Файл: Контрольная работа по дисциплине Методы принятия управленческих решений Форма обучения очнозаочная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Управленческое решение – это выбор оптимального варианта из множества способов достижения цели, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий.

Сущность и классификация управленческих решений

Процесс управления подразумевает постоянное принятие и организацию реализации управленческих решений, которые составляют его основу.

Суть управленческого решения сводится к выбору определенных альтернатив возможного развития событий и принимаемых мер воздействия на эти события для решения проблемы.

Управленческие решения классифицируются по различным основаниям:

1. В соответствии со сроком действия управленческие решения могут быть долгосрочного характера, среднесрочного характера и краткосрочного характера;

2. В соответствии с частотой принятие решения делятся на случайные и повторяющиеся;

3. В соответствии с широтой охвата управленческие решения бывают общими и узкоспециализированными;

4. В соответствии со степенью сложности управленческие решения делятся на простые и сложные;

5. В соответствии с формой подготовки управленческие решения могут быть единоличными, групповыми и коллективными;

Характеристика этапов разработки управленческих решений

В процессе принятия управленческого решения можно выделить ряд последовательных этапов:

Диагностика проблемы включает в себя две фазы:

Моделирование процессов разработки управленческих решений

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ




Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

(УрГЭУ)



Контрольная работа
по дисциплине «Методы принятия управленческих решений»

Форма обучения: очно-заочная

Направление подготовки: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление

Профиль: Государственная и муниципальная служба









Екатеринбург

2023

Содержани

«Уральский государственный экономический университет» 1

Форма обучения: очно-заочная 1

Направление подготовки: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление 1

Профиль: Государственная и муниципальная служба 1

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7

1.Основные этапы процесса разработки управленческого решения. 7

Управленческое решение – это выбор оптимального варианта из множества способов достижения цели, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий. 7

Сущность и классификация управленческих решений 7

Процесс управления подразумевает постоянное принятие и организацию реализации управленческих решений, которые составляют его основу. 7

Суть управленческого решения сводится к выбору определенных альтернатив возможного развития событий и принимаемых мер воздействия на эти события для решения проблемы. 7

Управленческие решения классифицируются по различным основаниям: 7

1. В соответствии со сроком действия управленческие решения могут быть долгосрочного характера, среднесрочного характера и краткосрочного характера; 7

2. В соответствии с частотой принятие решения делятся на случайные и повторяющиеся; 7

3. В соответствии с широтой охвата управленческие решения бывают общими и узкоспециализированными; 7

4. В соответствии со степенью сложности управленческие решения делятся на простые и сложные; 7

5. В соответствии с формой подготовки управленческие решения могут быть единоличными, групповыми и коллективными; 7

6. В соответствии со степенью жесткости регламентации управленческие решения могут быть контурными (дают приблизительно описание предполагаемых действий и обеспечивают возможность для применения различных методов реализации), структурированными (основанными на жесткой регламентации действий исполнителей, допустимости инициативы только в отношении второстепенных проблем), алгоритмическими (отличающимися предельной жесткой регламентацией действий исполнителей, пресечением проявления инициативы). 8

Характеристика этапов разработки управленческих решений 8

В процессе принятия управленческого решения можно выделить ряд последовательных этапов: 8

Первый этап – этап постановки проблемы. Начальным этапом решения любой проблемы является определение ее сути. Проблемы могут рассматриваться двумя способами. С одной стороны, в качестве проблемной ситуации рассматривается та ситуации, которая не обеспечивает достижение поставленных целей. То есть знание о проблеме приходит потому, что не произошло то, что должно было произойти. Управленческое воздействие на проблемную ситуацию в этом случае является реактивным. С другой стороны, проблемой может стать потенциально возможная ситуация. В этом случае управленческое воздействие направлено на сохранение, улучшение ситуации, получение выгоды из каких-либо возможностей в будущем. 8

Диагностика проблемы включает в себя две фазы: 8

1. Фазу осознания и установления симптомов проблемы или каких-либо возможностей. В качестве симптомов здесь рассматриваются видимые проявления проблемной ситуации. Выявление этих симптомов позволяет определить содержание проблемы. Также это обеспечивает сокращение числа факторов, которые принимаются во внимание в процессе принятия управленческого решения; 8

