ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Основы теории инноватики
Раскройте следующие вопросы:
-
Основные понятия теории инноватики. -
Новшество, инновация, инновационный менеджмент. -
Соотношение и взаимосвязь категорий. Классификация инноваций и кодирование.
-
Основные понятия теории инноватики.
Прежде всего, инноватика – это отрасль знаний, охватывающих широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение новшеств. Это отрасль знаний, находящихся на стыке ряда областей, в том числе: науки, инженерного проектирования, предпринимательства, экономики, финансов, социологии, организации, производства, информатики, маркетинга, логистики, управления, педагогики.
Инноватика включает основные направления:
- основы теории инноватики; управление инновациями; управление инновационным бизнесом; управление инновационными проектами;
- управление инвестициями в инновационные проекты;
- управление коммерциализацией инновационных продуктов,
включая технологию;
- управление человеческим ресурсом в инноватике;
- управление инновационными рисками; маркетинг и логистика инноваций;
- управление стратегическим развитием и изменениями; управление знаниями.
Как вид деятельности инноватика охватывает инновационные процессы на всех стадиях жизненного цикла инноваций, характеризуется инновационной активностью участников процесса.
Инноватика выступает как философия развития социального объекта по пути прогресса и обновления. Выступает как метод организации ресурсов общества, в первую очередь человеческого ресурса, направленных на решение социально-экономических программ. Как метод организации интеллектуального труда и приращения интеллектуального капитала.
Для полного осмысления теории инноватики необходимо ознакомится с основными понятиями:
-
Новшество- это новые систематизированные знания, закрепленные в знаковой или материальной форме, являющиеся результатом интеллектуальной научной или практической деятельности и способные быть предметом нововведения.
-
Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.
-
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического менеджмента, связанное с внедрением новых товаров, производственных процессов и экономических отношений. Разработка и внедрение новых видов товаров – это высокорискованный, не гарантирующий никакой отдачи процесс.
4. Новатор - создатель нового (как продукта труда новатора, содержащего новое для него решение). Новаторами могут быть физические и юридические лица.
Физические лица: люди любой профессии, создавшие в результате интеллектуальной деятельности что-то новое.
Юридические лица: фирмы (организации, предприятия), компании, корпорации, консорциумы, учреждения, которые также в результате творческой деятельности своих сотрудников создали что то новое.
5. Инноватор – это лицо, принявшее новшество к потреблению, то есть к дальнейшему преобразованию или использованию.
После принятия новшества к потреблению инноватор создает необходимые условия для его использования, внедряет, осваивает и использует, либо предварительно преобразовывает. Инноватор также может быть юридическим и физическим лицом.
Фирма (либо человек) становится инноватором при соблюдении как минимум двух условий:
1. после приобретения новшества;
2. при определенной работе с нововведением.
Инноватор – это потребитель, который испытал на себе и реализовал инновационный процесс:
1. осознал свою нужду в новшестве, поставил себе цель;
2. выбрал для ее достижения инновационную стратегию, то есть конкретное новшество;
3. искал и приобрел новшество (в основном через рынок, но может быть и через другой какой-либо распределительный механизм, например, внутрифирменный);
4. адаптировался к нему – перестроил себя и свою организацию (всю свою систему) под новшество как под новую стратегию;
5. рутинизировал его, то есть свои деловые операции он теперь может выполнять по-новому с помощью новшества, поскольку он освоил новшество
, включил новшество в свою технологию и обновил ее, включил его в свою корпоративную культуру;
6. использовал новшество и повысил свою компетенцию (получил новые знания, умения, навыки), получил выгоду в виде нового качества своей деловой активности, новых свойств продукции и услуг, появившихся в результате его деятельности.
-
Новшество, инновация, инновационный менеджмент.
1. Новшество в широком смысле – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.
Новация в узком смысле – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.
Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация прежде всего характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.), рис. 1.
На практике понятии «новация», «новшество», «нововведение» нередко отождествляются, хотя между ними есть и некоторые различия, а именно:
· новшеством может быть новый порядок
, новый метод, изобретение;
· нововведение означает, что новшество используется;
· с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
2. Инновация (нововведние) – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и изменение. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации (либо к процессу создания нововведения).
Новшество, задействованное в динамике, и до определенной степени развившееся, становится нововведением. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.
Инновация (нововведение) – рассматривается с нескольких сторон:
во-первых, как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;
во-вторых, как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;
в-третьих, как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате:
1) рыночной диффузии новшество стало известно потребителю и со стороны потребителя осознается нужда и потребность в новшестве,
2) осуществляется выбор инновационной стратегии по использованию новшества;
3) со стороны потребителя проявляется стремление к поиску и приобретению новшества;
4) состоялась адаптация к новшеству (потребитель при необходимости трансформировал новшество, перестроил под новшество свою систему и подготовился к использованию новшества);
5) осуществлен процесс перевода новшества как комплекса нового в комплекс обычного и привычного и даже «рутинного», то есть проведена рутинизация новшества (потребитель освоил новшество, включил его в свою технологию деловых или бытовых процессов, сделал частью организационной культуры, теперь он проводит свои деловые или бытовые операции по обновленной технологии, с новыми навыками);
6) потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате которого повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда, а также новая стоимость фирмы, в которую входит исполнитель), получил от новшества выгоду в виде импульса новизны (новой рутины), новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств выпускаемых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возросшее качества, новый уровень сервиса), рис. 2.
В широком смысле слова новации включаются в понятие «инновации» как часть единого процесса.
3. Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.
Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.
Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
Основные элементы инновационной среды:
* собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;
* товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;
* инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;
* соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.
Особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности (маркетингом), приобретает умение организовывать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.
Любые изменения всегда привносят в стабильную и оптимальную, с т.з. статики, систему неопределенности, нестабильности, которые принято характеризовать как состояние кризиса. Долгое время в процессах управления на кризис начинали реагировать только с его появлением, когда ситуация уже становилась реальностью и катастрофу предотвратить было невозможно. В настоящее время в действиях ведущих организаций все более явственно прослеживается стратегия упреждения. Действительно, гораздо разумнее предусмотреть кризис, т.е. разработать и ввести в систему такие инновации, которые позволят снизить риск и неопределенность будущих последствий.