Файл: Конкурс исследовательских работ учащихся 57х классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из инструментальных ценностей (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) учащимися были выбраны: (ТАБЛИЦА 2) исполнительность (дисциплинированность) (31%) , чуткость (заботливость) (30%); твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (29%).

Менее значимыми для учащихся в возрасте 11 – 12 лет стали аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (17%); воспитанность (хорошие манеры) (17%).

Для учащихся 8 –9 классов тест М. Рокича был представлен в полном виде и дополнен ценностными суждениями.  (Приложение 2).

Учащиеся 8 – 9 классов в возрасте 14 – 15 лет в количестве 23 человек в качестве наиболее значимых ценностей для себя определили: (ТАБЛИЦА 3) здоровье (физическое и психическое) (75%); счастливая семейная жизнь (58%); активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (50%).

Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:

творчество (возможность творческой деятельности) (11%);

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) (8%);

развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (7%);

красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (5%);

Из инструментальных ценностей учащимися были выбраны: (ТАБЛИЦА 4) в первую очередь, воспитанность (хорошие манеры) (66%), образованность (широта знаний, высокая общая культура) (61%), аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (53%), ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (49%).

Нужно заметить, что такие ценности как:

непримиримость к недостаткам в себе и других (15%);

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) (12%);

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (10%);

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (8%);

являются менее значимыми.

Таким образом, из терминальных ценностей сохранение и укрепление здоровья (56% для учащихся 6-7 классов и 75% для учащихся 8 – 9 классов), счастливая семейная жизнь (53% и 58%), любовь (49% и 42%) являются важными составляющими системы базовых ценностей подростков школы. Менее значимыми являются: счастье других; свобода как независимость в поступках и действиях; возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие; возможность творческой деятельности;  развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).


Наиболее предпочтительными свойствами личности в любой жизненной ситуации для учащихся школы стали: воспитанность (хорошие манеры), исполнительность (дисциплинированность), аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), честность (правдивость, искренность) и ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).

По результатам исследования ценностных ориентаций видно, каким образом распределились голоса учащихся 8 – 9 классов: (ТАБЛИЦА 5)

92% учащихся ответили, что «мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня».

8% учащихся ответили, что «надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел», «главное в жизни – материальное благополучие».

В результате мы делаем выводы о том, что распределение ценностей современных подростков  можно интерпретировать как неоднородное. Однако заметна некоторая тенденция доминирования ценностей личностного характера над социально ориентированными. Видно, для современных школьников свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

Современные подростки, как особая социально-демографическая группа является чутким индикатором изменений, которые происходят в обществе, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей подростков, их установки, жизненные планы во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости.

Думаем, что подросткам нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. От того, каковы ценности современных подростков, зависит их будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям – это недоверие к своему будущему.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



1 Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. М.: ООО «Русское слово», 2011, с. 155

2