Файл: Цель работы рассмотреть вопросы государственного регулирования цен и тарифов, на примере рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассмотрим основные формыгосударственного регулирования цен и тарифов.

1. Наблюдение со стороныправительственных органов. Проводится в основном центральными статистическимиуправлениями. Главная цель наблюдения — выявление роста стоимости жизни дляопределения индекса номинального повышения заработной платы и пенсий, а такжедля того, чтобы выяснить, как повышение цен влияет на издержки производства инациональную конкурентоспособность.

2. Косвенное воздействие.Оно состоит в том, что вводятся или отменяются те или иные количественные итаможенные ограничения во внешней торговле, изменяются учетные ставки,варьируются налоги, увеличиваются или уменьшаются размеры эмиссии денег и т.п.

3. Государственноевмешательство в процесс. Здесь имеется в виду санкционированноеправительственными органами завышение издержек производства. Расчетные (а недействительные) издержки производства оказываются на всех предприятияхнастолько высокими в результате объявленных правительством льгот, что повышениецен становится непредотвратимым.

4. Лидерство в ценахтарифах. Такое явление наблюдается в тех сферах, где значительна долягосударства. Государственные предприятия, контролируя значительную долю рынка,при ограниченном предложении могут стать лидирующими в ценах и определять ихуровень в целом по отраслям. Аналогичная ситуация возникает в отраслях, гдегосударство является крупным заказчиком и покупателем — во многих видахстроительства, в производстве вооружений и других товаров для армии. В такойситуации правительственные органы устанавливают по договоренности с фирмами — производителями товаров и услуг “ контрактные цены”, которые затем становятсябазовыми для отрасли. Иначе говоря, государство может в ряде отраслейлидировать в ценах не только как продавец, но и как покупатель.

5. Прямое государственноевоздействие. Его оказывают государственные субсидии, снижающие издержкииндивидуальных производителей. Один из видов таких субсидий — снижение илизамораживание цен на отдельные товары и услуги, достигаемые путем специальныхдоплат производителю или потребителю.

Прямым вмешательством впроцесс ценообразования является государственная политика установления цен на“акцизные товары”, являющиеся объектом косвенного налога.

6. Особое направление — государственное воздействие на внешнеторговые цены. Оно ведется государственнымпоощрением экспорта через освобождение экспортеров от налогов, а в некоторыхстранах — с помощью экспортных субсидий, представления льготных кредитов итранспортных тарифов. И все это существенно отражается на условиях ценовойконкуренции на мировом рынке. Одним из самых эффективных инструментов прямогогосударственного регулирования внутренних цен являются количественные икачественные ограничения импорта, а также таможенные пошлины.


Ограждение внутреннегорынка от конкуренции с иностранными производителями, а также прямое воздействиена цену импортного товара размером таможенных сборов ведет к ограничениюпредложения и ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, повышению цен наимпортные товары, за которыми следуют цены на продукцию отечественногопроизводства. В условиях российской экономики одним из ведущих направленийгосударственной ценовой политики должны стать сближение структуры внутренних имировых цен, проведение экономически обоснованной либерализации цен.

Для этого необходимозадействовать механизм ценовой конкуренции нашей продукции и аналогичнойпродукции западного рынка. Это позволит, с одной стороны, реально оценитьвозможности нашего экспортного потенциала, а с другой, – даст возможностьориентироваться на систему естественных ограничений для роста цен наотечественную продукцию.

Основная цель введениямеханизма ценовой конкуренции — сравнительно быстрое накапливаниеинвестиционных ресурсов (за счет реализации топливно-сырьевых ресурсов помировым ценам), ликвидация монополистов в области ценообразования посредствомвведения минимальных цен, развитие отечественных перспективных производств (приобязательной поддержке их протекционистскими мерами). Главным условиемпроведения новой ценовой политики является обязательная синхронизация с ней мерпо переходу к новой системе налогов.

7. Установлениефиксированных льготных цен и тарифов на товары и услуги, производимые вгосударственном секторе экономики. Примером здесь могут служить цены наминеральное сырье, добываемое в государственных предприятиях, на энергию,железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы. Эти искусственно сдерживаемые ценыи тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве.

8. Правительственныйконтроль над ценами в форме их фиксации или установления пределов их повышения.Это типичное средство административного хозяйственного регулирования.Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является вдолгосрочном аспекте неэффективным. Используется чаще всего в исключительныхслучаях, например, при обострении социальной напряженности.

