Файл: Влияние физической и социальной окружающей среды на межкультурное взаимодействие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Равновесие ценностей, снятие различий между добром и злом приводят к утрате системы координат и создает человека, обладающего вроде бы безграничной свободой выбора, но не способного на деле реализовать ее, находящегося в мучительном состоянии неопределенности и потерявшего ощущение осмысленности бытия и выбора целей.
Отсутствие высшего начала приводит к доминированию культуры повседневности, которая не может формировать мировоззрение, но уменьшает состояние неопределенности, погружая человека в комфортное существование, человек погружается в быт и перестает задумываться над смыслами.
Глобальные проблемы современности, присущие всему человечеству, требуют обращения к прошлому, осмыслению и поиску сакрального, абсолютного, способного не только констатировать проблемы, но и искать способы их решения. То есть, помимо горизонтали многообразия и диалога культур, необходимо возвращение к вертикали, обращение к вечности, тем проблемам, которые решали религия и философия.
Глобализация способствует стремительному углублению культурного неравенства между странами и народами. Она привела к коренным изменениям в системе взаимоотношений между народной, элитарной и массовой культурой, она понизила статус не только первых двух, но и культуры как таковой. Одновременно она возвеличила массовую культуру, превратив ее в ведущий элемент системы культуры постиндустриального общества.
Глобализация утвердила в качестве базового принципа сосуществования различных культурных миров принцип мультикультурализма, который ее идеологами рассматривается как императив государственной культурной политики, осуществляемый в информационном обществе. Однако, по мнению западных исследователей, реализация на практике идеи мультикультурализма оборачивается множеством негативных последствий, которые явно усугубляют и без того сложную социокультурную ситуацию, сложившуюся практически во всех развитых странах Запада. Мультикультурализм проявляется в попытках обосновать требования представителей тех или иных групп не их индивидуальными качествами, а статусом членов этих сообществ, стремлением сделать ту или иную культурную идентичность группы основанием для выдвижения разнообразных требований политического и экономического толка. Примерами таких проявлений насыщена жизнь современных западных обществ. Характерная для начала XX в. цель ассимилировать представителей иных культурных традиций в лоно доминирующей культуры сегодня нередко воспринимается как свидетельство расизма или национализма.
Глобализация нанесла мощный удар по базовым структурам практически всех национальных культур.
Взаимодействие с чужой культурой, рассуждая теоретически, может иметь четыре результата:
-
интеграция, когда каждая из взаимодействующих групп сохраняет свою культуру, но одновременно устанавливает тесные межкультурные контакты; -
ассимиляция, когда группа теряет свою культуру; -
сепаратизм, когда группа, сохраняя свою культуру, отказывается от контактов с инокультурными группами; -
маргинализация, когда группа теряет свою культуру, при этом не установив тесных контактов с другой культурой.
Процесс взаимодействия культур, ведущий к их унификации, вызывает у некоторых наций стремление к культурному самоутверждению и желание сохранить собственные культурные ценности. Целый ряд государств и культур демонстрирует свое категорическое неприятие происходящих культурных изменений. Процессу открытия культурных границ они противопоставляют непроницаемость своих собственных и гипертрофированное чувство гордости своей национальной самобытностью. Различные общества реагируют на влияния извне по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк: от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. Поэтому мы являемся свидетелями и современниками многочисленных этнорелигиозных конфликтов, роста националистических настроений, региональных фундаменталистских движений.
Заключение
Таким образом, на рубеже второго и третьего тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран мира. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур. Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях. Культурное многообразие современного человечества увеличивается, и составляющие его народы находят все больше средств, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик. Эта тенденция к сохранению культурной самобытности подтверждает общую закономерность, состоящую в том, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего культурного разнообразия.
Диалог культур был и остается главным в развитии человечества. На протяжении веков и тысячелетий происходило взаимообогащение культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации. Процесс взаимодействия, диалога культур носит сложный и неравномерный характер. Потому что не все структуры, элементы национальной культуры активны для усвоения накопленных творческих ценностей.
На современном этапе развития нашего общества, когда повсеместно возникают многочисленные культурные связи, неизбежно происходит перераспределение ценностей ориентиров и мотиваций в системе образования. Обучение межкультурному общению становится универсальным подходом к системе образования. Сама концепция межкультурной коммуникации основана на равноправном культурном взаимодействии представителей различных лингвокультурных сообществ с учетом их самобытности и самобытности, что приводит к необходимости выявления общей человечности на основе сравнения иностранных языков и их собственных культур.
Межкультурная коммуникация занимает одно из центральных мест в изучении и оценке современного состояния человеческого общества и культуры, когда особенно важно определить оптимальные границы между глобализацией и сохранением социокультурного плюрализма, между террором и толерантностью. Глубоко противоречивое влияние современного западного мира на другие страны в области культуры, часто ведущее к подрыву их духовного потенциала, к разрушению прежних форм культуры, моральных норм и ценностей без полной замены их новыми., убеждает нас в том, что межкультурная коммуникация - это не только обогащение элементов одной культуры другой культурой. Это может сопровождаться культурной экспансией, подавлением одной культуры другой, и не всегда более высокой культурой.
Межкультурное общение - это не только наука, но и набор навыков, которые можно и нужно осваивать. В первую очередь, эти навыки необходимы тем, чья профессиональная деятельность связана с взаимодействием культур, когда ошибки и сбои в общении приводят к другим неудачам - в переговорах, к неэффективной командной работе, к социальной напряженности.
В ходе данной работы были проведены исследования особенностей, структуры и форм коммуникативных барьеров, форм поведения в определенных ситуациях межкультурного общения, а также было доказано, что в современном мире необходимо иметь представление о Межкультурное общение и владение навыками межкультурного взаимодействия.
Проблемам межкультурного взаимодействия в настоящее время посвящается все больше теоретических и прикладных исследований, как в России, так и за рубежом.
Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Но это лишь частные проблемы межкультурных контактов. Основные причины их неудач лежат за пределами очевидных различий. Они — в различиях в мироощущении, то есть ином отношении к миру и к другим людям.
Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. С большим трудом мы понимаем значения слов, поступков, действий, которые не характерны для нас самих. Наш этноцентризм не только мешает межкультурной коммуникации, но его еще и трудно распознать, так как это бессознательный процесс. Отсюда напрашивается вывод, что эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться.
Список используемой литературы:
-
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону, 2009. -
Гойхман Ю., Надейна Т. М. Основы речевого общения. - М, ИНФРА-М, 2006. -
Громов М. Н. Вечные ценности русской культуры // Проблемы философии. -2006. -
Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России // Полис. 1997. -
Соколов А.В. Общая теория коммуникации М., 2005. -
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации - М.: Рефл-книга, 2004. -
Головлева Е. Л. Основы межкультурной коммуникации. Учебное пособие – М.: Феникс, 2008.- 224 с. -
Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебное пособие – М.: Академия, 2006. – 333 с. -
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина.) - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с.