Файл: 1. Плановый осмотр и текущий ремонт Осмотр внешнего вида электродвигателя. Осмотр крепления электродвигателя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Завершают изготовление моноблоков операции: зачистка выводных пластин, прогонка резьбы метчиком, окраска катушек эмалью и контроль.

2. Существует несколько непреложных правил, которые следует выполнять при измерении сопротивления постоянному току. Прежде чем измерять сопротивление обмотки, её следует зарядить до насыщения сердечника.Сопротивление определяют по результатам измерения тока и падения напряжения. При проверке обмоток с ответвлениями такие измерения следует выполнить для каждого ответвления отдельно, проводя, таким образом, одновремен­ное испытание состояния обмоток и переключателей РПН. Обычно пользуются одним из двух распространенных способов проведения испытания: статическим либо динамическим измерением сопротивления обмотки. Методы измерения сопротивления постоянному току Измерение сопротивления постоянному току выполняют тремя методами: косвенный метод падения напряжения, самый распространенный способ измерения метод вольтметра-амперметра метод непосредственной оценки или метод отклонений, наиболее быстрый, но менее точный по сравнению с нулевым методом, основывается на сравнении результатов и прошлыми проверками; нулевой или мостовой метод, наиболее высокоточный способ измерений.

3. К первой относятся помещения с повышенной опасностью, в которых имеется одно или несколько условий, создающих повышенную опасность: наличие сырости или токопроводящей пыли (относительная влажность воздуха длительно превышает.75%, а пыль может оседать на проводах и попадать внутрь машин и аппаратов); наличие токопроводящих полов (металлические, земляные, кирпичные и т.п.); наличие высокой температуры (температура постоянно превышает +35°С); возможность прикосновения человека к имеющим соединения с землей металлическим конструкциям зданий и технологическим механизмам с одной стороны и к металлическим корпусам электрических установок — с другой.

Ко второй группе относятся особо опасные помещения, в которых имеется: особая сырость; химически активная или агрессивная среда; два или более условий повышенной опасности. К третьей группе относятся помещения без повышенной опасности. Территории, на которых размещаются наружные электрические установки, относятся к особо опасным помещениям. Помещения, предназначенные для монтажа и эксплуатации электрического и электромеханического оборудования, должны удовлетворять следующим требованиям. Расстояние между элементами здания и перемещаемыми к месту монтажа электрическими установками должно быть не менее 0,3 м по вертикали и не менее 0,5 м по горизонтали. Ширина проходов между электрическими установками и элементами здания — не менее 1 м. Для оборудования с напряжением до 1 кВ ширина прохода между машинами и щитами управления должна быть не менее 2 м, а при открытых дверцах щита — не менее 0,6 м. В помещениях с электрическими установками должны быть предусмотрены площади для ремонта и монтажа оборудования, а также необходимые для этого грузоподъемные механизмы. Монтаж электрического и электромеханического оборудования должен проводиться так, чтобы при его работе шум и вибрации не превышали допустимых пределов.


4. Обмоточный цех состоит из участка восстановления обмоточных проводов, изоляционно-заготовочного участка (изготовление гильз, катушек статоров и трансформаторов, роторных стержней, катушек различных аппаратов и приборов) и участка намотки обмоток на статоры и роторы. Кроме того, в этом цехе производят пропитку, сушку и лужение обмоток электрических машин.На участке восстановления проводов старую изоляцию удаляют постепенным обжигом в электропечи. Промывку, травление и нейтрализацию проводов после удаления с них изоляции производят в промывочной ванне. На участке имеются также различные приспособления для волочения восстанавливаемых проводов, оплетки и пропитки их изоляционными лаками.
Изоляционно-заготовочный участок должен быть обеспечен следующим оборудованием и приспособлениями: верстаком для раскроя и заготовки изоляции; роликовыми и рычажными ножницами для резки электрокартона и других изоляционных материалов и для заготовки пазовой изоляции; приспособлениями для изготовления гильз и изоляции стержней; шаблонами и приспособлениями для рихтовки; намоточным станком для намотки катушек электродвигателей, трансформаторов, пускателей, контакторов и др.; прессом и обкаточными станками для опрессовки гильз, роторных стержней и горячей обкатки роторных и статорных стержней. На участке намотки обмоток на роторы и статоры имеются постаменты для статоров крупных машин и поворотные столы для статоров небольших машин, а также козлы для установки роторов. Кроме того, участок имеет приспособления для пайки и сварки проводов и станок для наложения бандажей роторов. В пропиточно-сушильном отделении предусмотрены стальны баки для пропитки обмоток электрических машин, установка для пропитки и сушки обмоток при вакууме и под давлением, а также сушильные камеры и шкафы. Для ремонта обмоток в цехе имеются универсальные шаблоны, оправка-шаблон, ступенчатые шаблоны, наборы инструментов обмотчиков, поворотные столы, приспособления для поворота статора, сушильная печь и др.
После разборки машины, обмотка которой подлежит ремонту, ее обдувают сжатым воздухом, давлением не более 2—3 am, получаемым от небольшой собственной компрессорной установки. Для очистки обмоток от пыли применяют также пылесосы. Загрязненные обмотки, в особенности при наличии на них слоя грязи с маслом, протирают тряпками или мягкой кистью, смоченной в бензине (или уайт-спирте).