9. Передача правустановления и контроля над ценами на определенные виды товаров наднациональныморганам. Примеры: установление цен на уголь и черные металлы Европейскимобъединением угля и стали, временная фиксация цен на сельскохозяйственныетовары в Европейском Сообществе, унификация транспортных тарифов внутриинтеграционных объединений, унификация налогов как важного фактораценообразования.


Здесь приведены примерынаиболее распространенных форм государственного регулирования цен, конкретноеприменение которых зависит от места, времени, социально-экономического иполитического состояния страны, региона.

Исследовав теоретическуючасть государственного регулирования цен и тарифов, можно сделать следующиевыводы:

·         система цен итарифов в современной экономике очень сложна. И классифицируются цены по разнымпризнакам. По отраслям экономики они делятся на оптовые (в промышленности),закупочные (в сельском хозяйстве), сметные (в строительстве), тарифы (натранспорте), таксы (в сфере обслуживания), розничные (в сфере торговли снаселением);

·         воздействуя нацены, государство добивается достижения глобальных целей проводимого имрегулирования экономики. Речь здесь идет о конъюнктурной и структурнойполитике, борьбе с инфляцией, стимулировании и модернизации, усилениинациональной конкурентоспособности на мировых рынках, о смягчении социальнойнапряженности. В конечном счете, контроль в ценообразовании служитосуществлению генерального курса государственного регулирования — оптимизацииэкономического развития и стабилизации социальной системы.


РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКАГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РФ

2.1 Нормативно-правоваяоснова государственного регулирования цен и тарифов в РФ

Перечень продукции производственно-техническогоназначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственноерегулирование цен и тарифов осуществляет Правительство РФ, Федеральные органыисполнительной власти.

— Природный газ, нефтяной (попутный) газ иотбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями — производителямигаза, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества«Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром»,«Норильскгазпром», «Камчатгазпром» и «Роснефть — Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительнымкооперативам), сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению)

— Продукция ядерно-топливного цикла

— Электрическая и тепловая энергия, вырабатываемаяорганизациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги попередаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскомууправлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии(мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной энергетическойкомиссией Российской Федерации, по перечню, утверждаемому ПравительствомРоссийской Федерации

— Транспортировка нефти и нефтепродуктов помагистральным трубопроводам

— Продукция оборонного назначения

— Алмазное сырье, драгоценные камни

— Протезно-ортопедические изделия

— Перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работына железнодорожном транспорте

— Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почтына железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении)

— Услуги в транспортных терминалах, портах и услугипо использованию инфраструктуры внутренних водных путей

— Услуги ледокольного флота на трассах Северногоморского пути

— Аэронавигационное обслуживание воздушных судов намаршрутах и в районах аэродромов

— Услуги в аэропортах

— Отдельные услуги почтовой и электрической связи,услуги связи по трансляции программ российских государственныхтелерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации

— Водка, ликероводочная и другая алкогольнаяпродукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории РоссийскойФедерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации


— Этиловый спирт из пищевого сырья, производимый натерритории Российской Федерации.

Перечень продукции производственно-техническогоназначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственноерегулирование цен и тарифов осуществляет органы исполнительной власти субъектаРФ.

— Снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценамна продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных кним местностях с ограниченными сроками завоза грузов

— Наценки на продукцию (товары), реализуемую напредприятиях общественного питания при общеобразовательных школах,профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях

— Торговые надбавки к ценам на продукты детскогопитания (включая пищевые концентраты)

— Перевозки пассажиров и багажа железнодорожнымтранспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщенияРоссийской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков,возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетовсубъектов Российской Федерации

— Перевозки пассажиров и багажа автомобильнымтранспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах РоссийскойФедерации) маршрутам, включая такси

— Перевозки пассажиров и багажа на местныхавиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах

— Перевозки грузов, пассажиров и багажа морским,речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к нимместностях

— Транспортные услуги, оказываемые на подъездныхжелезнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта идругими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы,за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В целомперечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, впоследние годы существенно сокращен. Права органов исполнительной власти вчасти регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями ихбюджетов.

Расширениеправ предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит содновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены,имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты,арендная плата и т.д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения,полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.