Файл: Влияние физической и социальной окружающей среды на межкультурное взаимодействие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


пассивный - наблюдение за окружающими без вмешательства в процесс общения (сравнение, выявление реакций на любые раздражители и т. д.);

активный - человек задает вопросы другим людям об интересующем его объекте, получая таким образом необходимую информацию для общения;

интерактивный - прямое взаимодействие с партнером по общению, в ходе которого задаются вопросы, предпринимаются попытки самораскрытия и т. д. Это, несомненно, наиболее оптимальная стратегия поведения.  

Существует ряд факторов, снижающих неопределенность и неопределенность при общении с представителями других культур. К ним относятся:  

  • положительные ожидания при контакте с представителями других групп;

  • сходство между контактирующими группами;

  • советы и комментарии представителей других групп;

  • более тесные личные отношения с представителями других групп;

  • лучшее знание языка группы, с которой вы общаетесь;

  • способность к самонаблюдению;

  • более глубокое знание чужой культуры;

  • большая терпимость к неопределенности;

  • положительные атрибуции (ожидания) в межкультурном общении, ориентация на эффективность общения и адаптацию к чужой культуре;

  • принадлежность к коллективистским культурам.

В результате использования этих стратегий и действия фактов происходит необходимая адаптация, и межкультурное общение становится эффективным.

Теория уменьшения неопределенности показывает, как можно изменить ожидания конкретного человека от знакомства с новой культурой, уменьшить его когнитивную неуверенность и тревогу. Эта теория считается наиболее важной из всех существующих теорий межкультурной коммуникации. Однако он не охватывает все аспекты межкультурного общения. В дополнение к этому, в культурной антропологии существует также ряд других теорий, которые фокусируют свое внимание на других аспектах межкультурной коммуникации.      

Особый научный подход к межкультурной коммуникации представлен в теории адаптации, разработанной в трудах американского исследователя Дж. Кима. Эта теория исследует динамику адаптации человека к чужой культуре, как приехавшего за границу на непродолжительное время, так и длительного проживания там. Отправной точкой ее теории является утверждение, что адаптация - это сложный процесс с множеством компонентов, в ходе которого человек постепенно, постепенно, привыкает к новой среде и новому общению. Динамика этого взаимодействия называется динамикой стрессоадаптивного роста. Происходит по принципу два шага вперед и один шаг назад. Периодические уединения, задерживающие процесс адаптации, связаны с межкультурными кризисами. Для усов пешной адаптации требуется несколько условий. Они включают в себя общение с новой средой (частота контактов, позитивный настрой), знание иностранного языка, позитивная мотивация,
участие во всевозможных мероприятиях, доступ к СМИ.                

Следующая теория межкультурной коммуникации называется теорией правил согласованного управления ценностями. Сторонники этой теории утверждают, что человеческое общение по своей сути очень несовершенно, поэтому совершенное и полное взаимопонимание является своего рода недостижимым идеалом. Поскольку не все действия общения имеют конкретную цель, достижение взаимопонимания становится совершенно ненужным. Цель - добиться координации, которая возможна при понятном для ее участников взаимодействии. В то же время в определенном контексте смыслы управляются и происходит их индивидуальная интерпретация. Важно не то, насколько правила, принятые в этом общении, являются социальными, а насколько эти правила согласуются друг с другом в сознании каждого участника общения.          

Есть еще риторическая теория межкультурного общения. Он позволяет анализировать не только индивидуальные различия, но и свойства больших групп. Частью этой теории является также анализ подсознательной адаптации сообщений по отношению к конкретным ситуациям общения.     

Сторонники конструктивистской теории межкультурной коммуникации считают, что у всех людей есть особая когнитивная система, с помощью которой они могут достаточно точно и точно интерпретировать слова и действия других. Но поскольку культура влияет на индивидуальную схему развития человека, у представителей разных культур складываются разные взгляды и представления. В процессе инкультурации человек приобретает иной взгляд на мир, чем у представителя другой культуры. Таким образом, формируется когнитивное сознание человека, которое может быть простым или сложным, а это, в свою очередь, влияет на индивидуальное коммуникативное поведение и стратегии адаптации.      

