милена Дмитриевна

Россия, Краснодарский край, город Сочи,

МОБУ СОШ №13, 5 «А» класс

Научный руководитель:

Матвеева Елена Сократовна,

учитель истории, обществознания, МОБУ СОШ №13
Сочи 2017г.
Содержание
Введение______________________________________________________________4

Глава I. Понятие ценностей и ценностных ориентиров

I.1 Понятие «ценность» в исследовательской литературе______________________6

I.2. Теоретические основы ценности и иерархия ценностных ориентиров________8

I.3 Классификация человеческих ценностей_________________________________9

I.4 Воспитание ценностных ориентаций____________________10

Глава II. Исследование ценностей и ценностных ориентиров у младших и старших подростков МОБУ СОШ № 13 города Сочи ___________________________13

Заключение___________________________________________________________18

Литература____________________________________________________________19

Приложение___________________________________________________________20

Введение

В современных условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится подросткам с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность, равнодушие к жизни, безразличие к себе и другим порождают у многих подростков апатию, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

Те нормы и традиции, выработанные предшествующими поколениями, стали не актуальными для современных подростков, так как изменилась идеология. Старшему поколению сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей, а молодому поколению еще сложнее в этом плане, так как у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная и вообще ценности как таковые для подростков относительны.

Ценностные ориентации – одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности, поэтому условия динамично меняющегося общества делают эту сферу исследования актуальной, особенно в отношении подростков.

Следовательно, проблемой данного исследования является выявление ценностей и ценностных ориентаций современных подростков. 

Проблема ценностей и ценностных ориентаций активно разрабатывается учеными.  Известны работы таких исследователей как Чарльз Уильям Моррис (1901-1979) — американский философ, автор книги «Основания теории знаков», Клайд Клакхон (1905-1960) — американский социальный антрополог, Толкотт Парсонс (1902-1979) — американский социолог-теоретик, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии, Леонид Михайлович Архангельский (1919-1982) – советский доктор философских наук, Олег Григорьевич Дробницкий (1933-1973) – советский доктор философских наук, автор книги «Моральная философия» и др.


Объектом исследования являются ценности и ценностные ориентации современных подростков.

Цель работы: выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современных подростков  МОБУ СОШ № 13 города Сочи

Задачи:

1. Определить объём и содержание понятия «ценности и ценностные ориентации».

2. Рассмотреть типологию ценностей.

3. Определить базовые ценности современных младших и старших подростков МОБУ СОШ № 13 города Сочи

Методы исследования:

1. Анкетирование учащихся 6-7 и 8-9 классов;

2. Метод рейтинга;

3. Метод количественных подсчетов и сплошной выборки.

Исследование и создание исследовательской работы проведено по плану:

Изучение литературы по поставленной проблеме;

Проведение анкетирования среди учащихся 6-7 и 8-9 классов;

Обобщение и анализ полученных результатов;

Оформление работы.

Глава I. Понятие ценностей и ценностных ориентиров

I.1 Понятие «ценность» в исследовательской литературе

В ХХ веке антропологи, изучающие примитивные народы, придали культура новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира,- система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируются взаимодействия людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой- то его части. А материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.

А что такое ценности? Это те предметы, явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни.

Есть ценности, важные во все времена. Их можно назвать общечеловеческими. К таким ценностям относятся истина, свобода, справедливость, красота, добро, польза, совесть, честь, человеческая жизнь, семья, Родина и т.д.

Непреходящими ценностями семейной жизни считают верность и постоянство, любовь к детям в сочетании с требовательностью, уважением к человеку.

Но иногда у человека происходит конфликт ценностей. Представьте такую ситуацию. Друг попросил прийти поддержать его на спортивных соревнованиях, а в школе к завтрашнему дню надо подготовить серьезное сообщение, материалов к которому дома нет. И ученик оказывается перед трудным выбором: пойти на соревнование поддержать друга или в библиотеку готовить сообщение? Любое решение неприятно, ведь хочется быть и хорошим другом, и успешным учеником. В жизни придется учиться делать выбор во многих ситуациях.



Наукой установлено, что существует три этапа нравственного развития человека.

Первый этап – когда человек не совершает дурных поступков, потому что боится наказаний. Если человек думает, что его могут уличить в краже, то он вряд ли будет воровать.

Второй этап – когда человек дорожит мнением группы, в которой находится. Человек не ворует, остерегаясь изгнания из группы.

На третьем этапе поведение определяется принципами, применимыми независимо от авторитета группы. В их основе лежат справедливость, взаимопомощь и равенство прав человека, уважение его достоинства как личности. Человек не ворует, потому что уважает других людей. Правильным считается поведение, соответствующее подобным принципам.1

Понятие "ценность" было введено в научный оборот в середине XIX века. Оно весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

В целом классический период развития социальной науки характеризуется разнообразными подходами к трактовке ценностей.