2. Фаза выяснения причин, которые приводят к появлению выявленных симптомов. На появление симптомов, свидетельствующих о наличии проблемной ситуации, оказывает влияние множество факторов. В связи с этим следует избегать немедленных действий, направленных на устранение симптомов. Необходимо проанализировать ситуацию, выявить причины возникновения проблем, понять их суть и выработать эффективный подход к решению; 9

Второй этап – этап формулировки критериев принятия решений и налагаемых ограничений. Управленческие решения должны отвечать требованиям реалистичности и осуществимости, при их принятии необходимо учитывать внутренние и внешние ограничения, которые сужают возможности принятия решений. Лица, ответственные за принятие решений, должны четко понимать содержание ограничений и выявлять возможные альтернативы решения проблемы в рамках этих ограничений. Также руководство должно определять критерии оценки альтернативных вариантов решения проблемы. 9

Третий этап – этап определения альтернативных вариантов решения проблемы. Этот этап предусматривает выработку различных вариантов действий, направленных на устранение причин возникновения проблем и обеспечение возможности достижения той или иной цели. В практической деятельности ответственные лица сводят возможные альтернативные варианты к минимуму, отбирая из них наиболее желательные. 9

Четвертый этап – этап оценки альтернатив. На этом этапе в соответствии с ранее отобранными критериями проводится оценка возможной эффективности и адекватности предложенных альтернатив решения проблемы. Оценка возможностей альтернатив предусматривает составление прогноза последствий реализации той или иной альтернативы и оценку вероятной эффективности решения проблемы в зависимости от выбора той или иной альтернативы. 9

Пятый этап – этап выбора альтернативы. При правильном определении проблемы и выборе адекватных альтернатив далее следует этап принятия решения относительно конкретной альтернативы, которая получит реализацию на практике. Лица, ответственные за принятие управленческого решения, выбирают только то, которое по прогнозам имеет наиболее благоприятные последствия. При решении сложной проблемы руководство может сталкиваться с ситуацией, когда различие между предложенными вариантами решения проблем незначительно. В этом случае лицу, ответственному за принятие управленческого решения, необходимо положиться, в том числе и на свою интуицию, а также опыт работы и принятия управленческих решений. 10

Шестой этап – этап реализации решения. Выбор альтернативы в отношении управленческого решения продолжается этапом воплощения этого решения в жизнь. На этом этапе осуществляется выбор методов воплощения решения и исполнителей, на которых возлагается это воплощение. Эффективность воплощения альтернативы в жизнь возрастает при условии согласия всех заинтересованных лиц с выбором, то есть содержанием управленческого решения. 10

Седьмой этап – этап контроля исполнения управленческого решения. На этом этапе сравниваются фактически достигнутые результаты с прогнозируемыми показателями. Этап обеспечивает обратную связь между достигнутыми результатами и принятием решения 10

Моделирование процессов разработки управленческих решений 11

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3

1. Основные этапы процесса разработки управленческого решения. 3

2. Моделирование процессов разработки управленческих решений 7

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 17

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Основные этапы процесса разработки управленческого решения.

Управленческое решение – это выбор оптимального варианта из множества способов достижения цели, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий.

Сущность и классификация управленческих решений

Процесс управления подразумевает постоянное принятие и организацию реализации управленческих решений, которые составляют его основу.

Суть управленческого решения сводится к выбору определенных альтернатив возможного развития событий и принимаемых мер воздействия на эти события для решения проблемы.

Управленческие решения классифицируются по различным основаниям:

1. В соответствии со сроком действия управленческие решения могут быть долгосрочного характера, среднесрочного характера и краткосрочного характера;

2. В соответствии с частотой принятие решения делятся на случайные и повторяющиеся;

3. В соответствии с широтой охвата управленческие решения бывают общими и узкоспециализированными;

4. В соответствии со степенью сложности управленческие решения делятся на простые и сложные;

5. В соответствии с формой подготовки управленческие решения могут быть единоличными, групповыми и коллективными;

6. В соответствии со степенью жесткости регламентации управленческие решения могут быть контурными (дают приблизительно описание предполагаемых действий и обеспечивают возможность для применения различных методов реализации), структурированными (основанными на жесткой регламентации действий исполнителей, допустимости инициативы только в отношении второстепенных проблем), алгоритмическими (отличающимися предельной жесткой регламентацией действий исполнителей, пресечением проявления инициативы).