Теория социальных категорий и обстоятельств акцентирует внимание на важности ролей, стереотипов и схем для коммуникативного процесса, то есть тех элементов механизма восприятия, которые составляют основу взаимопонимания и общественного сознания. Под социальным сознанием понимается фундаментальный когнитивный процесс социальной категоризации, который приводит к положительному восприятию членов своей группы и отрицательному отношению членов этой группы к другим людям. При этом очень важна самооценка человека, которая развивается под влиянием групп, к которым он принадлежит. При встрече с представителями других групп происходит так называемая коммуникативная аккомодация, интеграция в общение с другим человеком. Это определяется нашими существующими схемами и стереотипами. На основании нашей оценки собеседника определяется языковая стратегия, то есть выбор стиля общения и возможных тем для разговора.          



И, наконец, относительно недавно была разработана теория конфликта, которая рассматривает конфликт как нормальное поведение, форму социального действия, регулируемую нормами каждой культуры. Таким образом, в каждой культуре есть свои модели конфликтов. Есть культуры, представители которых уделяют большое внимание причинам конфликта, чувствительны к нарушениям правил и часто полагаются на интуицию для разрешения конфликта. Это коллективистские культуры. Индивидуалистические культуры предпочитают прямой метод смягчения конфликтов.   


  1. Особенности межкультурного взаимодействия в современном мире


В отечественной системе науки и образования инициаторами изучения межкультурной коммуникации выступили учителя иностранных языков, которые первыми осознали, что знания иностранного языка недостаточно для эффективного общения с представителями других культур. Практика общения с иностранцами доказала, что даже глубокое знание иностранного языка не исключает недопонимания и конфликтов с носителями этого языка. Преподавание иностранных языков во многих университетах было дополнено предметом Страноведение, которое знакомит студентов с историей, обычаями, а значит и традициями, социальной организацией страны изучаемого языка. Однако, как показала практика, только классного (теоретического) знакомства с соответствующей культурой недостаточно для бесконфликтного общения с ее представителями. Сегодня очевидно, что успешные и эффективные контакты со ставшими представителями других культур невозможны без практических навыков межкультурного общения. В ряде вузов России в учебные программы включена новая дисциплина - Межкультурная коммуникация. Внедрение данной дисциплины связано, прежде всего, с необходимостью подготовки студентов к эффективным межкультурным контактам на уровне повседневного межличностного общения. Для этого недостаточно только знания о природе межкультурного непонимания; здесь необходимо развивать практические навыки и умения, которые позволили бы свободно понимать представителей других культур.            

Различие мировоззрений является одной из причин разногласий и конфликтов в межкультурной коммуникации. В одних культурах цель взаимодействия важнее, чем само общение, в других - наоборот.


Термин мировоззрение обычно употребляется для обозначения концепции реальности, которую разделяет особая в отношении культуры или этнической принадлежности группа людей. Мировоззрение, прежде всего нужно отнести к познавательной стороне культуры. Ментальная организация каждого индивидуума отражает устройство мира. Элементы общности в мировоззрении отдельных индивидуумов образуют мировоззрение всей группы людей той или иной культуры.

Каждый индивидуум обладает своей собственной культурой, которая и формирует его мировоззрение. Несмотря на различие самих индивидуумов, культура в их сознании слагается из общепринятых элементов и элементов, различие которых допустимо. Жесткость или гибкость культуры определяются взаимоотношениями мировоззрений отдельных индивидуумов с мировоззрением общества.

Различие мировоззрений является одной из причин разногласий и конфликтов в межкультурной коммуникации. Но овладение культовыми знаниями способствует совершенствованию межкультурной коммуникации.

