Файл: Влияние физической и социальной окружающей среды на межкультурное взаимодействие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Письменная работа
(6 семестра)
Дисциплина: Межкультурные коммуникации
Реферат
Тема: Влияние физической и социальной окружающей среды на межкультурное взаимодействие.
Выполнила: Студентка группы
38.03.01 «Экономика» ЭН – 118(2)
Балгожа Альмира Кунысбеккызы
Проверил(а):
_____________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
_____________________________
(дата)
Омск 2023
Содержание
Введение
1. Понятие и уровни межкультурной коммуникаций 3 стр.
2. Особенности межкультурного взаимодействия в современном мире 8 стр.
Заключение 12 стр.
Список использованной литературы 14 стр.
Введение
Непохожесть людей друг на друга создает благоприятные условия для приобретения человеком новых навыков и умений, совершенствования имеющихся, но, с другой стороны, чем больше различий в характерах, воспитании, образовании и культурном уровне взаимодействующих партнеров, тем больше возможностей для противоречий между ними и конфликтов. Поэтому люди должны владеть разнообразным арсеналом форм и средств культурного общения, основами психологических знаний о поведении партнеров по общению.
Сегодня во многих российских вузах преподают различные формы общения и общения. Прежде всего, получение знаний и коммуникативных навыков продиктовано практическими потребностями реальной жизни. Процессы глобализации, демократизации общественной жизни, открытости и доступности последних достижений мировой культуры позволяют огромному количеству людей узнавать много нового о поведении и образе жизни других народов. Новые знания приобретаются в туристических поездках, на научных конференциях, симпозиумах, из сообщений СМИ, личных встреч, то есть посредством различных форм общения между людьми.
На рубеже второго и третьего тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватывал различные сферы общественной жизни во всех странах мира. Сегодня невозможно найти этнические общности, на которые не влияли бы как культуры других народов, так и более широкая социальная среда, существующая в определенных регионах и в мире в целом. Это нашло отражение в быстром росте культурных обменов и прямых контактов между государственными учреждениями, социальными группами, общественными движениями и людьми из разных стран и культур. Расширение взаимодействия между культурами и народами делает вопрос культурной самобытности и культурных различий особенно актуальным.
-
Понятие и уровни межкультурной коммуникаций
Понятие межкультурная коммуникация впервые было сформулировано в 1954 году в работе Г. Трейгера и Э. Холла Культура и коммуникация. Модель анализа. В этой работе межкультурное общение понималось как идеальная цель, к которой должен стремиться человек в своем стремлении максимально и эффективно адаптироваться к окружающему миру. С тех пор исследователи довольно далеко продвинулись в теоретическом развитии этого явления. В результате многочисленных исследований были выявлены наиболее характерные черты межкультурной коммуникации. Итак, было отмечено, что для межкультурного общения отправитель и получатель сообщения должны принадлежать к разным культурам. Это также требует от участников общения понимания культурных различий друг друга. По сути, межкультурное общение - это всегда межличностное общение в особом контексте, когда один участник обнаруживает культурные различия другого.
В самом деле, нет никаких сомнений в том, что общение будет межкультурным, если оно происходит между носителями разных культур, а различия между этими культурами приводят к любым трудностям в общении. Эти трудности связаны с различиями в ожиданиях и предрассудках, которые являются общими для каждого человека и, естественно, различаются в разных культурах. Представители разных культур по-разному расшифровывают полученные сообщения. Все это становится значимым только в процессе общения, приводит к недопониманию и напряжению, затруднениям и невозможности общения.
Наконец, межкультурная коммуникация основана на процессе символического взаимодействия между людьми и группами, чьи культурные различия могут быть признаны. Восприятие и отношение к этим различиям влияют на внешний вид, форму и результат контакта. У каждого участника культурного контакта есть своя собственная система правил, функционирующая таким образом, что отправленные и полученные сообщения можно кодировать и декодировать. Признаки межкультурных различий можно интерпретировать как различия между вербальными и невербальными кодами в конкретном коммуникативном контексте. Помимо культурных различий, на процесс интерпретации влияют возраст, пол, профессия и социальный статус коммуниканта. Таким образом, степень межкультурности каждого конкретного акта общения зависит от толерантности, предприимчивости и личного опыта его участников.
Исходя из вышесказанного, межкультурное общение следует рассматривать как совокупность различных форм отношений и общения между людьми и группами, принадлежащими к разным культурам.
В межкультурном общении выделяют сферы макрокультуры и микрокультуры.
В современной исторической ситуации очевидно, что на нашей планете есть огромные территории, которые структурно и органично объединены в одну социальную систему со своими культурными традициями. Например, можно говорить об американской культуре, латиноамериканской культуре, африканской культуре, европейской культуре, азиатской культуре и т. д. Чаще всего эти типы культуры выделяются на континентальной основе и по своему масштабу называются макрокультурами. Вполне естественно, что внутри этих макрокультур обнаруживается значительное количество субкультурных различий, но обнаруживаются и сходства, которые позволяют говорить о наличии таких макрокультуры, а население соответствующих регионов считаться представителями одной культуры. Между макрокультурами существуют глобальные различия, которые отражаются в их общении друг с другом. В этом случае межкультурное общение происходит независимо от статуса его участников в горизонтальной плоскости.