Характеристика этапов разработки управленческих решений

В процессе принятия управленческого решения можно выделить ряд последовательных этапов:

Первый этап – этап постановки проблемы. Начальным этапом решения любой проблемы является определение ее сути. Проблемы могут рассматриваться двумя способами. С одной стороны, в качестве проблемной ситуации рассматривается та ситуации, которая не обеспечивает достижение поставленных целей. То есть знание о проблеме приходит потому, что не произошло то, что должно было произойти. Управленческое воздействие на проблемную ситуацию в этом случае является реактивным. С другой стороны, проблемой может стать потенциально возможная ситуация. В этом случае управленческое воздействие направлено на сохранение, улучшение ситуации, получение выгоды из каких-либо возможностей в будущем.

Диагностика проблемы включает в себя две фазы:

1. Фазу осознания и установления симптомов проблемы или каких-либо возможностей. В качестве симптомов здесь рассматриваются видимые проявления проблемной ситуации. Выявление этих симптомов позволяет определить содержание проблемы. Также это обеспечивает сокращение числа факторов, которые принимаются во внимание в процессе принятия управленческого решения; 2. Фаза выяснения причин, которые приводят к появлению выявленных симптомов. На появление симптомов, свидетельствующих о наличии проблемной ситуации, оказывает влияние множество факторов. В связи с этим следует избегать немедленных действий, направленных на устранение симптомов. Необходимо проанализировать ситуацию, выявить причины возникновения проблем, понять их суть и выработать эффективный подход к решению; Второй этап – этап формулировки критериев принятия решений и налагаемых ограничений. Управленческие решения должны отвечать требованиям реалистичности и осуществимости, при их принятии необходимо учитывать внутренние и внешние ограничения, которые сужают возможности принятия решений. Лица, ответственные за принятие решений, должны четко понимать содержание ограничений и выявлять возможные альтернативы решения проблемы в рамках этих ограничений. Также руководство должно определять критерии оценки альтернативных вариантов решения проблемы. Третий этап – этап определения альтернативных вариантов решения проблемы. Этот этап предусматривает выработку различных вариантов действий, направленных на устранение причин возникновения проблем и обеспечение возможности достижения той или иной цели. В практической деятельности ответственные лица сводят возможные альтернативные варианты к минимуму, отбирая из них наиболее желательные. Четвертый этап – этап оценки альтернатив. На этом этапе в соответствии с ранее отобранными критериями проводится оценка возможной эффективности и адекватности предложенных альтернатив решения проблемы. Оценка возможностей альтернатив предусматривает составление прогноза последствий реализации той или иной альтернативы и оценку вероятной эффективности решения проблемы в зависимости от выбора той или иной альтернативы. Пятый этап – этап выбора альтернативы. При правильном определении проблемы и выборе адекватных альтернатив далее следует этап принятия решения относительно конкретной альтернативы, которая получит реализацию на практике. Лица, ответственные за принятие управленческого решения, выбирают только то, которое по прогнозам имеет наиболее благоприятные последствия. При решении сложной проблемы руководство может сталкиваться с ситуацией, когда различие между предложенными вариантами решения проблем незначительно. В этом случае лицу, ответственному за принятие управленческого решения, необходимо положиться, в том числе и на свою интуицию, а также опыт работы и принятия управленческих решений.
Шестой этап – этап реализации решения. Выбор альтернативы в отношении управленческого решения продолжается этапом воплощения этого решения в жизнь. На этом этапе осуществляется выбор методов воплощения решения и исполнителей, на которых возлагается это воплощение. Эффективность воплощения альтернативы в жизнь возрастает при условии согласия всех заинтересованных лиц с выбором, то есть содержанием управленческого решения. Седьмой этап – этап контроля исполнения управленческого решения. На этом этапе сравниваются фактически достигнутые результаты с прогнозируемыми показателями. Этап обеспечивает обратную связь между достигнутыми результатами и принятием решения