Мировоззрение определяет такие категории, как человечность, добро и зло, душевное состояние, роль времени и судьбы, свойства физических тел и природных ресурсов. Интерпретация данного определения включает в себя культовые убеждения относительно различных сил, ассоциированных с событиями, происходящими ежедневно, и с соблюдаемыми ритуалами. К примеру, многие восточные народы считают, что неблагоприятная атмосфера в семье - это результат деятельности мифического домового. Если не относиться к нему должным образом (не молиться, не адресовать ему жертвоприношения), семья не избавится от проблем и невзгод.

В магистратуре Western Kentucky University был проведен тест, состоявший из единственного вопроса: “Если ваш единокровный брат совершит противоправное действие, сообщите ли вы об этом правоохранительным органам?” Американцы и представители стран Западной Европы ответили утвердительно, считая уведомление правоохранительных органов своим гражданским долгом. Против были единственный представитель России (осетин по национальности) и два мексиканца. Одного из мексиканцев возмутила сама возможность постановки такого вопроса, о чем он не замедлил высказаться. В отличие от американцев и европейцев, донос на родного брата воспринимался им как верх морального падения. К чести доктора Сесилии Гармон, проводившей тест, инцидент был исчерпан. Она объяснила, что и тот и другой ответ не плох и не хорош сам по себе. И тот и другой надо принимать в контексте той культуры, которую представляет отвечающий.
На Кавказе, например, если член традиционной семьи (фамилии или рода) совершает неблаговидный поступок, ответственность за его действия несет вся семья или клан, который может насчитывать до нескольких сотен человек. Проблема решается коллективно, при этом преступивший закон не считается единственным виноватым. По традиции его вину разделяет семья. При этом страдает репутация всей фамилии, и ее представители делают все возможное, чтобы вернуть себе доброе имя.



В одних культурах цель взаимодействия важнее, чем само общение, в других - наоборот. Первые обладают специфическим мировоззрением, сводящим все вопросы к действию. Человек, достигший определенной цели ценой упорного труда, возвышается не только в собственных глазах, но и в общественном мнении. В таких культурах цель оправдывает средства. В других же, где приоритет всегда остается за человеком, взаимоотношения ценятся выше, чем результат. В этом случае “существует множество выразительных средств, представляющих структуры более глубокой, выделенной познавательной величины значения человека в сравнении с решаемой задачей”. В конечном счете, возможны культуры, в которых никакая цель, даже самая наиважнейшая, не может возвыситься над человеком.

Любое мировоззрение, сложившееся в той или иной культуре, автономно и адекватно в том значении, которое является связующим звеном между мнением и реальностью, открывая взгляд на реальность как на нечто пережитое и принятое. Мировоззрение содержит комплекс убеждений, концепций, упорядоченного понимания социальных структур и моральных устоев, и этот комплекс уникален и специфичен в сравнении с другими подобными комплексами других социокультурных объединений. Несмотря на приемлемость модификаций в культуре и возможность варьирования предела допустимых изменений, мировоззрение всегда адекватно культуре и обусловлено ее принципами.

Как бы в этом случае ни складывались обстоятельства, представители разных культур, находясь в процессе взаимодействия, неизбежно испытывают определенные психологические неудобства. Движущей силой адаптации является взаимодействие, по меньшей мере, двух групп людей: доминирующей группы, которая обладает большим влиянием, и адаптируемой группы, которая подвергается процессу обучения или адаптации. Доминирующая группа умышленно или непреднамеренно навязывает изменения, тогда как другая группа добровольно или нет принимает их.

Благодаря мировой глобализации экономики, процесс взаимоадаптации культур приобрел более массовый характер. Безусловно, с одной стороны, это способствует более равномерному развитию экономики всего мира. Весь мир связан одной экономической цепочкой, ухудшение ситуации в одной стране не оставит равнодушным других стран. Каждый участник мировой экономики заинтересован в благополучии всего мира. Но с другой стороны, жители многих закрытых стран просто не готовы к такому резкому инокультурному нашествию, и конфликты в результате этого неизбежны.