Файл: 1. Понятие и место гражданского права в системе права гп понимают в 4 смыслах 1 как учебную дисциплину.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государственный орган, уполномоченный в области регистрации юридических лиц:

- ФНС для коммерческих органзаций

- Минюст для НКО

- Центробанк для кредитных организаций

Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает единый порядок регистрации вне зависимости от вида и организационно-правовой формы юридического лица. Однако федеральными законами устанавливаются особенности регистрации отдельных видов юридических лиц (политических партий, религиозных организаций, банков, страховых организаций и т.д.).

Для регистрации юридического лица в уполномоченный орган подаются документы, исчерпывающим образом определенные законом. Требования государственного органа о предоставлении иных документов признается незаконным. Документы могут быть поданы как непосредственно в территориальный регистрирующий орган (в том числе посредством электронного документооборота через единый портал государственных и муниципальных услуг), так и через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг.

До государственной регистрации юридического лица регистрирующий орган обязан проверять сведения, содержащиеся в документах, представленных для регистрации, на предмет их достоверности. Таким образом, проверка документов осуществляется не только по формальному признаку (соответствие закону), но и по содержанию (соответствие действительности). Несоответствие содержащихся в поданных на регистрацию документах сведений действительности должно являться основанием для отказа в регистрации.

Регистрирующий орган не проверяет поданные документы на их соответствие действующему законодательству, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Сведения о вновь созданном юридическом лице заносятся в ЕГРЮЛ, который открыт для всеобщего ознакомления. При этом ГК в п. 2 ст. 51 закрепляет принцип публичной достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, в соответствии с которым лицо, действовавшее в гражданском обороте, полагаясь на данные о своем контрагенте - юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считается добросовестным. Юридическое лицо по общему правилу не вправе ссылаться на недостоверность таких данных, например, на отсутствие полномочий у лица, заключившего сделку от имени юридического лица и значащегося в реестре в качестве единоличного исполнительного органа.


Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной регистрации может быть оспорен в судебном порядке.
37 Реорганизация юридических лиц.

Реорганизация юр лицаспособ прекращения деятельности юридических лиц с переходом всех прав и обязанностей к вновь созданным (а в случаях присоединения – к существующим) юридическим лицам в порядке универсального правопреемства

Формы реорганизации (п.1 ст. 57, 58 ГК РФ):

1. Слияние нескольких юр лиц в одно

2. Присоединение одного или нескольких бр лиц к другому

3. Разделение юр лиц на несколько самостоятельных организаций

4. Выделение из состава юридического лица (не прекращающегося при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц

5. Преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую

Этапы реорганизации:

1. Решение о реорганизации

2. В течение 3 рабочих дней после принятия решения необходимо в письменной форме сообщить о начале процедуры реорганизации в регистрационный (налоговый) орган

3. Письменное уведомление кредиторов (п. п. 1и 2 ст. 60 ГК РФ). Дважды с периодичностью один раз в месяц в средствах массовой информации (сайт Вестник государственной регистрации; а также письменное прямое уведомление к кредиторам) помещается уведомление о реорганизации

4. Составление передаточного акта

5. Государственная регистрация вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения – государственная регистрация прекращения деятельности, присоединённого юр лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ)

Правопреемство при реорганизации юридических лиц оформляется на основании специального документа - передаточного акта.

Содержанием указанного документа является указание на вид и сущность обязательств в отношении всех кредиторов и должников реорганизуемого юридического лица, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

При реорганизации юридического лица в виде слияния или присоединения осуществляется автоматически, при этом составление передаточного акта не является обязательным условием, подтверждающим факт правопреемства. В случае спора в качестве доказательств могут быть представлены выписки из ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица и документы реорганизованных (прекративших деятельность) юридических лиц.



Допускаются следующие виды реорганизации:

1) с одновременным сочетанием различных ее форм - разделение юридического лица может сопровождаться преобразованием одного из вновь создаваемых субъектов в новую организационно-правовую форму.


2) смешанная реорганизация - участие в процедуре реорганизации нескольких юридических лиц, в том числе имеющих различную организационно-правовую форму. Но, если ГК или иной специальный закон допускает данное преобразование. ( слияние ОАО, ООО и полного товарищества возможно при условии приобретения новым юридическим лицом одной из указанных организационно-правовых форм).

3) Смешанная реорганизация и реорганизация, сочетающая различные формы, могут использоваться одновременно.

3. По общему правилу реорганизация юридического лица является добровольной и осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Принудительная реорганизация юридического лица возможна в случаях, предусмотренных законом, по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда (коммерческая организация, занимающая доминирующее положение на рынке может быть реорганизована в форме разделения или выделения одной или нескольких организаций по решению суда, принятому по иску антимонопольного органа).

Также в ряде случаев реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Принятие решения о реорганизации юридического лица сопровождается следующими обязательными процедурами:

1) уведомление регистрирующего органа о начале реорганизации с указанием ее формы. На основании данного уведомления происходит внесение записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо (лица) находится в процессе реорганизации;

2) публикация реорганизуемым юридическим лицом уведомлений о своей реорганизации;

3) письменное уведомление всех известных кредиторов.

Указанные процедуры направлены на обеспечение прав кредиторов, которые вправе требовать от реорганизации невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

Сохраняется обязанность юридического лица уведомить налоговый орган о начале реорганизации в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о преобразовании.

5. В целях защиты кредиторов закон также устанавливает правило о солидарной ответственности следующих субъектов:

- реорганизованных юридических лиц и лиц, имеющих фактическую возможность определять
действия реорганизованных юридических лиц, членов их коллегиальных органов и лица, уполномоченного выступать от имени реорганизованного юридического лица (если кредитор не получает досрочное исполнение или возмещение убытков);

- реорганизованного юридического лица и созданных в результате реорганизации юридических лиц (если передаточный акт не позволяет установить правопреемника по обязательству либо активы и обязательства реорганизованных юридических лиц распределены неравномерно, что существенно нарушает интересы кредитора).

6. Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным в судебном порядке по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также третьих лиц, если такое право предоставлено им законом.

Основание - в основном нарушение процедуры принятия такого решения, предусмотренной законом и учредительными документами юридического лица.

Последствия - обязанность возмещения убытков кредиторам реорганизованного юридического лица и его участникам, не голосовавшим или голосовавшим против принятия решения о реорганизации.

Процедура реорганизации может быть прекращена или приостановлена в период до момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации. О принятии решения об отмене процедуры реорганизации должен быть уведомлен регистрирующий орган. Уведомление о приостановлении процедуры реорганизации не требуется.
38 Ликвидация юридических лиц.

Ликвидация – способ прекращения деятельности юр лица без перехода его прав и обязанностей к другому юридическому лицу в порядке правопреемства

Этапы ликвидации:

1. Решение о ликвидации юр лица

2. Назначение ликвидационной комиссии (п.п. 2 и 3 ст. 62 ГК)

3. Уведомление налогового органа, что юр лицо ликвидируется

4. Публикация извещения о ликвидации юридического лица и письменное уведомление о ликвидации кредиторов в течение 3 рабочих дней (достаточно одного раза в объявлении)

5. Составление промежуточного баланса

(при недостаточности имущества юр лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаком банкротства юр лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юр лица (п. 3 ст. 63) ФЗ от 28.06.2013 №134-ФЗ)

6. Рсчеты с кредиторами