Файл: Конкурс исследовательских работ учащихся 57х классов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
на 1-м месте - здоровье (физическое и психическое) (56%);
на 2-м - счастливая семейная жизнь (53%);
на 3-м - наличие хороших и верных друзей (51%);
на 4-м - любовь (49%);
на 5-м - уважение окружающих, коллектива, товарищей (48%).
Достаточно значимыми являются также:
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (40%);
интересная работа (32%);
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (29%);
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (25%);
Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:
свобода как независимость в поступках и действиях (11%);
возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие (9%);
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего человечества в целом) (5%).
Из инструментальных ценностей (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) учащимися были выбраны:
на 1-м месте - исполнительность (дисциплинированность) (31%);
на 2-м - чуткость (заботливость) (30%);
на 3-м - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (29%);
на 4-м - смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (28%);
на 5-м - терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) (27%).
Нужно заметить, что такие ценности как:
честность (правдивость, искренность) (22%);
ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (20%);
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (17%);
воспитанность (хорошие манеры) (17%);
являются менее значимыми для учащихся в возрасте 11 – 12 лет.
Для учащихся 8 – 9 классов тест М. Рокича1 был представлен в полном виде и дополнен ценностными суждениями. (Приложение 2).
Учащиеся 8 – 9 классов в возрасте 14 – 15 лет в количестве 23 человек в качестве наиболее значимых ценностей для себя определили:
на 1-м месте - здоровье (физическое и психическое) (75%);
на 2-м - счастливая семейная жизнь (58%);
на 3-м - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (50%);
на 4-м - любовь (42%);
на 5-м - уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) (38%).
Достаточно значимыми являются также:
наличие хороших и верных друзей (32%);
___________________
1Тюрина В.А., Научитель Е.Д. Ценностные ориентации: Учеб. Пособие. – К.: ООО "Междунар. фин. агенство", 1998. – 30 с.
свобода как независимость в поступках и действиях (29%);
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) (28%);
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) (25%);
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (20%);
Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:
творчество (возможность творческой деятельности) (11%);
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) (8%);
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (7%);
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (5%);
Из инструментальных ценностей учащимися были выбраны:
на 1-м месте - воспитанность (хорошие манеры) (66%);
на 2-м - образованность (широта знаний, высокая общая культура) (61%);
на 3-м - аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (53%);
на 4-м - ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (49%);
на 5-м - честность (правдивость, искренность) и чуткость (заботливость) (45%).
Достаточно значимыми являются также:
исполнительность (дисциплинированность) (31%);
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) (30%);
смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (24%);
Нужно заметить, что такие ценности как:
непримиримость к недостаткам в себе и других (15%);
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) (12%);
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (10%);
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (8%);
являются менее значимыми.
Таким образом, из терминальных ценностей сохранение и укрепление здоровья (56% для учащихся 6-7 классов и 75% для учащихся 8 – 9 классов), счастливая семейная жизнь (53% и 58%), любовь (49% и 42%) являются важными составляющими системы базовых ценностей подростков школы. Менее значимыми являются: счастье других; свобода как независимость в поступках и действиях; возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие; возможность творческой деятельности; развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).
Наиболее предпочтительными свойствами личности в любой жизненной ситуации для учащихся школы стали: воспитанность (хорошие манеры), исполнительность (дисциплинированность), аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), честность (правдивость, искренность) и ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).
По результатам исследования ценностных ориентаций видно, каким образом распределились голоса учащихся 8 – 9 классов:
«мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня» (92% учащихся);
«человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем» ( 54% учащихся);
«материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть бедно живут – это справедливо» (31% учащихся);
«современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали» (15% учащихся);
«надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел» (8% учащихся);
«главное в жизни – материальное благополучие» (8% учащихся).
Итак, нами были проанализированы анкеты учащихся 6 –7 и 8 – 9 классов в количестве 60 человек МОБУ СОШ № 13 города Сочи и сделаны выводы о том, что распределение ценностей современных подростков можно интерпретировать как неоднородное. Однако заметна некоторая тенденция доминирования ценностей личностного характера над социально ориентированными. Видно, для современных школьников свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.
Заключение
Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов1, либо заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях.
Современные подростки, как особая социально-демографическая группа является чутким индикатором изменений, которые происходят в обществе, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей подростков, их установки, жизненные планы во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости.
Думаем, что подросткам нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. От того, каковы ценности современных подростков, зависит их будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям – это недоверие к своему будущему.
____________________________
1Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. М.: ООО «Русское слово», 2011
Литература
-
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М. – 1978. – 294 с. -
Добрынина В., Кухтевич Т. Ценностные ориентации учащихся и студенческой молодежи / В. Добрынина, Т. Кухтевич // Alma mater. – 2003. - №2. – С. 13-15. -
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. М.: ООО «Русское слово», 2011 -
Михайлева Е.Г. Ценности и ценностные ориентации в современной образовательной среде / Е.Г. Михайлева. – Х.: Изд-во НУА, 2004. – 48 с. -
Определение ценностных ориентаций // Менеджер по персоналу. - 2006. - № 3. - С. 60-65. -
Тюрина В.А., Научитель Е.Д. Ценностные ориентации: Учеб. Пособие. – К.: ООО "Междунар. фин. агенство", 1998. – 30 с. -
Ценностные ориентации современной молодежи [Электронный ресурс]: http://www.in1.com.ua/article/31402/index.html.
Приложение 1
Тест М. Рокича для учащихся 5 – 6 классов
1. Укажите ваш возраст (полных лет) _____
2. Расставьте в порядке значимости для вас следующие ценности:
1)__ здоровье (физическое и психическое);
__ интересная работа;
__ красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
__ любовь
__ материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
__ наличие хороших и верных друзей;
__ уважение окружающих, коллектива, товарищей;
__ возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие;
__ развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
__ свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
__ счастливая семейная жизнь;
__ счастье других.
2)__ аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
__ воспитанность (хорошие манеры);
__ жизнерадостность (чувство юмора);
__ исполнительность (дисциплинированность);
__ образованность (широта знаний, высокая общая культура);
__ ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
__ смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
__ твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
__ терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
__ честность (правдивость, искренность);
__ трудолюбие;
__ чуткость (заботливость).
Приложение 2
Тест М. Рокича для учащихся 10 – 11 классов
1. Укажите ваш возраст (полных лет) _____
2. Расставьте в порядке значимости для вас следующие ценности:
1)__ активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
__ жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
__ здоровье (физическое и психическое);
__ интересная работа;
__ красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
__ любовь;
__ материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
__ наличие хороших и верных друзей;
__ общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
__ познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
__ продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
__ развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
__ развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
__ свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
__ счастливая семейная жизнь;
__ счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
__ творчество (возможность творческой деятельности);
__ уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
2)__ аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
__ воспитанность (хорошие манеры);
__ высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
__ жизнерадостность (чувство юмора);
__ исполнительность (дисциплинированность);
__ независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
__ непримиримость к недостаткам в себе и других;
__ образованность (широта знаний, высокая общая культура);
__ ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
__ рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
__ самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
__ смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
__ твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
__ терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
__ широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);