Моделирование процессов разработки управленческих решений



В широком смысле слова под термином «моделирование» понимается исследование объектов познания на их моделях или построение моделей реально существующих предметов и явлений. В соответствии с данным понятием под моделью понимают:

— с учетом ее теоретического аспекта – способ познания мира как основной инструмент решения задач, возникающих перед исследованием, инструмент общенаучных методов познания: анализа и синтеза;

— с учетом ее прагматичного аспекта – представления объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.

Модели могут служить для достижения описательной или предписывающей цели. Описательные модели служат для лучшего понимания, объяснения объекта, предписывающие – позволяют предсказать и (или) воспроизвести характеристики объекта, определяющие его поведение. Предписывающие модели всегда и описательные.

В зависимости от способа описания свойств моделируемого объекта различают модели вербальные, изобразительные, аналоговые, символьные.

Вербальные – это словесные, описательные модели.

В изобразительных (физических) моделях изучаемые свойства объекта представлены этими же свойствами, но, как правило, в другом масштабе.

В аналоговых моделях свойства объекта отображаются набором специфических свойств модели. Так, при аналоговом моделировании множество точек земной поверхности с одинаковой высоты над уровнем моря отображаются на карте соответствующей линией – горизонталью.

В символьных (знаковых) моделях представления величин и отношений между ними осуществляется с помощью букв, чисел и других знаков. Это наиболее общий тип моделей. Их основное качество – «вариантность». Одним знаковым описанием кодируются физически различные системы. Бесконечное число конкретных значений параметров системы и, соответственно, бесконечное число вариантов ее поведения могут быть изучены на одной и той же модели.


При исследовании объекта могут быть использованы все четыре типа моделей. Вербальные и изобразительные модели при этом могут рассматриваться в качестве инструмента первого приближения решения задач.

Возможны комбинации различных типов моделей. Так, в тренажеры включают и аналоговые и знаковые блоки.

В зависимости от способа отображения объекта различают модели аналитические и имитационные.

В аналитических моделях используются полученные из различных соображений зависимости между выходными и входными переменными модели, в том числе, при необходимости, зависимости для вычисления критериальной функции. При этом для заданных входных возмущений обеспечивается вычисление исходов модели без имитации реальных процессов, протекающих в объекте. Для аналитических моделей наиболее характерны вербальные и знаковые способы описания.

Имитационная модель имитирует исследуемый объект, течения реального процесса. Для имитационных моделей используются все способы описания.

Выбор между аналитической и имитационной моделями определяется задачами исследования, уровнем знаний об объекте и квалификацией исследователя.

При изучении социально-экономических систем также используется как аналитические, так и имитационные модели.

По отношению к управлению модели разделяются на описательные, не содержащие управление и конструктивные.

В конструктивных моделях, содержащих управление, может ставиться задача достижения одного из трех видов оптимумов: равномерного, статического, минимаксного.

В зависимости от цели исследования можно выделить модели функциональные, созданные для изучения преобразования системой входных сигналов, и структурные, предназначенные для изучения внутренней структуры системы.

По отношению к предметной области модели делятся на независимые от предметной области, настраиваемые на предметную область, ориентированные на предметную область.

Модели, предназначенные для изучения внутренней структуры объекта, необходимо перед их применением наполнить конкретной информацией. Модель без наполнения конкретной информацией называется общей, абстрактной. При этом возможны различные уровни абстракции. Модели с высоким уровнем абстракции изучаются самостоятельно. Получение при этом результаты имеют общую значимость для всех случаев их наполнения конкретной информацией.

Модель, наполнения информацией из конкретной предметной области, называется конкретной. Задача наполнения общей модели информацией при существующем объеме последней привела к разработке баз и банков данных. Базы обеспечивают хранение данных, в банках кроме хранения информации, указания способа и форм ее вызова предусматривается