Ч. Моррис1 считает, что все живые организмы стремятся к приобретению определенных вещей независимо от того, являются ли эти вещи предметами, знаками, состояниями или другими организмами. Всякая ситуация, в которой осуществляется предпочитаемое поведение, является оценочной ситуацией.

Еще один исследователь К. Клакхон считает, что ценность - есть концепция того, что желательно, характерная для индивида или группы и оказывающая влияние на выбор доступных способов, средств и целей действия.

Согласно концепции ценностей Т. Парсонса, главная дифференциация ценностей связывается с классами объектов, от которых человеческие действия неотделимы. С одной стороны, к оценке самих культурных образцов, а с другой, - к четырем крупным категориям объектов, с которыми человек всегда имеет дело: к социальной системе, системам личности, организмов и физического мира. Однако данная позиция не нашла широкой поддержки.

Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элементы действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов, либо заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях.

Следует отметить, что ценностная проблематика является достаточно разрабатываемой и в современной науке. Первые публикации, посвященные проблемам ценностей, появились в СССР в конце 50-х - начале 60-х годов.


Около полувека ценностная проблематика находится в центре внимания отечественных социологов. Все они вплоть до начала 1990-х годов выражали свою приверженность марксистскому видению ценностных феноменов, отражающих весь спектр жизненных значимостей (как положительных, так и отрицательных) - С. Ангелов, Л.М. Архангельский, В.В. Гречаный, О.Г. Дробницкий и др.2

Новейшие исследования ценностей социологов свидетельствуют о сдвиге ценностей. Естественно, это не могло не повлиять на содержание понятия "ценность".  С их точки зрения, ценности — это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы и соотносят свои действия.

___________________

1Тюрина В.А., Научитель Е.Д. Ценностные ориентации: Учеб. Пособие. – К.: ООО "Междунар. фин. агенство", 1998. – 30 с.

2 Определение ценностных ориентаций // Менеджер по персоналу. - 2006. - № 3. - С. 60-65.

I.2. Теоретические основы ценности и иерархия ценностных ориентиров

Ценности – это суть и свойства предмета, явления. Это также определенные идеи, воззрения, посредством которых люди удовлетворяют свои потребности и интересы. Но то, что для одного человека может быть ценностью, другой может недооценить, а то и вовсе не считать ценностью, т.е. ценность всегда субъективна.

Наряду с этим, среди всей иерархии ценностей можно выделить те, которые являются общечеловеческими, или глобальными, то есть присущи максимальному количеству людей, например свобода, труд, творчество, гуманизм, солидарность, человеколюбие, семья, дети и др.

Отдельный человек может признавать много ценностей реально существующими, влияющими на его жизнь, но далеко не все из них он выбирает и признает в качестве своих личных целей и задач жизнедеятельности.

Сегодня ценностные ориентации рассматривают как определенную совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности.

В целом, ценностные ориентации – это понятие, отражающее положительную или отрицательную значимость для личности предметов или явлений социальной действительности.

Ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные личностным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.


Система ценностей личности составляет основу ее ценностных ориентаций и ценностных установок, которые, в свою очередь, выступают в качестве критерия выбора вариантов деятельности, поведения, принятия решений. Целостная, устойчивая система ценностных ориентаций личности делает ее способной определить свое отношение к миру, к культуре своего народа, к своей собственной жизни, сориентироваться в системе координат социального пространства.

Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально – структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.
Таким образом, ценностные ориентации – это:

-  идеологические, политические, моральные, эстетические и другие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней;

-  способ определенной дифференциации индивидом объектов по их значимости.

Итак, мы определили, что ценности – это концепции жизненных предпочтений личности (или социальной группы), отражающие ее способности осмысления окружающей реальности, оценочного отношения к ней, а также ее эмоциональное состояние, ценностные ориентации - это результат осознанного выбора того или иного варианта действия.

I.3 Классификация человеческих ценностей

Мир человеческих ценностей невероятно многообразен. Классифицировать ценности возможно по многим основаниям. Критерием их классификации могут быть объективные характеристики явлений, выступающих ценностями (на этом основании ценности делят на материальные и духовные). Дифференцируя ценности по субъектам и носителям, выделяют ценности общества в целом, социальной группы (например, молодежи), коллектива, индивида. По сферам жизнедеятельности ценности можно объединить в такие группы, как моральные ценности, экономические, политические, религиозные, гражданские и т.д.

Следует обратить внимание на те ценности, которые социологи называют базовыми. Они составляют стержень ценностного сознания личности, предопределяя ее поступки в различных сферах жизнедеятельности.

Одной из самых распространенных и обобщающих типологий ценностей является их разделение на ценности-цели и ценности-средства.

В рамках собственно социологического анализа ценностей их разделение на ценности-цели и ценности-средства предпринял М. Рокич1