В то же время вольно или невольно многие люди входят в определенные социальные группы со своими культурными особенностями. Со структурной точки зрения это микрокультуры (субкультуры) как часть макрокультуры. Каждая микрокультура имеет как сходства, так и различия со своей материнской культурой, что гарантирует, что их представители имеют одинаковое восприятие мира. Материнская культура отличается от микрокультуры различной этнической, религиозной принадлежностью, географическим положением, экономическим положением, половозрастными характеристиками, семейным и социальным статусом своих членов. Другими словами, культуры разных социальных групп и слоев внутри одного общества называются субкультурами. Следовательно, связь между субкультурами происходит внутри этого общества и носит вертикальный характер.
Внутри каждой области межкультурное общение происходит на разных уровнях. На микроуровне существует несколько типов межкультурного общения.
Межнациональное общение - это общение между людьми, представляющими разные народы (этносы). Чаще всего общество состоит из этнических групп разного размера, которые создают и разделяют свои субкультуры. Этнические группы передают свое культурное наследие из поколения в поколение и благодаря этому сохраняют свою идентичность среди доминирующей культуры. Сосуществование в рамках одного общества закономерно ведет к взаимному общению этих этносов и обмену культурными достижениями.
Контркультурная коммуникация - происходит между представителями материнской культуры и дочерней субкультуры и выражается в несогласии дочерней субкультуры с ценностями и идеалами матери. Характерной чертой этого уровня общения является отказ субкультурных групп от ценностей доминирующей культуры и продвижение собственных норм и правил, противопоставляющих их ценностям большинства.
Коммуникация между социальными классами и группами основана на различиях между социальными группами и классами общества. В мире нет ни одного социально однородного общества. Все различия между людьми возникают в результате их происхождения, образования, профессии, социального положения и т.д. Во всех странах мира дистанция между элитой и большинством населения, между богатыми и бедными довольно велика. Это выражается в противоположных взглядах, обычаях, традициях и т. д. Несмотря на то, что все эти люди принадлежат к одной культуре, такие различия разделяют их на субкультуры и отражаются в общении между ними.
Общение между представителями разных демографических групп - религиозных (например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии), пола и возраста (между мужчинами и женщинами, между представителями разных поколений). Общение между людьми в этом случае определяется их принадлежностью к той или иной группе, а следовательно, особенностями культуры этой группы.
Общение между городскими и сельскими жителями основано на различиях между городом и деревней в стиле и темпе жизни, общем уровне образования, другом типе межличностных отношений, другой жизненной философии, которые напрямую влияют на процесс общения между людьми. эти группы населения.
Региональное общение происходит между жителями разных регионов (населенных пунктов), поведение которых в одной и той же ситуации может существенно различаться. Например, жители Москвы испытывают значительные трудности в общении с представителями Санкт- Петербурга. Москвичей отталкивает заведомо интеллигентный стиль общения петербуржцев, который они считают неискренним. А прямой и свободный стиль общения соседа петербуржцы воспринимают как грубость и невежество.
Коммуникация в деловой культуре - возникает из-за того, что каждая организация (компания) имеет ряд определенных обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и при контакте представителей разных предприятий могут возникнуть недопонимания.
Итак, общей характерной чертой всех уровней и типов межкультурного общения является незнание его участниками культурных различий. Дело в том, что большинство людей придерживаются наивного реализма в своем восприятии мира. Им кажется, что их стиль и образ жизни - единственно возможный и правильный, что ценности, которыми они руководствуются, одинаково понятны и доступны всем людям. И только столкнувшись с представителями других культур, обнаружив, что привычные модели поведения перестают работать, обычный человек начинает задумываться о причинах своей неудачи.
В ситуации обычного межличностного общения, риск непонимания всегда существует, но его вероятность и степень выраженности снижаются из - за принадлежности к коммуникации участников к той же культуре. У них общие нормы и ценности, общие правила поведения, они хорошо понимают контекст общения.
В межкультурном общении вероятность недопонимания значительно возрастает, поскольку принадлежность коммуникантов к разным культурам часто нарушает их ожидания. Это вызывает негативные эмоции по отношению к партнеру по общению и всей культуре, которую он представляет, и приводит к сбою всего процесса общения. В конце концов, мы основываем нашу интерпретацию полученных сигналов на нашем жизненном опыте и культуре. Вот почему мы можем неверно истолковать чужое поведение, основанное на другом опыте и другой культуре. В этом случае возникает тревога, неуверенность из-за невозможности предсказать дальнейший ход коммуникативного процесса и его результаты. Состояние человека можно охарактеризовать как стресс.
Научное решение проблемы коммуникативной неопределенности было предпринято с использованием теории уменьшения неопределенности. Основоположником этой теории был К. Бергер, который считал, что с помощью специальных методов отношения партнеров в межкультурном общении можно улучшить и изменить к лучшему. Эти методы включают изменение ожиданий каждого отдельного человека от новой культуры, снижение когнитивной неопределенности и беспокойства.
Отправной точкой его концепции является предположение, что люди хотят более точно знать, чего ожидать от общения с другим человеком - награды или наказания, нормального или девиантного поведения, а также уметь правильно определять начало и конец акта общения.... Уменьшение (уменьшение) неопределенности в этом случае будет заключаться в построении коммуникантом прогнозов (до начала действия) и интерпретации действий после их выполнения. Снижение неопределенности - это двусторонний процесс, который происходит одновременно на когнитивном и эмоциональном уровнях. Снижение неопределенности - это когнитивный (когнитивный) процесс, контроль над тревогой и незащищенностью - эмоциональный. Эти стремления присущи всем участникам общения, они во многом мотивируют их к общению друг с другом.
Обычно существует 3 стратегии уменьшения неопределенности: