Файл: Занятие по обследованию голоса у детей с ринолалией. Конспект Задание 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 9 Зенгина Галина Валентиновна
Тип | | |
Задание 1. | Напишите реферат на тему «Нарушение строения и функции артикуляционного аппарата при ринолалии» | Реферат |
3адание 2. | Нарисуйте профили артикуляции свистящих звуков. Опишите какие нарушения свистящих наблюдаются при ринолалии. | Творческая работа |
Задание 3. | Составьте занятие по обследованию голоса у детей с ринолалией. | Конспект |
Задание 4 | Подберите дыхательные упражнения для формирования речевого дыхания. | Конспект |
Задание 5. | Подберите упражнения для нормализации положения языка (корень опущен, кончик языка находится у нижних резцов, спинка языка тоже опущена). | Конспект |
Задание 6. | Составьте схему и обоснуйте последовательность работы над звуками при ринолалии в подготовительном периоде до операции | Эссе |
Задание 1. Реферат на тему «Нарушение строения и функции артикуляционного аппарата при ринолалии»
Содержание
Введение
1. Сущность ринолалии как речевого заболевания
2. Классификация врождённых расщелин губы и нёба
3. Формы и виды ринолалии
4. Основные причины и факторы возникновения ринолалии у детей
Заключение
Приложения
Введение
В настоящее время в трудах отечественных и зарубежных ученых распространено объективное мнение, что ринолалия - это наиболее сложная клиническая форма речевой патологии. И это неудивительно, так как ринолалия - это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленная некоторыми анатомическими и физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии возникает назализованный тембр голоса, а артикуляция и фонация значительно отличаются от нормальных значений.
Теоретическими аспектами возникновения ринолалии занимались такие видные ученые как Ипполитова А.Г., Нелюбова З.Г., Вансовская Л.И., Соломатина Г.Н., Соболева Е.А., Пятница Т.В. и другие.
Статистические исследования показывают, то в среднем на 1000 детей рождается один с врожденной расщелиной неба и губы. Однако в целом по России цифры значительно выше. Так, по состоянию на 2012 год число нарушений на 1000 родившихся детей в России было зафиксировано в среднем 11 случаев появления детей с данным видом внутриутробного развития.
Неблагоприятная тенденция к росту рождаемости детей с данным видом патологии сохраняется.
Именно поэтому тема реферата является актуальной, так как мы можем систематизировать все знания о данной проблеме и помочь в поиске наиболее эффективных коррекционно-педагогических форм работы.
Целью данной работы является рассмотрение понятия ринолалия, особенностей нарушения произносительной стороны речи при ринолалии.
Задачами работы являются:
- рассмотрение общей характеристики ринолалии;
- изучение различных форм ринолалии;
- анализ психолого-педагогической характеристики детей с открытой и закрытой формой ринолалии;
- анализ психического и речевого развития детей с ринолалией;
- исследование основных причин и факторов возникновения ринолалии у детей;
- исследование коррекционной работы при ринолалии.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Сущность ринолалии как речевого заболевания
Ринолалия – это речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи.
Хватцев М.Е. [13] считает, что ринолалия - это самостоятельное нарушение, в то время как Правдина О.В. и Олтушевский В. рассматривают ее как форму механической дислалии.
Иногда ринолалия описывается под названием ринофония. С моей точки зрения, последний термин неоднозначен с понятием ринолалия, так как он указывает лишь на специфически назальный оттенок голоса, в то время как термин ринолалия говорит о нарушении артикуляционной и
акустической характеристики звука.
Я считаю, что ринолалия является самостоятельным речевым нарушением, характеризующимся своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляции звуков. В отличие от механической дислалии при ринолалии страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков. В отличие от нарушений голоса при ринолалии страдает произношение и звонких, и глухих согласных звуков.
Специалисты-логопеды в отечественной логопедии различают ринолалию и ринофонию как отдельные нозологические единицы и выделяют внутри этих синдромов отдельные формы. Это необходимо при определении направления и при планировании объёма логопедической работы [7].
2. Классификация врождённых расщелин губы и нёба
Логопедическая наука относит к ринолалии такой дефект речевого аппарата, как врожденные расщелины нёба.
В настоящее время принята следующая классификация (см. Приложение 2):
Врожденные расщелины верхней губы: скрытая расщелина, полная расщелина и неполная расщелина: а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа; б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.
Врожденные расщелины нёба:
1) расщелина мягкого нёба: скрытая (субмукозная); неполная; полная;
2) расщелина мягкого и твердого нёба: скрытая; неполная; полная;
3) полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба: односторонняя; двухсторонняя;
4) полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба: односторонняя; двухсторонняя.