Сильно загрязненные обмотки, которые трудно очистить бензином, промывают в баке с горячей водой (70—80°), через которую пропускается сжатый воздух для бурления воды, или струей горячей воды под давлением.

Билет 25

1. Согласно ПУЭ, измерения производятся у трансформаторов мощностью 1000 кВ А и более при напряжении на обмотке НН, равном указанному в протоколе заводских испытаний (паспорте), но не более 380 В. Потери холостого хода трехфазных трансформаторов измеряются при однофазном возбуждении по схемам завода - изготовителя. При вводе трансформаторов в эксплуатацию соотношение потерь на разных фазах трехфазных трансформаторов не должно отличаться от заводских данных более чем на 5%, а у однофазных трансформаторов отличие измеренных значений потерь от исходных не должно превышать 10%.

Ток и потери XX определяют из опыта холостого хода. Опытом XX называют испытание, при котором к одной из обмоток трансформатора (обычно НН) подводится симметричное трехфазное напряжение промышленной частоты, практически синусоидальной формы, причем другие обмотки остаются незамкнутыми. В этом опыте могут быть выявлены витковые замыкания в обмотке и повреждения в активной части магнитопровода (замыкание между листами электротехнической стали). Измеряются ток XX, который создает магнитный поток в сердечнике, и мощность холостого хода, которая расходуется в основном на потери в стали.

Потери XX выражаются обычно в процентах от номинального тока трансформатора, реже - в кВт. В трехфазных трансформаторах значения тока XX различных фаз неодинаковы: в средней фазе они обычно на 20...30% меньше, чем в крайних, из-за меньшей длины пути магнитного потока. Поэтому значение тока XX трехфазного трансформатора определяют как среднеарифметическое из значений токов трех фаз.

Измерения потерь могут проводиться при номинальном или пониженном напряжении. Второй способ реализуется проще и получил более широкое распространение, чем первый. При этом используют, как правило, линейное напряжение сети, более близкое к синусоидальному, чем фазное напряжение. Измерения желательно производить до начала других испытаний трансформатора, особенно тех, которые связаны с подачей постоянного тока (измерение сопротивления обмоток постоянному току, прогрев постоянным током и др.) и остаточным намагничиванием. Остаточное намагничивание может возникать также и при отключении трансформатора от сети переменного тока, если оно произошло не в момент перехода тока через нуль. У трансформатора, магнитопровод которого был намагничен, потери холостого хода, определенные при пониженном напряжении, могут в 1,5...2 раза превысить результаты заводских или аналогичных испытаний.


Снятие остаточного намагничивания производят однократным плавным (не менее чем за 30 с) увеличением и последующим плавным снижением переменного напряжения или пропусканием постоянного тока с изменением его полярности. Начальное значение постоянного тока размагничивания должно быть не менее удвоенного тока холостого хода трансформатора при номинальном напряжении, а каждое последующее значение на 30...40% ниже предыдущего. В конце процесса ток размагничивания должен быть не больше тока XX при малом напряжении.

Измерения потерь холостого хода при малом напряжении могут производиться с приведением или без приведения их к номинальному напряжению. Измерение без приведения потерь к номинальному напряжению (метод сравнения) имеет то преимущество, что подводимое напряжение может выбираться в пределах 1...50% номинального, т.е. почти всегда может быть использовано напряжение 220 или 380 В. Для трехфазных трансформаторов одно и то же напряжение подводится поочередно:

- к линейному и нулевому выводам (например, а - 0, b - 0, с - 0), если возбуждаемая обмотка соединена в звезду с выведенной нейтралью;

- к двум линейным выводам (например, а - b, b - с, с - а), если обмотка соединена в звезду с недоступной нейтралью или в треугольник.


2. Причины перегрева двигателя могут быть механическими и электрическими.

Механические причины:

Увеличение механической нагрузки на валу. Механическая перегрузка может быть вызвана заклиниванием механизмов, попаданием в них инородных предметов и т. д.

Износ подшипника. Рано или поздно это приведет к его заклиниванию или разрушению. Важно диагностировать данную неисправность на ранней стадии, поскольку разрушение подшипников может привести к повреждению ротора, обмоток и корпуса двигателя.

Механическое повреждение электродвигателя, например, нарушение соосности подшипников, которое вызовет их перегрев и трение ротора об статор.

Недостаточное охлаждение корпуса. Как правило, охлаждение производится при помощи крыльчатки обдува, расположенной в задней части двигателя. Если крыльчатка сломана или зацепилась за решетку и проворачивается на валу, двигатель будет перегреваться. Другая причина уменьшения обдува – пониженные обороты двигателя при его питании через преобразователь частоты. В таком случае нужно применять независимый принудительный обдув.

Электрические причины:

Перекос фаз и отклонение значения питающего напряжения. Асинхронные двигатели чувствительны к уровню питающего напряжения. Отклонение в 5% заметно увеличивает нагрев, при отклонении 10% эксплуатация двигателя ставится под вопрос.


Пропадание фазы. Это крайний случай перекоса фаз, который возникает вследствие обрыва в питающей линии, пусковом устройстве либо внутри двигателя. Последствия — значительное понижение механического момента на валу вплоть до полной остановки двигателя.

Нарушение схемы включения. Это относится, прежде всего, к схеме «Звезда» – «Треугольник». Причиной проблемы может быть неисправность схемы запуска либо ошибка электротехнического персонала.

Замыкание в обмотке двигателя. Может быть межвитковым или между фазами. Определяется путем измерения тока по фазам во включенном состоянии либо с помощью омметра, когда двигатель выключен. При небольшом количестве замкнутых витков замыкание определить проблематично.

Основные причины перегрева двигателяПричины, по которым может перегреваться двигатель, могут лежать в самых разных плоскостях. К основным из них относятся: неисправности линии подачи электрического тока; высокая рабочая нагрузка; износ щеток электродвигателя;

перекос вала; износ подшипников или плохая их смазка; неисправность вентилятора, охлаждающего двигатель.

Оцениваем температуру. Если температура критическая, нужно незамедлительно обесточить двигатель.

Оцениваем наличие посторонних звуков при работе (треск, дребезг, скрежет). Если источник звука находится в механике привода (в нагрузке), необходимо остановить двигатель и провести ремонт неисправного узла. Если звук раздается из двигателя, скорее всего, потребуется заменить подшипники.

Проверяем ток по фазам при помощи токовых клещей. При превышении тока можно говорить о перегрузке, при дисбалансе по фазам – о перекосе фаз, обрыве фазы или межфазном замыкании.

Если подшипники предусматривают регулярную смазку, проверяем и, при необходимости, заменяем смазку.

Отсоединяем нагрузку от вала двигателя, проверяем работу двигателя в холостом режиме.

Проверяем работу воздушного охлаждения. При необходимости проводим чистку крыльчатки и поверхности двигателя.

Проверяем защиту двигателя на соответствие номинальному току, который указан на шильдике.

В большинстве случаев перегрев приводит к повышению рабочего тока двигателя. Контроль за током обычно осуществляют при помощи автоматов защиты и тепловых реле. Многоуровневая защита также встроена в преобразователи частоты. При использовании реле защиты двигателя дополнительно можно контролировать уровень напряжения и чередование фаз.