Расщелины бывают сквозными, полными и неполными, двусторонними и односторонними (как правосторонними, так и левосторонними).
Сквозными расщелинами считаются такие, которые, начинаясь от верхней губы, проходят через верхнюю челюсть, твердое и мягкое нёбо вплоть до маленького язычка, который также оказывается раздвоенным или же может совсем отсутствовать. Неполные расщелины могут ограничиваться только укорочением мягкого нёба, отсутствием маленького язычка или раздвоением его. Наблюдаются и незначительные дефекты костного остова твердого нёба, притом скрытые под слизистой оболочкой - так называемые субмукозные (подслизистые) щели; такая щель прощупывается при легком нажиме на задний край твердого нёба и обнаруживается при громком отрывистом произнесении звука «а» в виде втягивающегося внутрь треугольника в том же месте, причем величина его будет соответствовать костной расщелине.
3. Формы и виды ринолалии
В зависимости от характера повреждения речевого аппарата, характера анатомического дефекта и нарушения функции небно-глоточного смыкания ринолалия проявляется в 3-х видах - открытая, закрытая и смешанная. По этиологии может быть органическая и функциональная (см. Приложение 1).
Открытая ринолалия - это сквозная расщелина между ротовой и носовой полостями. Это более распространенное речевое нарушение, чем закрытая ринолалия. Причина - нарушение преграды между ротовой и носовой полостями. Воздушная струя слабая, во время речи проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего изменяется тембр всех звуков, возникает носовой резонанс при их произнесении. При этом носовые звуки характеризуются повышенным носовым оттенком - гиперназализацией.
Органическая открытая ринолалия - может быть врожденная (следствие врожденных расщелин верхней губы, твердого и мягкого неба) и приобретенная (следствие травм, параличей, парезов, рубцов, опухолей); функциональная открытая ринолалия - дефект речи обусловлен чаще всего гипокинезом мягкого неба, его гипофункцией без явных признаков органического повреждения, недостаточным подъемом при фонации (при частых заболеваниях носоглотки и слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости), а также обусловлен нарушением контроля собственной речи при сниженном слухе или при подражании назальной речи.
Функциональная открытая ринолалия встречается реже, чем органическая открытая ринолалия. Чаще всего она встречается у физически ослабленных детей с пониженным мышечным тонусом. При данной форме нарушения речь затруднена. Произношение слов абсолютно неразборчиво. Ротовые звуки приобретают назальность, наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых, ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта [7].
Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Воздушная струя в ротовой полости настолько слабая, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р [9].
Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Речевой выдох направлен только через рот при всех звуках. Особенно сильно страдают носовые звуки: м, мь, н, нь.
При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым, и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б' д, д'.
Носовой резонанс отсутствует, поэтому носовые звуки звучат как ротовые: м заменяется на б, н заменяется на д, мь – на бь, нь – на дь. (В норме в процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость.) Такая замена звуков сильно корёжит понятийный аппарат речи. Бывает частичное закрытие прохода воздушной струи через нос. В этом случае звук м звучит как сочетание звуков мб, а звук н – как нд.
В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный - неназальный, что влияет на ее разборчивость.
При данной форме ринолалии резко страдает произношение и гласных звуков, которые лишаются некоторых тоновых характеристик, из-за оглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях, что значительно обедняет их звучание. Они смазаны, имеют мертвый неестественный оттенок. Основные причины:
1) органические изменения в носовом пространстве, закрывающие проход воздушной струи в носовую полость;
2) функциональные расстройства мягкого неба, небной занавески, небно-глоточного клапана, который пропускает воздух в носовую полость.
Органическая закрытая ринолалия возникает вследствие анатомических изменений в носовой или носоглоточной полости. В этом случае необходимо хирургическое вмешательство, устранение причины непроходимости носовой полости. Как правило, с устранением этих причин носовое дыхание нормализуется и дефект исчезает. Если же улучшения речи не происходит, то в дальнейшем проводят те же логопедические упражнения, что и при функциональном нарушении.
В зависимости от локализации поражения анатомических структур - полости носа или полости носоглотки - М. Зееман подразделяет органическую закрытую ринолалию на два вида: переднюю закрытую ринолалию - при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую ринолалию - при уменьшении носоглоточной полости. Передняя закрытая ринолалия и ее причины: хронический насморк, приводящий к гипертрофии слизистой носа, разращения в носовой полости (полипы, опухоли), искривление носовой перегородки. Задняя закрытая ринолалия возникает при уменьшении носоглоточной полости.